ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 1, 2019

Было время – и цены снижали

Рейтинг: 0

Автор: Юлия Шигарева, Татьяна Богданова, Константин Кудряшов, Алексей Макурин, Елена Плотникова. Аргументы и Факты Москва

Можно ли сегодня осуществить такие же «три сталинских удара» по ценам на товары народного потребления?

По прогнозам Минэкономразвития, в марте инфляция в России разгонится до 5,5–5,7%. В переводе с языка цифр на русский это означает: нас ждёт очередной рост цен. И на ум невольно приходят события 70-летней давности, когда цены в СССР были снижены на 20%. Сможем ли повторить?

СССР. Экономика с особым ЦЕНизмом

70 лет назад, 1 марта 1949 г., газета «Правда» вышла с передовицей: «В этом мероприятии большевистской партии и советского правительства с новой силой проявилась забота о трудящихся, об их процветании, о росте благосостояния и культуре».

Речь шла о снижении розничных цен в госторговле. Причём не первом — первое произошло ещё в декабре 1947 г., одновременно с денежной реформой. Правда, тогда оно было частичным. Хлеб и мука подешевели на 12%. Макароны, крупа и неизвестно как затесавшееся сюда пиво — на 10%. На мясо, рыбу, масло, сахар, соль, водку, вино, табак, спички и всякую «мануфактуру» цены формально не снижали, оставив на уровне «пайковых» военного времени. Зато отменили «коммерческие» цены на те же продукты.

Партийная забота?

1 марта 1949 г. началось второе плановое снижение цен. В памяти оно стало первым «настоящим» обвалом цен. Да, потом будут ещё и ещё — всего в послевоенном СССР цены снижали 6 (!) раз — вплоть до 1953 г., обычно в марте или апреле. 1 апреля 1953 г. снижение цен было самым крупным. Оно произошло уже после смерти Сталина, однако основные параметры с ним были согласованы. Глава СССР в обозримой перспективе вообще хотел некоторые жизненно важные продукты, как, например, хлеб, сделать бесплатными.

Но тогда, в год 70-летнего юбилея Сталина, снижение цен было настолько обширным и неожиданным, что вызвало у населения замешательство, а местами и недовольство. Так, устраивая «разбор полётов», глава Отдела пропаганды ЦК Дмитрий Шепилов в записке «Об откликах трудящихся на снижение розничных цен», адресованной Георгию Маленкову, пишет: «Часть женщин выражает неудовлетворение большим снижением цен на водку». Что неудивительно — водка подешевела аж на 28% (см. иллюстрацию).

Впрочем, главной эмоцией была всё же радость, а главным чувством — признательность. Тот же Шепилов цитирует письмо в газету «Известия», отправленное инвалидом войны Бегишевой: «Я — беспартийная. Но обращаю к партии полные благодарности слова. Спасибо тебе, наша родная заступница, за постоянную заботу о нас!» Конечно, можно списать подобные выступления в адрес партии на «рабский менталитет», а то и на банальное лизоблюдство. Но фокус в том, что они, как ни странно, точно отражали реальную ситуацию.

Дело в том, что партия действительно старалась заботиться о качестве жизни советского человека. И не только в послевоенные годы. До войны, в ставшем пугалом 1937 г., Совнарком СССР объявил о довольно широком снижении розничных цен. Носки, чулки, трикотажное бельё и детская одежда подешевели на 5%, ситец, шерстяные и льняные ткани, модельная обувь, галоши и папиросы — на 10%, а игрушки, патефоны, парфюмерия и оконные стёкла — на все 15%. Это можно отследить по газетам. Но некоторые частные снижения проводились без шума и пафосной кампании в прессе, как вполне обыденные мероприятия. Вот, скажем, постановление Совета труда и обороны № 234: «Снизить с 11 июня 1936 г. розничные цены на курительную махорку с 50 коп. до 35 коп. за пачку весом в 50 грамм. Разницу от переоценки... отнести за счёт госбюджета». А вот постановление Совнаркома № 1023: «Снизить с 16 июня 1936 г. действующие розничные цены на масло парижское, несолёное и солёное по всем поясам: масло „Экстра“ — на 2 руб. на кг, масло высшего сорта — на 1 руб. на кг».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни