Судьба так называемого золота Колчака — части золотого запаса, оказавшейся под контролем правительства адмирала Александра Колчака после крушения Российской империи, оставалась до недавнего времени одной из загадок истории.
На протяжении десятилетий вопрос о судьбе золота Колчака волновал историков и финансистов, литераторов и кинематографистов, породив обширную литературу на разных языках. В 1929 году парижская эмигрантская газета «Возрождение» писала, что, по слухам, золото, не попавшее в руки большевиков, было разделено на четыре части. И где-то в Сибири зарыт клад в 20 миллионов золотых рублей1 . Английский писатель Брайан Гарфилд выпустил роман «Золото Колчака», в котором изобразил поиски нацистами якобы спрятанного где-то в сибирской шахте золота. Ну а затем — и борьбу ЦРУ и КГБ за колчаковские сокровища2 . Другой британец, историк Джонатан Смил, посвятил проблеме колчаковского золота обширную статью под названием «Золото белых: золотой запас Российской империи на антибольшевистском Востоке», в которой назвал эту историю «незавершённой главой русской гражданской войны»3 .
О чём, собственно, речь?
В 1990-е годы на страницах российской печати появилось множество публикаций о царском и колчаковском золоте, которое якобы находится до сих пор в английских и японских банках и при помощи которого Россия сможет погасить свой внешний долг. «Кладоискатели» подсчитали, что, учитывая набежавшие проценты, стоимость золота составит круглую сумму в 100 миллиардов долларов. Затем она выросла (разумеется, в воображении борцов за российское наследие) до 400 миллиардов. Планировалось даже создать специальное агентство по розыску русского золота за рубежом. И в начале XXI века страсти по золоту не утихают. Несколько лет назад была выдвинута версия, что эшелон с золотом Колчака утонул в Байкале. Энтузиасты усмотрели на дне озера нечто блестящее и собирались спуститься туда в батискафе. Но так и не собрались.
Для начала: о чём, собственно, идёт речь? Всего в распоряжении Колчака оказалось по банковским ведомостям золота на 651 миллион золотых рублей ($ 332 915 653). Физически это были 30 653 пуда (490 тонн 448 кг) золота и серебра различной пробы. На самом деле золота «в руках» адмирала было несколько меньше — на 645 миллионов 410 тысяч золотых рублей. 100 ящиков золота на сумму шесть миллионов рублей большевики успели вывезти из Казани, где хранилась большая часть российского золотого запаса, накануне её захвата «белочехами» и войсками Комитета членов Учредительного собрания (Комуча) 7 августа 1918 года. После разного рода приключений золото (его транспортировали на трамваях на пристань, затем на пароходе и поезде) было доставлено в Омск незадолго до колчаковского переворота. А после провозглашения в ноябре 1918 года адмирала Верховным правителем России к золоту навсегда прилипло наименование «колчаковское».
…15 января 1920 года, в 9 часов 55 минут вечера, на станции Иннокентьевская близ Иркутска адмирал Александр Колчак был передан союзниками уполномоченным иркутского эсеро-меньшевистского Политцентра, возглавившего восстание против Верховного правителя. Вместе с адмиралом в руки Политцентра попала часть золотого запаса. Вскоре и адмирал, и золото оказались в распоряжении большевиков. Колчак был расстрелян в ночь на 7 февраля 1920 года. А золото на общую сумму 409 625 870 золотых рублей, не считая копеек, было доставлено в Казань.
Но что стало с остальной частью «запаса»? Нетрудно подсчитать, что разница составляет без малого 236 миллионов рублей золотом. Львиная его доля была продана или отправлена в заграничные банки в качестве гарантий под кредиты. Исключение составляет золото на 43,5 миллиона рублей, находившееся в захваченном атаманом Григорием Семёновым в октябре 1919 года в Чите «золотом эшелоне». Семёнов потратил захваченные средства на содержание своего войска и на такие экзотические цели, как попытка поднять монголов на борьбу с III Интернационалом. Для этого он передал барону Унгерну золота на семь миллионов рублей.
В январе 1920 года на станции с символическим названием Тыреть из одного из вагонов поезда, перевозившего золотой запас, было похищено 13 ящиков с золотыми монетами на 780 тысяч рублей. Эту кражу часто приписывают чехословацкой охране эшелона, однако нам известен поимённый список часовых, охранявших злополучный вагон, и время их дежурства. Все они были русскими. Возможно, это был акт «славянского единства», и солдаты решили напоследок обеспечить себе будущее. Это лишь предположение, жизнь бывает неожиданней логических схем. Итак, львиная доля недостающего золота была отправлена за границу.