Чудны дела твои, Господи. Серия эксцессов на уроках, в ходе которых педагоги подвергались нападениям со стороны подростков, взбудоражила всю прогрессивную общественность, включая депутатский корпус. Так родилась законодательная инициатива — создать документ, закрепляющий статус учителя в современной школе.
Слов нет, ситуация складывается так, что учительская профессия становится столь же опасной, как, например, профессия врача «скорой помощи». Учителя действительно может обидеть каждый: пьяный прапорщик, недовольный оценками дочери, распоясавшийся подросток, которого во время урока отвлекли от гаджета, бдительный родитель, застукавший молодую учительницу (о, ужас!) в супермаркете во время покупки дорогого белья...
С этим действительно что-то надо делать. Ибо аморально превращать образование в сектор сферы обслуживания, делая педагога заложником ситуации, при которой клиент всегда прав. Об этом мне уже не раз приходилось писать на страницах «МК». Так что сама законодательная инициатива создания кодекса, закрепляющего статус учителя, сомнения не вызывает. Она своевременна. Тем более что, к примеру, в соседнем Казахстане уже принят закон об ответственности за оскорбление учителя.
Но для того чтобы такой документ не превратился в собрание благих намерений, которыми, как известно, выстлана дорога в ад, он должен предусматривать взаимную и равную ответственность всех включенных в образовательный процесс сторон: педагогов, учеников и их родителей, которые по закону несут ответственность за воспитание своих детей. Несут-то они несут, но не доносят, поскольку никакие санкции к ним за безобразное поведение детей в школе не предусмотрены.
Тут-то и начинается самое интересное. В проекте закона предусмотрены штрафные санкции, которые школа может применять к родителям, чьи отпрыски позволяют себе хулиганские действия в отношении педагогов.
Но обвинения не должны быть голословными: их, разумеется, необходимо доказывать весомо, грубо, зримо. Последнее особо ценно сегодня, когда распознавание преступников или лиц, только намеревающихся совершить преступление, становится idefiks — навязчивой, маниакальной идеей стражей порядка. Преступные намерения — они тоже, знаете ли, отражаются на лице. Иной предполагаемый злоумышленник «такую рожу скорчит, что хоть святых выноси». Разница невелика, но специально обученным физиогномистам сразу становится ясно: вот он — без пяти минут преступник. (Замечу в скобках, что современная экспериментальная психология относит физиогномику к псевдонаукам.)
Так вот, еще не вступил в силу кодекс о статусе учителя, пока вырабатывается всего лишь проект, который должен пройти широкое обсуждение. Но уже подсуетились наши стартаповцы, стремящиеся осуществить инновационный технологический прорыв, — на случай принятия кодекса о статусе учителя уже подготовили соответствующую боевую экипировку педагога. Ее продемонстрировали недавно на одном из ведущих федеральных каналов ТВ.
Как она выглядит? Довольно забавно. По аналогии вспомните, как смотрится головное убранство отоларинголога. На лбу у него закреплено большое зеркало, с помощью которого он имеет возможность рассматривать аденоиды, полипы и прочие вредные наросты, затрудняющие нормальное дыхание человека. В боевой экипировке педагога зеркало заменено камерой наружного слежения, позволяющей фиксировать нарушения дисциплины учениками. Теперь им, голубчикам, в случае чего уже не отвертеться от штрафа. Товарищи родители, теперь вы даже не пытайтесь прятать свои деньги по банкам и углам. Головной учительский видеорегистратор работает постоянно. Но, в свою очередь, до зубов вооруженные смартфонами дети фиксируют малейшие нарушения со стороны учителя. Такая вот перекрестная видеорегистрация.
Впрочем, на мой взгляд, предложенная нашими доморощенными «илонами масками» модель не доработана до конца. Если вдруг учитель невзначай повернется к доске передом, а к классу задом, его тыл окажется незащищенным. Но, как известно, нет предела совершенству, и потому я предлагаю доработать предложенное головное устройство камерой заднего вида. Таким образом мы наконец получаем долгожданное индивидуальное средство педагогической защиты (ИСПЗ) в условиях гибридной войны с детьми и их родителями.
Как оценить создаваемую с помощью таких подручных средств классно-урочную атмосферу? Как непрекращающийся перекрестный донос! Но при этом какой дивный богатейший материал беспрерывно накапливается для судебных экспертов, какая беспредельная возможность для увеличения их количества. Сколько при этом открывается новых рабочих вакансий. Кроме того, количество продаваемых смартфонов увеличивается в разы. Обучение экспертов не требует дополнительных затрат, ибо происходит прямо у школьной парты. Дух захватывает от таких перспектив экономического роста!
Переведем дыхание и осознаем, что в данном случае мы имеем дело не с духом, но со знакомым смердящим душком, исходящим из общества, где донос — норма жизни, а стукачество — естественная форма существования в социуме.
Вместо глубокой содержательной работы по укреплению ослабевающего доверия взрослых и детей и снятию нарастающей агрессии вновь культивируется знакомая до тошноты взаимная подозрительность, но на этот раз оснащенная технологически. Так вновь реализуется ставшее крылатым выражение: у нас что ни изготовляй — получается автомат Калашникова.
Между тем, если мы действительно вознамерились сбить волну нарастающей агрессии в школах, то прежде всего необходимо прекратить красть драгоценное время у педагогов, отвлекая их на бесчисленные формальные мероприятия, куда они вынуждены насильно сгонять детей, освободить учителей от бессмысленных бумажных и электронных отчетов.
На прошлой неделе исполком «Единой России» запросил информацию в регионах о количестве кормушек для птиц в образовательных организациях. Ясное дело, правящая партия должна серьезно подготовиться к приему пернатых соотечественников, которые ожидаются к весне. Комитет сельского хозяйства впихивает проект для «эколят» (дети, которые занимаются экологией). Особенно трогательно эта инициатива будет выглядеть в Красноярске, где руководителям образовательных учреждений рекомендовано не выпускать детей на улицу в безветренную погоду, когда над городом стоит коричневый никелевый смог. Так школу хотят поиметь все кому не лень.
Не желая участвовать в этом управленческом абсурде, молодые учителя уходят из школы. Они бы рады сердце отдавать детям, но для этого надо прекратить заниматься подотчетной ерундой.
Тогда высвободившееся время они могли бы использовать на непосредственное общение со своими питомцами. Ведь крылатое выражение Сент-Экзюпери «роскошь человеческого общения» — это, как известно, таинство, которое предполагает доверительную атмосферу. Кроме того, освободившееся время учителя смогли бы с толком употребить для повышения своей квалификации, чтобы научиться взаимодействовать со своими такими непростыми воспитанниками.