Без энергии человек жить не может. С незапамятных времён он искал её источники. Когда-то довольствовался живым огнём. Потом - пар, энергия падающей воды, углеводороды, атом…
Гонка бесконечна, если вечный двигатель остаётся морковкой, до которой невозможно дотянуться. Или всё же возможно?
На прошлой неделе на 19-м Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» Горно-химический комбинат (ГХК) госкорпорации «Росатом» представил публике уникальную разработку. Человеку непосвящённому это трудно понять: способ получения радионуклида никель-63 для бета-вольтаических источников тока. Но, возможно, это предвестник, основа и движущая сила новой технологической революции.
Бета-вольтаические батареи - автономные источники, где энергия бета-распада преобразуется в электрическую. Учёные пытались разработать их полвека. Ни в одной стране так и не смогли найти главное - технологию получения изотопа, отвечающего необходимым параметрам.
Никель-63 в природе не встречается - его создаёт человек. В США научились так обогащать природный никель, что в нём появляется 20% нового изотопа. Вот только для батарейки этого очень мало. Наши учёные достигли 80%-ного обогащения, о чём свидетельствует соответствующий документ Роспатента. ГХК разработал технологию в партнёрстве с несколькими другими предприятиями и организациями «Росатома» и Академии наук.
«Кооперация и интеграция, заложенные в основу атомной отрасли в советские времена и сохранённые в госкорпорации, позволили нам сделать то, что за рубежом не смогли», - считает Дмитрий Друзь, замначальника технического отдела комбината, который и представлял разработку в столице.
Про сбои - забыть
«В науке и технике мы наблюдаем тенденцию экономного использования энергии. Снижается потребляемая мощность. Но нужны новые - автономные - источники питания. В 2020 г. в мире будет использоваться 18 млрд датчиков с низким энергопотреблением, требующих автономного электроснабжения», - поясняет он.
Именно с маленьких образцов мощностью от 10 до 60 мкВт и планируют начать производство атомных батареек. Их можно использовать в электронике, не зря же представители этой отрасли на «Архимеде» активно интересовались стендом комбината. Новые источники питания, считают они, изменят архитектуру устройств. Трудно даже предположить, как станут выглядеть гаджеты. Но самое главное - значительно повысится безопасность, поскольку проблем, связанных со сбоями в электроснабжении, не будет. Дальше - больше: автомобили, поезда, самолёты и космические корабли, инфраструктура в труднодоступных районах…
«Но я лично буду счастлив, если наши батарейки начнут использовать в медицине. С ними безотказными до конца жизни человека станут кардиостимуляторы, нейроимпланты», - говорит Дмитрий Друзь.
Бета вам не гамма!
Период полураспада нового изотопа - 100 лет. То есть срок службы ядерных батареек - 50 лет. Для мироздания двигатель с таким источником питания не вечный, но для человека это больше, чем половина жизни.
На комбинате шутят: «Эту батарейку можно передавать по наследству». И правда: в 30 купил её, поставил в машину, проездил до 70, а потом сыну отдал - пусть ещё 10 лет катается.
Но самое главное, мягкое бета-излучение никакой опасности для человека не представляет - это вам не гамма. К тому же оно будет экранироваться корпусом устройства. А по истечении 50 лет никель превратится в… обычную медь, то есть даже если батарейку до окончания срока службы выбросят в лесу или поле, вреда природе в отличие от нынешних литиевых она не нанесёт.