Сборная России после неудачи в матче с Кот-д’Ивуаром оказалась под огнем критики. И предстоящий во вторник матч с Бельгией, как регулярно напоминает Станислав Черчесов, - теперь уже действительно не товарищеский, а контрольный. Ведь за несданную контрольную, как это часто бывает, спросят именно с тренера.
“Это кошмар. Теперь нас смешают с грязью, и это правильно”, - слова голландца Арьена Роббена, произнесенные после поражения оранжевых в отборочном матче ЧМ-2018 против Болгарии (0:2).
Скажи нечто подобное кто-то из наших парней после проигрыша Кот-д’Ивуару, народ бы понял. Но у нас наиболее цитируемой стала фраза Юрия Жиркова: “Свист? Значит, такие у нас болельщики”.
Видимо, все предыдущие истории ничему не научили - даже одно дурацкое слово после болезненных поражений больно ранит зрителя и заставляет от команды отворачиваться. Хотя у Жиркова был шанс развернуть ситуацию: есть общение с журналистами после тренировок, есть соцсети, личные и командные.
Но этого пока не случилось. Ни извинений, ни емких выражений в духе Константина Зырянова после Израиля-2007 (Тогда футболист “Зенита” подвел итоги матча так: “Мы обос…ись”.) у команды не нашлось.
В этом плане очень выдержанно показал себя Станислав Черчесов. Разочарование публики (а “Краснодар” приучил аудиторию к футболу зрелищному) отразилось и на репортерах. Я смотрел трансляцию пресс-конференции в фейсбуке “СЭ” (надеюсь, и вы оцените наши live-эфиры со всех значимых футбольных событий) и обратил внимание, что вопросы журналистов были довольно жесткими, по делу.
Однако Черчесов держался хорошо, не срывался. Впрочем, и глубины, замысла того, чего тренер требовал от команды, я тоже не почувствовал. Возможно, виной тому - формат общения, и стоит поискать ответы в прошлом: Гус Хиддинк и Дик Адвокат регулярно после ответственных матчах в интервью спортивным СМИ в довольно продолжительных беседах объясняли если не все, то очень многое.
ФУТБОЛ “ПО “РОСТОВУ”
Но пока реализую свое право на предположение, на собственный взгляд. Черчесов оказался в довольно непростой ситуации, когда ряд ключевых футболистов либо в плохой форме, либо больны. Но даже при наличии здоровых Дзюбы и Смолова, Глушакова и Дзагоева, находящихся в хорошей форме Кокорина и Шатова надо признать - команда по европейским меркам у нас средняя. И побеждать соперника, равного себе, мы можем за счет:
а) хорошей физической подготовки;
б) самоотдачи;
в) организации игры.
На мой взгляд, нельзя сказать, что по самоотдаче команда провалилась - ног никто не убирал и пешком по полю не ходил. Вот физически, пожалуй, уступили - уж очень резкими и сильными оказались африканцы. Они, как выяснилось, просто мощнее. Если не брать голкипера, который несколько в теле, атлеты в белых футболках, безусловно, превзошли нас в “физике”.
Самое интересное - организация игры. Использована схема 5-3-2 или 3-5-2, и здесь мы, естественно, должны обратить внимание на “Ростов” Курбана Бердыева, который первым в современном российском футболе реализовал такой подход. “Ростов”, впрочем, тоже играл по-разному. Мог, как с “Баварией” или “Атлетико” (оборона и быстрые контратаки). Но была ведь и встреча, когда “мужики” просто уничтожили дома “Спарту” - за счет прессинга, начинавшегося на чужой половине поля, и последующего давления на чужие ворота. Пожалуй, первый вариант, с быстрыми набегами на наши ворота, использовал некто-тренер сборной Кот-д’Ивуара, незнакомый нам мужчина, весьма схожий по фактуре с актером Морганом Фрименом.
В ЧЕМ ИГРОВАЯ ИДЕЯ ЧЕРЧЕСОВА?
Как играла наша сборная? Я бы сказал - она просто играла в футбол. Команду сложно упрекнуть, что не получалось прямо-таки совсем ничего. Нет, явно наигрывались на тренировках “стандарты”, так что, будь россияне более удачливыми, могли и поразить ворота.
В обороне с тремя центральными куча тонкостей, которые в “Ростове” отрабатывались не один сбор - перестроения там таковы, что всегда, если кто-то из крайних не успевает вернуться, в обороне как минимум оказываются четверо. Там, как недавно в интервью “СЭ” сказал Игорь Шалимов, элементарно много народу.
В сборной же получилось, что при дефиците центральных защитников высокого уровня мы сделали ставку сразу на троих - при том что никто из игроков центральной зоны средней линии не является, мягко говоря, Канте или Погба. Нет у нас “собаки” - человека с отбором, с отличным первым пасом. В сборной из-за кадровых проблем в этом матче просто не оказалось хребта. Ерохин играл “от штрафной до штрафной”; как умеет отбирать мячи Головин, мы увидели во время Euro-2016. Впрочем, к Бельгии ситуация наверняка улучшится за счет выздоравливающих Глушакова и Дзагоева - это серьезное усиление.
Но главное все же - именно в игровой идее. Точно знаю, что тренерский штаб провел несколько довольно длительных теоретический занятий, но насколько все это воспринимают футболисты?
Полагаю, для Черчесова есть опасность, что возобладает такое мнение, - если используется схема “Ростова”, но она не работает, быть может, имеет смысл пригласить того, у кого с реализацией обстоят дела лучше?
Но можно взглянуть на ситуацию и по-другому. Да, команда провела шесть матчей, два из которых выиграла, один свела вничью и три проиграла. Не очень хороший баланс. И все же, вправе ли мы спустя лишь полгода после прихода нового штаба, при большом количестве травм так строго спрашивать за нехватку стиля?
ПОЧЕМУ НЕ ИГРАЕТ ДЗЮБА?
То, что происходит сейчас - процесс смены поколений, - стоило начинать уже после Euro-2012, в крайнем случае - после ЧМ-2014.
Сейчас Черчесову намекают на возвращение братьев Березуцких (летом 2018-го обоим будет по 36), Игнашевича (летом этого года исполнится 38) и Денисова (в мае 2018-го стукнет 34).
На мой взгляд, у стремления искать кандидатов в прошлом есть смысл до определенного предела - пока это не становится смешным.
Другое дело, что в случае с Игнашевичем и Василием Березуцким штаб сборной сам дал повод, - оба ушли с двусмысленной формулировкой “приостановил выступление в сборной”. Это “приостановление” еще аукнется. При ошибках защитников, как произошло в матче с Кот-д’Ивуаром, регулярно вспоминают ветеранов.
Что касается множества травмированных, самой непонятной оставалась ситуация с Дзюбой. Артем прилетел в Краснодар, показался врачам команды и улетел на медосмотр в Москву. Удивительно, что обследование не смогли сделать в Краснодаре, где, вне всяких сомнений, есть аппаратура хорошего уровня.
Впрочем, все достаточно просто. Артем играет в “Зените”, является одним из лидеров, не так давно был назначен капитаном. Слухи о том, что у форварда проблемы с коленом, правдивы. Обострились эти проблемы в конце прошлого года, именно поэтому игрок пропустил два ноябрьских матча сборной - с Катаром и Румынией.
Вслух об этом не говорят, но мои источники утверждают - играет Дзюба на уколах, а межигровой цикл включает в себя терапию и тренировки с вариацией нагрузок.
Так мог ли футболист сыграть с ивуарийцами, а потом с Бельгией? Наверное. Но при этом, как говорят, риск доломаться был весьма высок. Что бы сказали в “Зените”?
И не надо, пожалуйста, о престиже сборной. Вот на днях произошла ситуация, которая просто “перепахала”. Леонид Слуцкий, открывший школу в родном Волгограде, услышал в свой адрес угрозы. И рассказал об этом коллеге Казакову в его колонке для “СЭ”. Кто-нибудь из тех людей, чью репутацию Слуцкий спасал, согласившись на совмещение летом 2015-го, уже разобрался в ситуации? Собралось ли экстренное бюро исполкома или техком? Последовали ли из высоких футбольных кабинетов звонки в Волгоград? Эй, люди, ау! Одному из наших лучших тренеров угрожают, потому что он посмел открыть в родном своем городе футбольную школу!
Но нет, Слуцкий остался со своими проблемами один на один. И, судя по тому, что я прочитал в интервью оппонентов тренера (господ Шоха и Никитина), перспективы у предприятия Леонида Викторовича не очень хорошие.
Это называется - организация дела. Коль предъявляются претензии к Черчесову по части организации игры, надо спросить с федерации за организацию дела. Скажем, кто-то может нормально объяснить, чего все до последнего ждали в случае с Мариу Фернандесом? Накануне матча Виталий Мутко прямо сказал - договоренность с ивуарийцами есть, играть бразилец может. А причем тут вообще договоренность с африканцами, когда речь идет о матче, который внесен в реестр ФИФА? Если непосредственно от Международной федерации нет бумаги с разрешением играть, на поле футболист не выйдет. Что, собственно, и произошло.
НА ЖИВОЕ МЕСТО БЕРДЫЕВ НЕ ПОЙДЕТ
Есть предположение, что будущее Черчесова - в том, разумеется, случае, если уступим и Бельгии - станет обсуждаться.
Напомню прошлогоднюю историю. В какой-то момент из четверки кандидатов (Бердыев, Бородюк, Семак, Черчесов) фаворитом стал именно нынешний ростовский главный. Но было решено, что он пойдет наводить порядок в “Спартак”, а в сборную назначат Черчесова.
Те переговоры, к слову, - одни из самых странных в истории назначений главных тренеров сборной. Год назад, в разгар допинговых скандалов, всем претендентам пришлось прослушать лекцию о том, как все против нас. И, допустим, сейчас уже не все по щелчку вспомнят, каков заработок штаба команды - а ведь в прежние времена это считалось главным вопросом (напомню - 2,4 миллиона долларов в год, эту цифру называл президент РФС).
И вот сейчас пошло странное шевеление вокруг персоны Бердыева. Не осталось незамеченным и высказывание Гаджи Гаджиева в интервью “СЭ”: “Когда из одного клуба приглашают несколько футболистов, как сейчас из “Ростова”, Черчесову есть смысл просить Курбана Бердыева, чтобы они поработали совместно. Думаю, что Бердыев согласился бы помочь нашей национальной команде”.
Информации много, я бы сформулировал главное: год назад тренер подписал контракт с “Ростовом” сроком на два года, одно из условий - возможность уйти в любой момент без выплаты компенсации. Ситуация в клубе за год никак не поменялась: финансово команда провела суперуспешный сезон, заработав около 18 миллионов евро. Часть средств, вероятно, ушла на погашение прежних долгов, задолженность же перед футболистами составляет около 3 месяцев.
По тому, что знаю я, вероятность переговоров с Бердыевым прямо сейчас, при работающем Черчесове, исключена полностью. Вместе с тем, полагаю, Станиславу Саламовичу (который, по моей информации, полностью независим в решениях) стоит быть готовым ко всему.
Вот несколько цитат из выступления Мутко после встречи с ивуарийцами.
“Качества игры, рисунка игры мы пока не видим. Но в принципе ребята стараются”.
“Должно быть понимание, во что мы играем”.
“У нас еще одна игра. Хотелось, чтобы в этой игре мы что-то увидели”.
У меня есть полное ощущение того, что фраза “ребята стараются, а рисунка игры мы пока не видим” - это разделение команды на футболистов (первая часть высказывания) и тренерский штаб (вторая). К которому, похоже, есть серьезные претензии.
Итак, матч с Бельгией представляется не только крайне важным, но и судьбоносным. Бельгийцам отечественная сборная проиграла в четырех из пяти последних встреч, а последняя победа датирована 1982 годом. Да, соперники приедут без нескольких основных игроков, но и у нас состав неидеален, а Бельгия все же классом выше.
Для нее это будет рядовой матч. Для России, учитывая жесточайшую реакцию на поражение от африканцев, - возможно, главный матч весны.
Как минимум для нынешнего тренерского штаба.