Игроки «Спартака» по-разному воспринимают нагрузки на сборе в Абу-Даби. Латиноамериканцы шумно страдают, русские помогают себе матерком, а есть те, кому все дается легко. Во всяком случае, так кажется со стороны. К таким киборгам относится и Алекс Крал — не самый габаритный, но очень выносливый футболист.
— Алекс, кажется, вам все просто дается — даже изнурительные беговые упражнения — почему так?
— Ну, во-первых, люблю физподготовку. Тренировки без мяча тоже доставляют мне удовольствие. Может, не сам процесс, но ощущения после нагрузок — прекрасны. Нравится чувствовать, как тело приходит в порядок. Кроме того, в начале сбора мы провели беговые тесты, чтобы понять, кто на каком уровне. И мои показатели действительно оказались среди лучших, поэтому сейчас легче переносить нагрузки.
— Все просто. Впервые в карьере я получил каникулы длиной в месяц, раньше никогда так долго не отдыхал. И чтобы не растерять форму в отпуске, сократил себе его на неделю. За семь дней до начала сбора начал самостоятельные тренировки. У нас был план от штаба, но я его несколько скорректировал со своими персональными тренерами — учитывая особенности организма.
— Сделал занятия чуть более тяжелыми. Повторю — в России слишком длинный отпуск, у меня ни разу не было такого, так что требовалось держать организм в тонусе. Поэтому я постоянно находился на связи со своими тренерами, следовал плану, и в Абу-Даби прилетел готовым.
— Не очень люблю, когда стоим на месте и долго слушаем тактические наставления. При этом понимаю, как это важно. Просто вот такая у меня особенность, душа всегда просит движения. Моя стихия — интенсивные упражнения.
— Да, и я к этому отношусь нормально, подхожу к тактическим занятиям так же ответственно, как и ко всему остальному. К счастью, Тедеско сохраняет баланс. Вообще, он во всем видит грань. Может жестко спрашивать всю тренировку, но как только поймет, что игроки уже на пределе, чуть-чуть отпускает гайки. А график у нас такой: утром тяжелая тренировка на физику, вечером — игровая, а перед сном тактическое собрание.
— Утром сходили в зал, а после обеда поехали с ребятами в город развеяться и где-то перекусить. Конечно, вечером все вернулись, потому что с понедельника снова началась работа.
— Физически — нет. В Чехии много внимания уделяется физике и скорости. Говоря проще, чешский чемпионат — это сплошной бег. «Славия» всегда демонстрировала лучшие показатели по километражу и количеству спринтов. И даже в Лиге чемпионов это показала. По-моему моя бывшая команда перебегала и «Боруссию», и «Интер».
— Слушайте, ну в таком случае, вам было просто адаптироваться к российскому чемпионату.
— Много общего в плане прессинга, единоборств, плотности. Но средний уровень футболистов в России, конечно, выше. И техническая подготовка команд тоже. Для меня трансфер в «Спартак» — это переход на новый уровень.
Интерес из Англии, «Ньюкасл»
— Не смотрели последний тур английской премьер-лиги?
— О нет, слишком поздно для меня. Как только можно уснуть, я сразу засыпаю. Сплю после тренажерного зала и завтрака 20 минут, после обеда пару часов, и, конечно, ночью.
— А я хотел спросить у вас о впечатлениях от матча «Ньюкасл» — «Челси» (1:0 — Прим. Д.З.). Вас ведь СМИ отправляли именно к «сорокам» в скором будущем.
— Читал эти новости, но агент мне ничего не говорил. А у меня хороший агент, он все сообщает! Как только появляется предложение, тут же звонит мне. В этот раз не набирал. Значит, и говорить пока не о чем. Если скауты «Ньюкасла» наблюдают за мной — пусть. Думаю, на этом уровне селекционеры больших клубов наблюдают за кучей футболистов. Это еще ничего не значит.
— Ваш агент Карол Кисел (бывший полузащитник сборной Словакии — Прим. Д.З.) мог в свое время оказаться в «Зените». Его связи с Россией помогли в переходе?
— Возможно. Вообще Карол знает меня с 14 лет. Он способствовал трансферу в «Славию», он же предложил вариант со «Спартаком». Сказал, что это шаг вперед.
— Но следующий — Англия?
— Это маленькая мечта. Вот только для переезда туда надо быть подготовленным. Нельзя отправляться в Англию сырым. Вряд ли прямо сейчас я к этому готов. Может, буду через 4-5 месяцев, и если поступит предложение, которое устроит меня и «Спартак», поговорим об этом.
— Был у красно-белых такой игрок Квинси Промес, его каждые полгода спрашивали: когда уедете в Европу? Он отвечал: когда что-то выиграю со «Спартаком». Вы перед собой какие задачи ставите?
— Мой контракт рассчитан на 5 лет, мне здесь нравится и я сейчас полностью сосредоточен на работе. Если у меня получится в «Спартаке», если команда будет побеждать, не исключаю, что выполню контракт до конца и заключу новый еще на такой же срок. Почему нет? Конечно, хочу завоевать трофеи со «Спартаком». Хочу вступать в Лиге чемпионов. Кстати, у нас есть шанс взять титул уже в ближайшее время — мы ведь еще боремся за Кубок! Это отличная мотивация.
Поцелуй со слоненком, привет из Косово
— Следил за вашим Instagram во время отпуска — шикарные фотки!
— В прошлом году провел 54 матча, поэтому требовалось как следует перезагрузиться. Весь отпуск я разбил на несколько частей — сначала встретился с родными и друзьями в Праге, затем с девушкой полетели в Бангкок, отключились от всей суеты на две недели, потом рванули к семье мамы в Словакию. Там смешно получилось — народ спрашивает: ну как в Москве, холодно? А у вас то ноль, то плюс два. При этом в Словакии было минус 15! Ну, а в самом конце отпуска взял родителей и уехал на недельку в Кабо-Верде. Там больше тренировался, чем отдыхал. Шикарные условия! Ветерок с океана, не очень жарко, отличные пляжи.
— В Таиланде вы купались со слонами. Как это было?
— Это придумала девушка! Она так погружена в тему защиты животных, что очень долго искала место, где к слонам относятся хорошо, дают им волю, не держат в загонах. И, прежде чем мы забронировали это мероприятие, съездили туда и все проверили. Все получилось очень круто и мило. Мы кормили слонов, купали их, а один слоненок даже поцеловал меня! Классно.
— А что за история с болельщиками сборной Косово, которые вас узнали на отдыхе?
— Это как раз произошло Кабо-Верде. Сидел вечером на пляже с родителями, а ребята из нашего отеля, в основном дети, собрались погонять мяч. Кричат мне: давай с нами, народу не хватает. Окей, без проблем. Меня, естественно, никто не узнает. Встаю в ворота. Ну, я и сам рад — меньше риска. Начинается игра. В азарте делаю пару проходов, потом финт, потом что-то забиваю. Люди поглядывают с подозрением, перешептываются, а когда заканчиваем, подходят совсем маленькие детишки спрашивают: ты что, футболист? Я говорю — да, играю за «Спартак» и за Чехию. И они такие сразу: «Папа, папа! Это он! Он нам забил!». Побежали к своим, мы познакомились и сфотографировались. Оказалось, семья из Косова.
— Не пытались замаскироваться и специально играть хуже?
— Знаете, на песке в любом случае получается хуже! Конечно, играл спокойно. Но движениями, наверное, себя выдал.
Роль на поле
— Матч против сборной Косово с вашим мячом и голевой передачей — важнейший в карьере?
— Очень важный, но встречу с Англией все-таки поставлю на первое место.
— В национальной команде вы действуете иначе, чем в «Спартаке». И голы забиваете.
— Просто в сборной роль шестого номера исполняет Соучек, поэтому я располагаюсь на позиции «восьмерки». Но четкой привязки нет. Могу подняться еще выше и поменяться местами с тем же Даридой. В «Спартаке» в этом смысле моя роль конкретнее.
— Вы обсуждали с Тедеско возможность располагаться ближе к атаке?
— Пока что моя главная задача — разрушать. Надо наладить игру в обороне. Но я могу и хочу забивать. Посмотрим, что будет дальше.
— А кто вообще придумал перевести вас с позиции центрального защитника в среднюю линию?
— Это произошло в «Славии». Если бы я остался игроком обороны, то просто сидел бы на скамейке. Ведь центральные защитники они как вратари — как правило, их меняют только из-за травмы или дисквалификации. Сыгранные связки никто не рушит. Но тренеры хотели видеть меня на поле, поэтому подняли выше. И в «Спартак» я перешел как хавбек.
— Если сейчас попросят сыграть в обороне, перестроитесь?
— Без проблем. Спокойно исполню центрального защитника, если надо. На молодежном уровне даже одно время правого играл.
Кто в «Спартаке» главный профи
— С кем общаетесь чаще всего?
— У нас сформировалась компания из тех, кто пришел летом — Гус Тил, Джордан Ларрсон, Андре Шюррле, Малколм Баду. Но скоро подтяну русский, потому что с чешским они похожи, и стану больше общаться с русскими ребятами.
— Главный профи в команде?
— Зоба. Очень ответственно относится к тренировкам! Прямо как я. (Смеется.) Кто еще? Всегда выделяется старанием Баду. Никогда нет вопросов к Гусу и Джордану. В целом никто не халтурит. Новый тренер это всегда дополнительная мотивация показать себя.
— Главная задача на остаток сезона?
— Выиграть Кубок. Это первое и главное. Плюс надо вернуться в группу лидеров. «Спартак» должен бороться за чемпионство.
— Сетка в Кубке убойная. Сначала ЦСКА, потом, если победите, скорее всего, «Зенит».
— Большие матчи — это то, ради чего все мы сюда и приходили. Наоборот круто, когда играем с сильными соперниками.
— На этом сборе нет спаррингов. Как к этому относитесь?
— Игры пойдут в Катаре. А сейчас они нам и не нужны. Мы сосредоточены на своей работе, на том, чтобы набрать форму. Надо многое поменять, чтобы выглядеть лучше, чем осенью. Так что нормальный подход.
Twitter, улыбка, фанаты
— Вы ведете Twitter. Это довольно агрессивная соцсеть, не находите?
— Поэтому отключил уведомления и вижу ответы только тех, на кого сам подписан. Так спокойнее.
— Вспоминается реакция некоторых фанатов на ваше фото с девушкой после поражения от «Оренбурга». Вы там улыбаетесь, и не всем это понравилось.
— Да, мне говорили. Но, черт возьми, я улыбался, потому что впервые увидел свою любимую после долгой разлуки. Она прилетела поддержать меня — это же прекрасно. Все зависит от подхода. Всегда можно к чему-то придраться, если захотеть.
— Ракитичу в «Барселоне» тоже предъявляли претензии за улыбку на фото.
— Вот видите! Такое случается везде. Мы, футболисты, должны быть к этому готовыми. В любом случае я уважаю болельщиков «Спартака». Они молодцы. Когда только сюда приехал, меня поразило, как люди любят команду. Каждый домашний матч нас гонят вперед, но еще более сильное впечатление — выезды. Где бы мы ни играли, есть сектор с фанатами «Спартака». Даже в таком далеком городе как Екатеринбург. Это круто!
«Забить яйцами, как Ковач!»
— Окей, Алекс. Сейчас будет небольшой тест на знание чешской истории «Спартака». До вашего перехода в команде было четыре представителя вашей страны. Попробуйте их узнать. Кто этот парень? (показываю фото Радослава Ковача)
— Знаю его, но не пойму, кто именно...
— Идем дальше. Этого узнаете? (на фото — Мартин Йиранек)
— Он так молод тут! Я не знаю, как эти парни выглядели раньше, вот в чем проблема. Если бы увидел актуальное фото, то узнал бы точно!
— А этого? (на фото — Марек Сухи)
— О, его знаю отлично, потому что мы вместе играем за сборную. Это Марек Сухи, конечно!
— Другой вопрос (показываю другое фото Ковача — он празднует гол в ворота «Баварии» в Лиге чемпионов). У этого футболиста особенный матч. Что он делает, как думаете? Празднует? Злится? Обращается к фанатам? Что случилось? Почему его рука вот там, а на лице боль?
— Думаю, он празднует. Потому что вон тот парень в белой майке выглядит расстроенным. Так что празднует.
— Это Лига чемпионов, «Спартак» — «Бавария», 2006 год, и только что этот человек забил с помощью яиц.
— Правда?
— Да, он обработал мяч яйцами, но успел пробить и забил гол. А его рука там, потому что ему больно. Крутой момент в истории «Спартака»!
— Если бы я забил яйцами, у меня бы обе руки были там! (Смеется.). Невероятно!
— Это Радослав Ковач.
— Да, точно!
— Играл за потом «Вест Хэм». А вот Мартин Йиранек провел 184 матча за клуб, стал капитаном, как-то даже выходил на поле с разбитой головой! А вот на этом фото ваш товарищ Сухи стоит с Лео Месси.
— Ух ты, это Лига чемпионов?
— Да, «Барселона» — «Спартак». 2:3 на выезде — неплохой матч. И у меня последний вопрос. Что выберете? Быть капитаном с железной головой? Забить «Баварии» стальными яйцами? Или играть против Месси?
— Лучше всего было бы играть вместе с Месси! Ладно, шутка. Что бы выбрать? Так, я уже забивал плечом, но яйцами — никогда. Так что выбираю самый экстремальный вариант — забить яйцами!