Автор этих строк начинал свою трудовую жизнь токарем на заводе «Тизприбор». Хорошо помню мастера, который работал на станке отечественного производства под странным названием «ДиП». Значило это «Догнать и Перегнать».
В 60-70-е гг. прошлого столетия лозунг «Догнать и перегнать» (имелись в виду прежде всего США) был одним из основных в пропагандистском арсенале страны. Но и в те годы отечественного оборудования было немного. Сам я точил гайки на стареньком немецком станке. Он был частью оборудования, которое после войны вывезли из Германии в качестве репараций. Несмотря на почтенный возраст (немецкому станку было более 30 лет), работал он не хуже новенького «ДИПа». Мастер говорил так: «Вот когда мы научимся делать такие станки, как немцы, тогда по-настоящему и догоним». До сих пор не научились…
Не утонуть?
Технологическое отставание России до сих пор остаётся одной из самых серьёзных проблем страны. О возможных последствиях такого отставания для России говорил в своём последнем президентском послании и В. Путин. «Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она - эта волна - просто захлестнёт, утопит».
Опасность, о которой говорил В. Путин, вполне реальна. И о ней с пугающей откровенностью говорится в исследовании, проведённом Центром конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Выводы учёных подкрепляются и новейшими данными Росстата. Почти половина всего оборудования, работающего на наших заводах и фабриках, оценивается как изношенное и в ближайшие годы выйдет из строя. По более критическим оценкам, износ основных фондов составляет 64,4%. На что их менять? Выпуск станков продолжает сокращаться, и мы всё больше зависим от импорта. Его уровень уже достиг 80%.
Что удивляет, так это то, что хуже всего обстоят дела в нашей прославленной нефтянке. Казалось бы, вот где денег куры не клюют. И мы постоянно слышим по телевизору, как наши нефтяники «кормят всю страну». Но деньги уходят куда угодно, только не на производство отечественного оборудования. В результате опасно высока зависимость от импортного. И если в рамках возможных санкций нас отрежут от доступа к импорту, мало не покажется.
Жадность или бедность?
Удивляет, что речь идёт не о каком-то изощрённом оборудовании, напичканном электроникой, а о самых простых механизмах. Чтобы убедиться в запущенности ситуации, достаточно выйти на улицы наших крупных городов и оглядеться по сторонам. Практически вся дорожно-строительная техника - импортного производства. Машины для укладки и даже утрамбовки асфальта, как правило, из Германии. Экскаваторы - тоже оттуда. А ведь там никакой электроники. Хуже того: когда наши предприниматели покупают импортное оборудование, они в погоне за дешевизной, как правило, приобретают бывшее в употреблении. То есть уже отчасти изношенное. Это же можно сказать и о самолётном и автобусном парках.
Причин несколько. Главной эксперты чаще всего называют трудность с получением кредитов. В России кредиты дороги, и получить их нелегко. Наша банковская система в течение последних 20 лет была больше настроена на спекулятивные заработки, на отмывание денег, чем на выдачу кредитов. Ситуация стала меняться лишь в последние годы, когда Центральный банк начал активную борьбу с банками-паразитами. А ведь для технологического обновления нужны «длинные деньги», кредиты, рассчитанные на 5-10 и более лет. Но в условиях неясности экономических и политических перспектив банки давать такие кредиты не любят. А если дают, то под очень высокие проценты. Сравним: на Западе кредиты - под 2-3% годовых, у нас под 10-13%. Поэтому в Западной Европе и в США оборудование покупают на заёмные средства, а наши вынуждены вкладывать свои. Делать этого наша бизнес-элита не хочет. У неё другие цели: максимум прибыли за минимум времени… и - деньги за границу. Неудивительно, что по качеству и новизне оборудования на наших заводах мы среди отстающих.
Сложна судьба и тех предприятий, которые отваживаются запустить производство отечественных машин. Система настолько забюрократизирована, что на получение разрешений и поиск финансирования уходят годы. Пока получишь «добро», предназначенное для запуска оборудование успевает устареть и не находит спроса.Бесхозная отрасль. Почему России нужна срочная химизация производства?
Догнать и перегнать
Мы привыкли сравнивать себя с американцами и европейцами по уровню ВВП, доходу на душу населения, по тому, сколько денег на счетах у граждан. Ещё наша власть очень любит рассказывать народу о среднем заработке по стране. А вот сколько у нас на душу населения станков, считать не принято. А между тем качество и количество станков - один из важнейших показателей уровня развития страны. И тут мы, если вспомнить слова В. Путина, больше похожи на утопленников. У нас станков в 30 раз меньше, чем в Германии. Но первенство по насыщенности производства современным оборудованием держит Швейцария. Там на душу населения приходится 126 станков. У нас - 15. Догнать Западную Европу (а тем более США) очень трудно. Ведь Европа не стоит на месте, пока мы обгоняем немцев и швейцарцев по уровню роскоши в потребительской корзине нашей элиты. Чем меньше на наших заводах нового оборудования, тем больше золотых часов в коллекциях олигархов.
* * *
Наша зависимость от импорта и неумение производить даже простые вещи поражает. Ведь дело не только в станках и машинах. Проблема «у нас всё чужое» остро ощущается и на бытовом уровне. Похоронные службы предлагают «элитные импортные гробы с двойной откидывающейся крышкой, из Европы, оптом и в розницу». Неужели мы даже гробы разучились делать? Сосна пропала? Высохли дубы? А ведь Льва Николаевича Толстого хоронили в отечественном.
Да что гробы! На днях зашёл в аптеку купить зубную пасту. На витрине два десятка образцов. И все из-за границы. «А где же наш «Жемчуг»?» - спрашиваю у продавца. «А не завозят».
Ну да бог с ней, с зубной пастой. Были времена, когда вся страна «от Москвы до самых до окраин» чистила зубы зубным порошком, то есть толчёным мелом. Этим русских не испугаешь.
А вот за какими станками будут стоять завтра наши токари, это серьёзно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции