Оптовая стоимость бензина и дизеля за время действия соглашения правительства с нефтяниками снизилась более чем на 20%, подсчитали для "Известий" в ведущем мировом ценовом агентстве Argus Media. Договоренность действует с ноября прошлого года, 26 марта на совещании с вице-премьером Дмитрием Козаком ее решили продлить еще на три месяца. Представители компаний и независимых АЗС позитивно оценили это решение. Нефтяники ждут лишь окончательного согласования всех параметров. Но эксперты отмечают: хотя рыночные механизмы уже вполне успешно регулируют цены, в конце июня кабмин снова выступит с идеей о пролонгации договоренностей. Новое соглашение - это некая пауза, которую власти взяли, чтобы просчитать эффективность своих мер.
ДА ЕЩЕ РАЗ
Правительство и нефтяные компании на совещании во вторник договорились продлить до конца второго квартала соглашение о заморозке цен на внутреннем рынке на бензин и дизельное топливо, сообщил Дмитрий Козак. Вице-премьер анонсировал такие планы еще на прошлой неделе.
- Все принципиальные решения, о которых мы говорили раньше, приняты. Будем продлевать соглашение с корректировкой объемов поставки (нефтепродуктов на внутренний рынок. - "Известия") в сторону некоторого уменьшения, этот вопрос в проработке, - сказал он.
Дмитрий Козак подчеркнул: нефтяные компании "в целом соблюдали договоренности" с правительством, достигнутые осенью. Тогда Минэнерго заключило соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) о сдерживании цен на бензин и дизтопливо в стране. Благодаря этому стоимость на внутреннем рынке удалось стабилизировать. С начала года, по словам вице-премьера, рост розничных цен на бензин и дизтопливо составил всего около 1%, а в феврале они даже снижались.
В прошлом месяце появились первые результаты налогового маневра в его денежном выражении, но они "не всех устроили", добавил Дмитрий Козак. Он также уточнил: сейчас правительство ищет источники для увеличения компенсации демпфера (компенсация нефтяникам поставок на внутренний рынок при высоких экспортных ценах).
Решение о корректировке демпфера было принято на прошлой неделе на заседании кабмина. Так, выплаты компенсаций нефтяникам теперь будут производиться при экспортной цене 51 тыс. рублей за тонну бензина (раньше - 56 тыс.) и 46 тыс. рублей за тонну дизтоплива (до корректировки - 50 тыс).
Представители ВИНК и независимых АЗС в целом позитивно оценили решение о продлении соглашения.
- Мы полностью удовлетворены принятыми на совещании решениями, - сказал "Известиям" глава "Газпром нефти" Александр Дюков.
По его словам, продление соглашения будет гарантировать стабильность рынка. Он также отметил: решение о корректировке демпфирующего акциза было консолидированным. Продление соглашения ранее поддерживал и глава "Лукойла" Вагит Алекперов.
- Действие соглашения проходило в благоприятных для нефтяных компаний условиях с точки зрения ситуации на мировом рынке нефти. Нефтяные цены в первом квартале росли, и у ВИНК благодаря их многопрофильной деятельности была возможность недополученную прибыль в розничных продажах моторного топлива компенсировать в других сегментах, - сказал "Известиям" руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов Алексей Громов.
По его словам, соглашение позволило "приструнить спекулянтов на рынке нефтепродуктов".
ЕСТЬ ЭФФЕКТ
Благодаря принятым кабмином решениям о насыщении внутреннего рынка и соглашению о заморозке удалось ликвидировать диспаритет цен, когда в опте они росли быстрее, чем в рознице, сказал "Известиям" вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Действительно, тренд полностью изменился. По данным ценового агентства Argus Media, оптовые цены на моторное топливо с начала действия соглашения до истечения его срока снизились не менее чем на 20%. В ноябре 2018 года среднее значение котировок уфимского Аи-92 составляло около 48 тыс. рублей за тонну, а в марте 2019-го - уже около 38 тыс. рублей. Котировки уфимского Аи-95 снизились за этот же период с 51 до 39 тыс. рублей за тонну, а уфимского зимнего дизтоплива - с 57 до 45 тыс. рублей. Цена в рознице при этом росла до 1,7%, поскольку это позволяло действующее соглашение.
Как пояснили "Известиям" в агентстве, падение цен на моторное топливо было вызвано как рыночными, так и административными факторами. В первом случае ключевую роль сыграл запуск нефтеперерабатывающего комплекса "Татнефти" "Танеко" в Нижнекамске. 12 февраля с предприятия началась промышленная отгрузка автобензинов. После чего значительная часть потребителей ушла с биржи на прямые контракты и спрос снизился. Но и соглашение кабмина с нефтяниками сыграло свою позитивную роль, подчеркнули в Argus Media. Оно сдерживало стремление компаний отправлять большие объемы на экспорт, пользуясь благоприятной рыночной конъюнктурой.
Ситуация с падением оптовых цен скоро может закончиться. В мае они подрастут на 5-7%, сказал "Известиям" замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он отметил: с начала 2019 года акцизы на бензин и дизтопливо увеличились в полтора раза, вырос НДПИ, соответственно возросла себестоимость производства бензина. Поэтому, по словам эксперта, кабмин взял некую паузу в виде продления соглашения, чтобы просчитать эффективность альтернативных мер.
Алексей Громов также высказал предположения, что через три месяца правительство выступит с повторной инициативой о пролонгации соглашения. Но главный вклад, по мнению Евгения Аркуши из Российского топливного союза, внесла даже не договоренность, а изменение внешней конъюнктуры рынка.
- Поэтому главное, на мой взгляд, это изменение параметров демпфера, базовой цены и ряда коэффициентов. Для того чтобы они заработали, нужно внести изменения в Налоговый кодекс. Поэтому продление заморозки цен на тот период, пока они не будут приняты, - естественное решение, - добавил эксперт.
Как отметил Дмитрий Козак, пока будет действовать соглашение, правительство планирует согласовать с партнерами по ЕАЭС лицензирование экспорта, которое заменит заградительные пошлины. Со временем этот механизм с прописанными объемами поставки нефтепродуктов на внутренний рынок должен исключить метод ручного управления.