Туринская плащаница, в которую, как считается, был завернут Христос и запечатлевшая его лик, выставлена в соборе города Турина. Миллионы верующих уже устремились к святыне
Примерно раз в 10 лет реликвия выставляется для поклонения верующих и удовлетворения любопытства всех прочих. Для этой церемонии в итальянском языке есть специальный термин — Ostensione, который не совсем благоговейно переводится словом "Экспозиция". Нынешняя Экспозиция, открывшаяся 19 апреля торжественным богослужением в Кафедральном соборе, продолжится до 24 июня и будет самой длительной за всю историю реликвии. Еще до начала Экспозиции на участие в ней было подано более миллиона заявок — посетить собор можно только по предварительной записи.
Ожидается, что событие привлечет в Турин 3 млн паломников. А 21 июня туда прибудет папа Франциск, который, как и его предшественники — папа Бенедикт XVI и папа Иоанн Павел II, отслужит молебен у Святой Плащаницы.
Мэр города Пьеро Фассино, кстати, бывший лидер Партии левых демократов и человек не религиозный, не скрывает радости, что Экспозиция Плащаницы пришлась на годы его мандата.
— Мы готовы принять и обеспечить всем необходимым паломников и волонтеров,— говорит он.
"Смотреть на Плащаницу следует с расстояния, не меньше чем 3 метра",— эти наставления секретаря Международного центра синдологии (создан для изучения Плащаницы в 1959 году) Энрико Симонато кажутся излишними. Ведь ближе к реликвии, выставленной в серебряной раке в алтаре Кафедрального собора Турина, все равно не подойти. Но ученый имеет в виду другое — с более близкого расстояния линии на полотне, и так не слишком отчетливые, практически не различимы.
Собственно говоря, настоящие страсти вокруг Плащаницы разгорелись после того, как в 1898 году, во время очередной Экспозиции, туринский адвокат Секондо Пиа получил от короля Умберто I разрешение ее сфотографировать. На фотографии отчетливо просматривались отпечатки человеческого тела, негатив изображения дал повод для заключения, что рисунок на полотне сам является отпечатком. Скептики обвинили фотографа в подлоге. Потому следующая серия снимков Плащаницы, сделанных уже в 1931 году, была проявлена в присутствии свидетелей, а достоверность ее результата, подтвердившего предыдущий, была скреплена нотариальной печатью.
Развитие науки предоставило новые возможности исследования реликвии. В 1988 году ткань была подвергнута радиоуглеродному анализу. Вывод специалистов из действовавших независимо друг от друга лабораторий —Аризонского университета (США), Оксфорда (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария) — оказался не в пользу реликвии. Все три научных центра сошлись в том, что ткань Плащаницы была изготовлена между 1275 и 1381 годами, то есть незадолго до того, как она, собственно, и была обнаружена.
Однако многие синдологи не согласились с этими результатами. Они предположили, что частицы, взятые для анализа, были не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы. Кроме того, по их мнению, полотно Плащаницы могло быть загрязнено более "молодым" углеродом, в частности маслом, в котором для убеждения неверующих в чудо, реликвия была выварена в 1532 году.
— Мы точно знаем, что изображение на полотне является отпечатком,— рассказывает "Огоньку" Энрико Симонато,— а не рисунком (есть гипотеза, что изображение на плащанице принадлежит кисти Джотто.— "О"). Анализ отпечатка показывает: он являет собой след тела человека, которого сначала хлестали кнутом, а затем распяли. При этом сначала был контакт материи с кровью, а потом уже сформировались оставленные ею отпечатки. И еще. Компьютерный анализ изображения позволяет судить о его трехмерности, а не о плоском изображении, как на фотографии или рисунке. Чего мы пока не можем понять,— продолжал он,— это возраст и происхождение ткани. А также то, как именно сформировался этот отпечаток.
Но есть вещи и не требующие научного объяснения и все-таки завораживающие: это осознание жителями Турина связи своей судьбы с Плащаницей.
Когда в 1998 году загорелась капелла Гуарини, Плащаница в серебряной пуленепробиваемой раке находилась в соседнем Кафедральном соборе. Толпа людей стеной стояла за пожарным оцеплением, на глазах у многих были слезы. Плакал архиепископ Турина кардинал Джованни Салдрини. "Это худший день моей жизни",— говорил тогдашний мэр Турина Валентино Кастеллани. И у всех был только один вопрос: что с Плащаницей? Языки пламени, начавшие лизать Королевский дворец, подбирались и к собору. Уже глубокой ночью пожарные вынесли из собора серебряную раку. Они сразу же стали героями. Особенно пожарный Марио Трематоре, который догадался и сумел разрубить пуленепробиваемое стекло неподъемного контейнера.
И сегодня не сильно религиозный мэр города Пьеро Фассино объясняет феномен Плащаницы:
— На протяжении веков история Турина связана со Святой Плащаницей, ее неисповедимыми значениями и способностью говорить с человечеством.