Как стало известно “Ъ”, в Госдуму внесены поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и к Кодексу об административных правонарушениях РФ, по которым крупные новостные агрегаторы фактически приравниваются к средствам массовой информации. В том числе вводится запрет на иностранное участие более 20%. В одном из крупнейших ресурсов подобного рода — «Яндексе» — “Ъ” заявили, что в случае принятия закона не смогут сохранить сервис по агрегации новостей.
В среду в Госдуму внесены поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации», больше известному как «закон о блогерах», и к Административному кодексу. Проект вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие «новостной агрегатор»). Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено федеральному органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор). Проект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Их перечень определит правительство. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Шесть месяцев дается на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. В течение шести месяцев компания обязана также хранить распространенную ею информацию. Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора.
«Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована»,— пояснил “Ъ” один из авторов проекта член фракции «Справедливая Россия», участник ОНФ Алексей Казаков. По его словам, «новостные агрегаторы» должны «ответственно» подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку. «Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам»,— сказал “Ъ” господин Казаков. Он признает, что ресурсы с иностранным участием более 20% «мы потеряем на рынке». «Идеологические манипуляции имеют место, и мы должны их контролировать и минимизировать иностранное влияние»,— подчеркнул он. Господин Казаков отметил, что соцсети или ресурсы типа eBay или «Али-Бабы» подпадут под действие закона, только если заведут собственную ленту новостей, принудительно распространяемую всем пользователям, «отдельные новостные подписки не играют роли». По его словам, реестр таких ресурсов, который будет вести Роскомнадзор, дискуссий не вызовет, потому что регулятор «хорошо научился подсчитывать количество заходов». Напомним, в 2014 году «закон о блогерах» уже обязал авторов интернет-ресурсов с аудиторией «свыше 3 тыс. пользователей в сутки» регистрироваться в Роскомнадзоре и наложил ряд ограничений на содержимое ресурсов.
Член фракции КПРФ Александр Ющенко подтвердил, что вносит законопроект в Госдуму совместно с господином Казаковым. Он сослался на социологические исследования, по которым около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах. «Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ»,— отмечает он, подчеркивая, что недостоверность информации может быть связана и с «ангажированным размещением новостей» в топах. Кроме того, по его словам, иностранные социальные сети Twitter, Facebook в других странах уже тестируют собственные новостные сервисы, поэтому такая деятельность требует регулирования российскими законами.
Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин пока незнаком с деталями предложений коллег, но считает регулирование в этой сфере «актуальным». «Сегодня уже не важно, где появилось сообщение, важно, кем оно будет распространяться. Агрегаторы новостной информации играют серьезную роль, это сложно не замечать, в том числе и регуляторам»,— отметил он.
«Растет роль социальных сетей как современных новостных сервисов. Пользователи интернета потребляют их продукцию, как газеты и телевидение в прошлом. Вместо электронной доски объявлений они превратились в высокотехнологичных распространителей новостного контента со своим программированием, сопоставимым с телевизионными каналами»,— сказал господин Левин “Ъ”.
По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.
В пресс-службе «Яндекса» “Ъ” сообщили, что сервис «Яндекс.Новости» просто не сможет существовать, если возложить на ресурс ответственность проверять новости. «Каждый день “Яндекс.Новости” индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У “Яндекс.Новостей” нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор “Яндекса” не публикует — читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Таким образом, “Яндекс.Новости” объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию»,— заявили “Ъ” в пресс-службе «Яндекса».
Впервые отрегулировать деятельность новостных агрегаторов власти пытались еще два года назад. В мае 2014 года депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой направил генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием проверить деятельность «Яндекса» на соответствие закону «О СМИ». Господин Луговой указывал, что на страницах «Яндекса» публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ. Распространение таких материалов, считает депутат, также является распространением массовой информации, следовательно «Яндекс» должен регулироваться законом «О СМИ». Крупнейшие интернет-компании убеждали господина Лугового и его коллегу Вадима Деньгина, которые собирались вносить подобный законопроект, что новости агрегируют роботы, то есть без участия человеческого фактора. Впрочем, Генпрокуратура нарушений в деятельности «Яндекса» не нашла, но ситуация обеспокоила крупнейшие интернет-компании.
В рамках форума «Интернет-экономика 2015» их топ-менеджеры добились встречи с Владимиром Путиным. И хотя формально в повестке встречи вопрос о признании агрегаторов новостей СМИ не указывался (речь шла об общих вопросах регулирования интернета), крупнейшие подобные сервисы рассматривали всерьез возможность отказаться от рейтинга новостей, рассказывали тогда источники “Ъ”. На такой шаг интернет-компании были готовы, даже несмотря на неминуемую потерю трафика, признавая, что существенная часть посетителей приходит на стартовые страницы именно за новостями.
Фактически для интернет-агрегаторов предлагается установить те же самые правила, что и для СМИ с иностранным капиталом. В октябре 2014 года президент Владимир Путин подписал закон об ограничении с 2016 года доли зарубежных акционеров в капитале российских СМИ до 20%. Закон предписывает медиакомпаниям уведомить Роскомнадзор об исполнении закона к 1 февраля 2016 года, после чего ведомство начнет проверки. Неисполнение закона грозит медиакомпаниям закрытием: регулятор вправе обратиться в суд для приостановления деятельности СМИ.
Напомним, «Яндекс» — российская интернет-компания, владеющая самой популярной в России поисковой системой и интернет-порталом. По данным LiveInternet, в феврале 2016 года доля поиска «Яндекса» на российском рынке составила 57,9%.
Акционерная структура «Яндекса» в отчетности компании раскрыта по состоянию на 14 марта 2015 года. Из нее следует, что основным акционером является руководитель группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, его голосующая доля — 39,81%, экономическая — 10,84%, еще 7% голосов и 4% капитала у сотрудника «Яндекса» Владимира Иванова. У инвестора компании, группы фондов Baring Vostok, которые управляют в том числе пенсионными и университетскими деньгами США, стран Западной Европы и Азии,— 15,55% голосов и 4,69% капитала. Бумаги «Яндекса» принадлежали также Capital Research Global Investors (6,69% капитала), Comgest Global Investors (3,96%), EuroPacific Growth Fund (5,21%). Еще 4,21% голосов и 11,48% в капитале принадлежало американской Oppenheimer Funds, но к концу года она полностью вышла из «Яндекса», сообщал «Интерфакс». В среду котировки «Яндекса» на NASDAQ снизились почти на 1%, до $12,79 за бумагу. Капитализация составила $4 млрд.
На сайте Mail.ru Group структура акционерного капитала раскрыта по состоянию на 22 апреля 2015 года: 49,8% приходится на держателей глобальных депозитарных расписок, которые торгуются на LSE; 27,6% — у MIH Mail Investment Company BV (принадлежит южноафриканскому медиахолдингу Naspers); 15,2% — у New Media and Technology Investment L.P. и аффилированных с ней структур; 7,4% — у китайской инвесткомпании Tencent. В среду капитализация составляла $4,358 млрд.
Президент ассоциации интернет-издателей Иван Засурский считает, что «прессовать агрегацию бесперспективно: в соцсетях ее вообще не достать». Напомним, Роскомнадзор неоднократно указывал не имеющей представительства в России Twitter на нарушение российского законодательства и требовал удалить экстремистские группы, в том числе «Правого сектора». «Мы ждем других новостей — не о том, как задушить информацию, а о новых инструментах развития. Развитие интернета возможно только на базе общественного консенсуса»,— говорит господин Засурский.