В архивах Театрального института имени Бориса Щукина хранятся личные дела бывших студентов, ставших легендами кино и театра. С разрешения учебной части института «КП» их почитала.
Поступление в вуз - дело нервное. Абитуриентка Людмила Максакова так переволновалась, когда заполняла анкету в Щуку, что сбавила себе… 17 лет. «Родилась я в Москве 26 сентября 1957 (!) года. А в школу поступила в 1948 (!) году...» Во всем остальном она была правильной девушкой: и в комсомол вступила, и председателем совета дружины была, и пионервожатой, старостой. А главное - занималась спортом, имела разряд по плаванию и конькам.
Как известно, спортивные студенты в любом, даже театральном вузе ценились. Константин Райкин занимался легкой атлетикой. Каждый год участвовал в городских соревнованиях и даже установил рекорд по прыжкам в длину. В школе был круглым троечником Александр Збруев (четверку ему натянули по идеологическому предмету «Конституция СССР»), зато утверждался в спортивной гимнастике - имел третий разряд.
А у абитуриента Андрея Миронова другие достижения. Школьником он чуть ли не пол-Москвы построил. В характеристике, которую ему дали для поступления, написано: принимал участие в строительстве универмага «Детский мир», стадиона в Лужниках и других стройках столицы.
Положительная характеристика сохранилась в личном деле АлександраКалягина. Перед экзаменами в Щуку ее дал Сан Санычу начальник станции скорой помощи Москвы: «Товарищ Калягин Александр Александрович работает на станции скорой медицинской помощи с 1960 года в должности выездного фельдшера. Чутко и внимательно относится к больным и пострадавшим».
Будущий народный артист СССР Юрий Яковлев не был блистательным учеником в школе (пятерки только по русскому, литературе и географии). Не потряс он приемную комиссию и на прослушиваниях: «Хорошая внешность, обаяние, но… с темпераментом слабо, читает плохо». Кстати, Юрий Васильевич часто как анекдот вспоминал историю: на вступительных экзаменах его забраковал будущий коллега по Театру им. Вахтангова преподаватель Владимир Этуш, сказав безапелляционно: «На завод!»
Лучший студент - Василий Лановой
Золотыми буквами в летописи Щуки должно быть написано имя Василия Ланового. Он образцовый студент, а прежде блистательный школьник - в 1953 году окончил московскую мужскую школу с золотой медалью. Любой другой вуз принял бы отличника, комсомольца и просто красавца Ланового без экзаменов. Но Василий наравне с другими пыхтел на творческом конкурсе в театральном. Поступил блестяще. И студенческая жизнь шла гладко, если бы не ссоры из-за съемок в кино.
Лановой начал сниматься на первом курсе. Киностудии слезно умоляли ректорат отпустить его на съемки. А легендарный профессор Борис Захава последовательно и вежливо посылал их куда подальше. «Киносъемки на зимней натуре для него не только противопоказаны, но просто пагубны (хроническая болезнь горла). - Речь в письме Захавы Минкульту идет о роли в фильме «ПавелКорчагин». - Если к этому прибавить еще моральный вред, когда совсем еще не оперившийся студент вдруг начинает мнить себя «знаменитостью», потому что играет главную роль в большом фильме, то станет понятным решение кафедры не отпускать Ланового на съемки». Но тот все же просочился в кино.
А вот у его однокурсницы и первой жены Татьяны Самойловой возникли проблемы. В ее личном деле сохранился черный приказ: «Татьяна Самойлова не сдала ни одного экзамена и зачета, ссылаясь на болезненное состояние. Тем не менее несколько дней назад она снова подписала договор с киностудией «Мосфильм» на участие в киносъемках (речь идет о фильме «Летят журавли». - Ред.) без разрешения директора училища. За многочисленные нарушения дисциплины и самовольное заключение договора на участие в киносъемках из числа студентов исключить». И исключили. Неизвестно, пригодились бы ей в жизни эти предметы, а вот «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (за роль Вероники) из российских актрис есть только у Самойловой.
Та же беда с Николаем Бурляевым - на третьем курсе его отчислили за съемки в кино без разрешения ректора, правда, через полгода восстановили. Наученныйгорьким опытом, Бурляев писал Захаве из экспедиций слезные послания. «Соприкосновение с моим образом (роль Бориски в фильме «Андрей Рублев». - Ред.) доставляет мне огромную творческую радость. Но меня все время преследует мысль об училище, моих товарищах. Хотя вы меня простили, моральные угрызения продолжают тревожить...»
Вертинская была витриной страны
Красавица Анастасия Вертинская после съемок в «Алых парусах», «Человеке-амфибии» и «Гамлете» была чуть ли не самой выездной студенткой страны. К четвертому курсу она в составе делегаций кинематографистов уже побывала вЧехословакии, Италии, Франции, Швеции, Японии, Индии, Скандинавии и странах Африки… «В этих поездках с честью представляла работников искусства нашей страны. Это лишнее свидетельство ее политической зрелости», - написано в ее характеристике из института. Можно себе представить, как ей завидовали однокурсники.
За какую провинность был наказан студент Сергей Маковецкий, в училище уже и не помнят, но в архивах сохранилось его письмо ректору: «Я понимаю, что совершил ужасный поступок, который перечеркнул и уважение ко мне, и веру в меня, но я прошу Вас, помогите мне. Я не знаю, как буду жить, если уйду из училища. Я не знаю, как посмотреть в глаза матери, которая одна меня воспитывала и верила в меня, мне лучше не жить тогда вообще. Я клянусь всем святым в моей жизни, что исправлюсь, что буду ответственным за каждый свой шаг, я пойду работать ночным уборщиком, чтобы каждому человеку, которому я должен хоть сколько-нибудь, вернуть все...»