Россия и Запад усилили градус взаимных претензий по Украине. Москву обвиняют в неисполнении минских договоренностей и направлении на Украину военных, Россия в ответ требует предоставить доказательства и отрицает какое-либо военное присутствие в соседнем государстве. Ополченцы предлагают срочно провести новые минские переговоры для перезагрузки соглашения о перемирии. Военная эскалация – российский способ принуждения к миру, напоминает киевский эксперт.
Иностранные политики и дипломаты продолжают обвинять Россию в эскалации конфликта на Украине. Обеспокоенность «массовым поступлением войск и тяжелого вооружения со стороны российской границы» выразил в четверг президент Украины Петр Порошенко в разговоре с президентом Финляндии Саули Ниинисте. Об этом же говорили участники собравшегося в среду вечером в Нью-Йорке заседания Совета Безопасности ООН.
Помощник генсека ООН по политическим вопросам Йенс Андерс Тойберг-Франдзен заявил в ходе заседания Совбеза, что в ООН «глубоко озабочены вероятностью возвращения к полномасштабным боевым действиям» на Восточной Украине. О том же говорили и представители ОБСЕ, напомнившие о зафиксированных наблюдателями 8 и 10–11 ноября передвижениях в районе Донецка крупных колонн грузовиков без опознавательных знаков с боевой техникой, в том числе установками залпового огня «Град» и 122-миллиметровыми гаубицами.
Западные державы, по чьей инициативе был созван Совбез, прямо обвинили Россию в эскалации конфликта. Постпред США при ООН Саманта Пауэр заявила, что Россия «говорит о мире, но продолжает подпитывать войну». Глава украинской делегации Юрий Сергеев заметил, что единственная причина, по которой еще не началась открытая война с Россией, – это сдержанность Украины.
Москва отвергает наличие российских военных на территории соседней страны. «Мы никогда не согласимся с ложью, что на юго-востоке Украины присутствуют российские войска», – заявил председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Их наличие отрицал на брифинге в четверг и официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Он опроверг и данные ОБСЕ о пересечении границы в районе российского погранпункта «Донецк» грузовика с маркировкой «Груз-200».
Заявления НАТО, по словам Лукашевича, объясняются намерением альянса нарастить военное присутствие вблизи российских границ. Первый замглавы российской делегации при ООН Александр Панкин на Совбезе обвинил ОБСЕ в пристрастности.
Слова мира
Несмотря на заявления о скоплении военных, украинское Министерство обороны пока не ждет наступления ополченцев. «Говорить об этом преждевременно», – заявил министр Степан Полторак (цитата по УНИАН). В среду он рассказывал, что военные начинают перегруппировку и продолжают возводить оборонительные линии.
«Украинская сторона постоянно обвиняет нас в подготовке всевозможного рода наступательных действий. Конечно, это похоже на «вбросы». Наступательных действий ни на мариупольском, ни на других направлениях мы пока не планируем», – заявил Интерфаксу бывший спикер парламента ДНР Денис Пушилин. Он считает необходимым срочно созвать минскую группу для переговоров.
Ранее власти «народной республики» объявили, что зафиксированные ОБСЕ колонны с техникой принадлежат ополчению. По словам Бридлава, которые приводит The Wall Street Journal, целью российских действий является консолидация сил ополченцев для лучшего контроля территорий.
Напряжение последних дней связано с выборами в Донбассе и с выборами на Украине, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. Голосование в «Новороссии» не признают Запад и Киев, обвиняющие ополченцев и Россию в компрометации мирного процесса, а на Украине эскалация напряженности стала картой при формировании правящей коалиции.
Выборы в непризнанных республиках фактически сорвали минский переговорный процесс, констатирует украинский политолог Владимир Фесенко, из этой ситуации нужно искать выход, и одним из вариантов для России может быть «принуждение к миру» как в случае с Грузией в 2008 году или в августе этого года, когда массированное наступление сепаратистов привело к созыву минских встреч. По мнению эксперта, задача России – заставить Киев вести прямые переговоры с представителями ДНР и ЛНР. Однако к полномасштабным боевым действиям стороны вряд ли вернутся, прогнозирует Фесенко.