«Когда же вы наконец все разъедетесь! Как задолбали!» — в сердцах говорит кассирша на автовокзале Ялты. Миловидное лицо молодой женщины обезображивает злобная гримаса. «Мы и так здесь сидим с утра до вечера!».
Женщина недовольна: разъяренная толпа в очереди устроила импровизированный митинг, громко возмущаясь, что при таком количестве желающих уехать из четырех касс работает только одна.
С таким откровенным «совковым» хамством в обслуживании в России я уже более десяти лет не встречался. Не сразу, но примерно через десять-двенадцать лет после развала СССР до тружеников «самого ненавязчивого в мире сервиса» постепенно дошло, что они фактически едят из рук тех, кому раньше они через губу бросали: «Вас много, а я одна!»
Но Крым — это такой заповедник, в котором сохраняются не только реликтовые растения, но и реликтовые социальные отношения.
Я не стал вправлять мозги глупой кассирше, т.к. мне нужно было торопиться в аэропорт, чтобы «наконец разъехаться», но все же бросил уходя: «Да если мы сюда ездить не будем, вы все с голоду подохнете!»
И это не преувеличение, высказанное на эмоциях, а правда жизни: на побережье 80–90% так или иначе, прямым или косвенным путем зарабатывает на приезжих. Кто-то сдает свою квартиру, дачу, номера в «надгаражной» пятиэтажной гостинице. Кто-то собирает травы и продает туристам в виде различных чаев, кто-то выращивает и продает фрукты и овощи — по цене в два раза выше, чем в Москве. Кто-то работает в такси по тарифам в два, три, четыре раза выше московских: от остановки Харакс до остановки Марат на Алупкинском шоссе — чуть более километра — с меня содрали 220 рублей! Цены в магазинах и аптеках — в полтора-два раза выше столичных.
За три-четыре месяца курортного сезона в Крыму и предприниматели, и наемные работники зарабатывают столько, сколько в других регионах за год. Каждый из нескольких миллионов отдыхающих из России привозит с собой в среднем 50 000 рублей, вот и умножайте. За сезон в карманах крымчан два-три миллиарда долларов! И, по большей части налогов с этих заработков никто не платит!
Казалось бы, при таких доходах можно было бы хотя бы часть вложить в сервис и инфраструктуру — куда там! Пусть Россия вкладывает, если ей нужно. А «понаехавшим» — и так сойдет. «Пипл схавает». Даже мусор своевременно не вывозят: у меня накопилась целая коллекция фотографий импровизированных свалок на пятачке двести на двести метров в жилом квартале в одном из лучших и дорогих мест Крыма.
Но мало того: в разговорах с местными то и дело проскальзывает раздражение и, что удивительно, иногда даже сетование по поводу того, что «раньше было лучше».
Едем в такси от автовокзала в гостиницу. На въезде в город — мертвая пробка. Водитель возмущается: «Раньше такого не было! Город запрудили толпы приехавших отдыхать на своих авто! Ездить невозможно! Они города не знают, дорог не знают! Попадают в аварии!»
Конечно, раздражение крымчан можно понять — такой наплыв отдыхающих утомляет, но ведь, милые мои, вы же живете за их счет! Вы просто должны понять и до уровня спинного мозга всосать простую и очевидную истину: эти толпы приезжающих из России, нравятся они вам или нет, приятные они или не приятные — источник вашего благосостояния, и вы должны их любить, холить, и лелеять, как делают это жители туристических регионов во всем мире!
А что по факту? По факту крымский сервис — это издевательство! Начинается все прямо по прилете. Автобус до Ялты, который должен отходить в 6.20 утра, приехал на полчаса позже! И это — государственный перевозчик. На заявление возмущенных пассажиров, что они хотят сдать билеты, контролер нагло ответил: «Билеты можно сдать, только если задержка выезда более часа!» Набив людей в перегретый салон, водитель, видимо, недовольный претензиями пассажиров за опоздание, включает кондиционер только через полчаса, когда все промокли от пота. Включает кондиционер на полную мощность. Интересно, сколько человек после этого заболело?
Далее — приезжаем в гостиницу, в которой останавливаюсь четыре года подряд. Место заранее мы не бронировали, потому что гостиница не из дешевых, и места всегда были. Просто, приземлившись в Симферополе, уточняем по телефону, что номер для нас есть. Приезжаем: наш номер освободится в 12 часов, уберут его к 14, но мы это знали и, оставив вещи на ресепшн, идем на пляж. Около 12 часов приходит СМС, что номер готов, можно заселяться. Однако через час звонит управляющий и сообщает, что «женщина, которая должна была съехать, не съехала, и мы ничем помочь не сможем, приезжайте, заберите деньги и вещи».
С таким я столкнулся впервые за всю свою жизнь!
Но это Крым, детка! Обилие туристов развращает, и обслуживающий персонал перестает соблюдать элементарные правила и нормы, в особенности если они и раньше не очень-то и соблюдались!
Хоть мы были разморены бессонным перелетом, морем и солнцем, горевать не стали — быстро залезли в Интернет и сняли квартиру под ключ. Квартира под ключ в бытовом плане более удобна — там есть кухня и стиральная машина. В гостинице этого нет, зато есть огромный балкон с шезлонгами и шикарным видом на 270 градусов — на море и на Ай-Петри. Я эстет, поэтому выбирал вид, жертвуя ежедневным рагу из крымских овощей.
Однако с квартирой тоже вышло не слишком удачно — заявленный Интернет отсутствовал. Учитывая нехилые цены на крымский роуминг, мы решили, что не можем с этим мириться. Поражает реакция хозяйки: «Ну а что вам? В «Днепре» (это пансионат, через который все в этом месте ходят на пляж) ведь есть вай-фай!».
Мы ответили, что арендовали жилье у нее, а не в пансионате. Тем временем наступил уже пик сезона — середина июля. И снять квартиру сразу на 2 недели или месяц стало невозможно — народ рванул в Крым со страшной силой по только что построенному мосту. Так что за оставшиеся 25 дней мы сменили три квартиры и две гостиницы. Это было несколько хлопотно, но очень познавательно. Мы очень хорошо изучили рынок жилья для туристов в этом одном из самых дорогих и престижных мест Крыма. Цены на жилье, кстати, в этом году на 20–30% выше, чем в прошлом году. Но местные арендодатели все равно недовольны! Говорят: «сезон не удался!». Пытаюсь понять, почему, отвечают (дословно): «Раньше Украина ехала начиная с апреля. А сейчас весь июнь был пустой, только в начале июля люди поехали». Другая квартирная хозяйка ворчит, что «когда была Украина, цены были выше — квартиру можно было сдавать за 50 долларов в сутки». Дамочка не понимает, что тут дело не в том, что Крым украинский или российский, а в том, что идет вал строительства жилья, предложение увеличивается, и цены по законам рынка падают.
Вообще, крымчане в своих претензиях напоминают старуху из сказки о золотой рыбке.
Я пытался понять: почему так?
Но иных причин, кроме иждивенческого менталитета, я не вижу. Когда Крым присоединили к России, крымчане думали, что богатая нефтью и газом Россия завалит их скатертями-самобранками, коврами-самолетами и прочими цветиками-семицветиками. По первости ожидания даже как бы оправдались: сразу после присоединения на полуостров обрушился вал денег, которых тогда еще было много — антироссийские санкции еще толком не начали работать. Подняли пенсии, подняли зарплаты бюджетникам. Больницы, школы, санатории получили огромные денежные вливания. Помню, в 2014 году, сразу после присоединения, один главный врач санатория поделился со мной «трудностями»: «Мы уже в Крыму всех по два раза пролечили, кого можно, а бюджет все равно не освоили! Давайте нам больных из России!»
Но потом, как это часто бывает, халява кончилась. Цены в Крыму, которые при Украине были в два-три раза ниже российских, быстро выросли и даже обогнали московские цены. Подорожало все: продукты питания, лекарства, стройматериалы, одежда, еда в ресторанах. И те, кому зарплату подняли, поняли, что все прибавки съедены повышением цен. А те, кому не подняли? Те стали еще более нищими, чем раньше. И поток отдыхающих в первые годы резко схлынул. В 2014-м, сразу после присоединения, сезон был просто провальным. Потом, постепенно, с увеличением числа паромов на переправе, с введением дотаций на авиабилеты, поток увеличился. Но все равно он был неравномерным — то густо, то пусто. Сейчас, с введением моста через Керченский пролив, отдых в Крыму стал для россиян более доступным: можно очень серьезно сэкономить на авиабилетах. Но никто не задумывается о том, какой транспортный коллапс ждет их не только в Крыму, но и по дороге в Крым, уже на середине трассы «Дон». В Интернете есть видео двадцатикилометровой пробки в месте, где все еще идут строительные работы. В самом Крыму не лучше: мост-то построили, а дороги на полуострове пока что в том состоянии, в котором они были лет пятьдесят назад. А в городах и на побережье — вообще ужас.
Покидая Крым, выезжая с автовокзала Ялты в аэропорт, мы сразу попали в мертвый затор. Примерно за час мы проехали километров 20. Я уже стал успокаивать жену, чтобы она не волновалась насчет того, что мы опоздаем на рейс — от нас ведь ничего не зависит. И так бы и вышло — мы бы опоздали на рейс, но рейс был задержан на час. Точнее, задержку рейса даже не объявляли, просто пассажиры, пройдя регистрацию и досмотр, час стояли у выхода на посадку. По непонятным причинам. Хотя почему «по непонятным»? Причины вполне понятны — в аэропорту к «понаехавшим» такое же отношение, как и везде.
Новый, шикарный, суперсовременный аэропорт построили в рекордные сроки. Ну и что? Аэропорт-то новый, а люди-то остались старые! Сотрудница авиакомпании на регистрационной стойке сказала мне, что мой любимый пляжный зонтик я не могу ни в салон взять, ни к чемодану примотать: «примотку не берем!». Хотя по телефону мне определенно сказали, что зонтик в ручной клади можно. А на вылете из Москвы меня просто попросили примотать его к чемодану стрейч-пленкой. Т.е. из Москвы можно, а из Симферополя — уже нет. Пошел в зону прилета и подарил зонтик прилетевшей на отдых пенсионерке. То-то было радости!
Боюсь только, таких радостных моментов у бабули будет в этом курортном крымском сезоне немного...