Стремительный переход к новому режиму контроля капитала продолжается. Банк России с сегодняшнего дня ограничил конвертацию средств физлиц на валютных счетах — до 9 сентября с них можно снять в валюте не более $10 тыс., продажа наличной валюты банками остановлена. Восстановление института «счетов типа С» по долгам нерезидентов дополняет отказ от конвертируемости рубля. Как и многие другие действия властей последних дней, демонстративное восстановление постдефолтного финансового режима четвертьвековой давности выглядит пока публичной угрозой воображаемому Западу. Реальный режим работы финсистемы под санкциями новой конфигурации должен будет отличаться и от режима конца 1998 года, и от ситуации до февраля 2022 года — он будет зависеть от макростабильности РФ, масштабов инфляции и от способности финсистемы страны избежать коллапса в ближайшие недели: санкции продолжают расширяться и становятся более целевыми.
Новости об изменении режима работы валютных счетов физлиц Банк России опубликовал в ночь с 8 на 9 марта. После выпуска инструкций о режиме работы валютных счетов и обслуживания нерублевых обязательств юрлиц, являющихся в основном следствием санкций США, ЕС и других стран Европы, Японии, Канады, Австралии и Тайваня (список «недружественных» юрисдикций, дополненный правительством, сейчас включает большинство развитых стран), введения ограничений на валютные средства физлиц ждали, тем более в свете запретов США и ЕС экспортировать в РФ банкноты доллара и евро. Тем не менее очереди в банкоматах обнаружены уже сегодня, а перебои с долларовой наличностью в банковских кассах фиксировались с начала военной операции РФ на Украине.
Введенные ЦБ ограничения выглядят так.
- Вне зависимости от размера и срочности валютного депозита (вклада) физлица с 9 марта до 9 сентября лимит на снятие наличной валюты (только в долларах США — иные валюты не выдаются банками по инструкции ЦБ) составляет $10 тыс.
- Ограничений ни на новые валютные депозиты, ни на снятие средств со счета в рублях по курсу ЦБ нет.
- Банки могут покупать наличную валюту, но не могут продавать.
Таким образом, значительная (вряд ли не большая) часть из 6,8 трлн руб. (оценка ЦБ на начало 2022 года по действовавшим курсам) валютных накоплений граждан РФ попала в режим условно-принудительной конвертации в рубли.
По оценкам Банка России, 90% валютных вкладов физлиц в РФ — менее $10 тыс., но все крупные депозиты по крайней мере на полгода стали де-факто рублевыми. Цели ЦБ в этой мере формально не объявлены, но из конструкции очевидно, что это ограничение валютного ажиотажа и противодействие формированию черного рынка наличной валюты, попытка снижения давления на курс рубля, удобный ЦБ способ дополнительной дедолларизации банковской системы, защита банковских балансов и снижение ожидаемой угрозы разрывов курса наличной и безналичной валюты.
Ограничения мягче, чем ожидавшийся многими в текущих обстоятельствах запрет на обращение безналичной валюты в РФ, впрочем, его не было и в 1998–1999 годах. Инструментарий ЦБ в целом достаточно схож с валютным режимом времени «дефолта» 1998 года. Несмотря на то что формально текущая ситуация имеет мало сходства с государственным банкротством четверть века назад (в 1998 году дефолт был объективным, «дефолт» 2022 года — искусственный: упрощая, платежеспособному заемщику запрещено платить), для внешнего наблюдателя первые черты нового режима работы финансовой системы РФ выглядят похоже. В этом смысле возрождение «счетов типа С», конверсионных счетов для нерезидентов, на которые могут перечисляться средства за обслуживание долгов кредиторам из «недружественных» (почти всех) стран, также напоминает Центробанк времен Сергея Дубинина, а не Эльвиры Набиуллиной.
Сходство это, впрочем, отдаленное — «счета типа С» сейчас будут иметь принципиально другую природу, и пока до конца неясно, в какой мере они будут востребованы. Так, из разъяснений ЦБ следует, что кредиторы РФ из «несанкционных» стран и резиденты сохраняют шансы получать платежи по валютным долгам в валюте на обычные валютные счета (по разрешению спецподкомиссии в Минфине), резиденты «недружественных» стран будут получать рубли на «счета типа С» с ограниченным использованием, в том числе с возможностью вложения рублей в ценные бумаги (предположительно, госдолг РФ).
У создаваемой на наших глазах в основном из подручных средств новой схемы работы финансовой системы РФ не только с внешними, но и с внутренними рынками есть несколько особенностей, которые позволяют сомневаться в ее работоспособности в постоянном режиме.
В первую очередь она не исходит из какого-то стабильного прогноза платежного баланса РФ во втором-третьем кварталах 2022 года: даже введенный норматив продажи валютной выручки в 80% выглядит волевым решением, не ориентированным на определенный диапазон будущего курса рубля. То же можно сказать и о лимите в $10 тыс. по валютным депозитам, и о запрете продажи наличной валюты. В предлагаемой системе очень много «люфтов». Например, неизвестно, из каких соображений подкомиссия в Минфине во главе с министром финансов Антоном Силуановым должна будет выделять разрешения на валютные выплаты нерезидентам, какими критериями и правовыми принципами можно вообще руководствоваться в такого рода решениях. Скорее, демонстрируемый эскиз нового режима — демонстративное средство давления на иностранные компании с целью удержать их от ухода с рынка РФ, так же выглядят и эскизы «принудительного банкротства» и «внешнего управления» такими компаниями: по данным “Ъ”, в правительстве не очень довольны рвением «Единой России» при разработке законопроекта на эту тему — он выглядит более пропагандистским, чем реально работающим.
Сам по себе новый режим при этом будет определен в первую очередь устойчивостью финансовой системы РФ под фактически созданной санкциями торговой блокадой, угрозой инфляции и новыми санкциями. По первому вопросу пока мало данных: опубликованные вчера данные Росстата по первой военной неделе, с 24 февраля по 4 марта, показывают лишь рост инфляции выше 10,4% год к году (пока прогнозы аналитиков по ней в РФ в 2022 году малочисленны — консенсус-прогноз FocusEconomics, 17% годовых по итогам года, вероятно, занижен на недостаточных данных). Что касается санкций, они сейчас выглядят более целевыми и точно ориентированными. Так, в объявленном вчера ЕС пакете персональных санкций 14 предпринимателей-собственников из РФ, включая совладельцев СУЭК, «Уралхима», «Фосагро», ТМК, СИБУРа. Основной экономический эффект этих санкций, бизнес-персоналии которых вряд ли случайно совпадают с перечнем бизнесменов, участвовавших в совещании с президентом РФ 24 февраля 2022 года,— вторичные и неявные ограничения на экспортную торговлю компаний России. Будущий реальный режим работы финансового рынка, в том числе его валютного сегмента, определится именно тем, в каком объеме и чем в ближайшие месяцы РФ сможет торговать, если первая, очень сильная и пока мало оценимая по высоте волна нестабильности будет выдержана финансовой системой в ближайшие недели.