Недавно отмечался Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. И что же? В мировых СМИ, в выступлениях политиков об этой проблеме не было сказано ни слова. Промолчали и международные организации.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Войны, борьба за глобальное лидерство, делёж ресурсов, проблемы мировых валют... Вот темы, которые занимают сегодня умы политиков. А ведь ещё несколько лет назад проблема нищеты остро волновала и население, и власти многих стран. В 2019 году Нобелевская премия по экономике была присуждена именно за борьбу с бедностью. Рецептов предлагалось много. Но бедность никуда не ушла.
В том числе, увы, и в России. Конечно, представление о бедности за минувший век сильно изменилось. Наше ТВ любит показывать кадры старой кинохроники: бородатые мужики в обтрёпанных тулупах, бабы в изношенных платках, дети, просящие милостыню, пьянь в кабаках. Всё это было и до революции, и после. Несмотря на цензуру, тема бедности прокрадывалась и в советское искусство. Популярность многих писателей и кинорежиссёров объяснялась в том числе тем, что они не закрывали глаза на тяготы народной жизни. Но бедность в СССР представлялась прежде всего как «картины прошлого». Всем нам памятны такие полотна, как «Не пущу!» (в кабак) В. Маковского, «Бедный ужин» В. Максимова или «Нищие певцы» В. Васнецова. В коллекциях и запасниках русских музеев хранятся свыше тысячи картин о босоногом русском народе.
А вот работы современных художников, посвящённые этой проблеме, выставлять не торопятся. Недавно я попытался найти в Третьяковской галерее полотна наших новых «передвижников», но тщетно. Не нашёл и картину Игоря Симонова «Второе пришествие». Наделавшая много шума в начале 1990-х, сегодня она почти забыта. Сюжет картины перекликается со знаменитым полотном А. Иванова «Явление Христа народу». Только у И. Симонова — всё наоборот. Христос не несёт людям пророчество о грядущем Царствии Божием, а, столкнувшись с обликом «глубинного народа», в смущении удаляется.
Не корзиной единой
Понятно, что облик бедности ныне совсем иной, чем в конце XIX — начале XX века. Восприятие её сегодня формируется не только «продуктовой корзиной», уровнем зарплаты и метражом квартиры, но и, прежде всего, глубокими разрывами в образе «нового дворянства» и «новых бедных». Первые охотно демонстрируют прелести своего роскошного быта и живут совершенно отдельно от страны и народа.
Как дела у народа — показывает Росстат. Согласно данным за первое полугодие этого года, более трети населения (37,7%) имеют ежемесячный душевой доход до 27 тыс. рублей. Справедливости ради надо сказать, что в 2021 году доля «до 27 тыс. рублей» была весомее — 53,7%.
При этом ввести прогрессивный подоходный налог, как во многих странах, власти не торопятся. Дескать, богачи начнут стремительно прятать доходы и выводить капиталы за рубеж. Ударит же повышенный налог по среднему классу. Допускаю, что доля правды в этом есть. Но допускаю и то, что есть инструменты, позволяющие контролировать, что и куда прячется, а также механизмы, способные защитить средний класс.
Средний класс, к слову, по оценкам специалиста РЭУ им. Плеханова Вячеслава Бобкова, и так подсдулся. Если в 2014 году тех, чьи расходы на потребление составляли от 3,2 до 11 потребительских корзин, было 31,6%, то в 2020 году — 25,7%.
А ещё социологи указывают: около 60% населения с трудом дотягивают до зарплаты. Небольшие прибавки к окладам «съедаются» растущими коммунальными тарифами и ценами.
На днях зашёл в «Пятёрочку». И удивился очереди. Оказывается, не хватает продавцов. Те увольняются из-за низкой зарплаты.
В этой связи не перестаёт удивлять одно: неисчерпаемая вера людей в «светлое будущее». По опросам ФОМ, более 40% граждан в ближайшие 3–5 лет ждут улучшения положения дел в стране. Среди молодёжи благостные настроения ещё выше. Воистину, Россия — страна победившего оптимизма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции