ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». В конце прошлой недели московские поисковики подняли со дна реки Дон под Воронежем средний танк Т-34–76 уникальной конструкции. Корреспондент «ВМ» принял участие в операции.
Тридцатитонную махину с 12-метровой глубины 13 июля поднимали специалисты Министерства обороны, парка «Патриот» при поддержке военнослужащих Западного военного округа. Работали очень осторожно и не по-военному бережно. Затонувший именной Т-34–76 «Сталинградец» — единственная сохранившаяся в России машина этого типа, выпущенная Сталинградским тракторным заводом.
Из его цехов танки сразу шли на фронт, собирались по упрощенной технологии — на катки привода гусениц не надевались резиновые кольца. И в целом технология сборки была достаточно грубой. Почти все эти боевые машины участвовали в активных боевых действиях и были уничтожены. Именно эти сталинградские «тридцатьчетверки» десятилетия спустя получили у западных экспертов по бронетехнике уважительное прозвище «Танк-солдат».
— Мы опасались, что могут лопнуть буксировочные тросы, поэтому просили пожарных смочить склон водой, пришлось спилить одно дерево — и танк поднялся по склону до смотровой площадки как по маслу, — рассказал «ВМ» по завершении работ начальник отдела поиска, ремонта и реставрации парка «Патриот» Андрей Калемберг.
Операции предшествовали несколько дней подготовки.
Накануне ранним утром танк лебедкой сдвинули с места и приподняли над дном, чтобы высвободить его из 70-летнего слоя ила. Операция по подъему длилась около часа.
После пожарные при помощи рукава вымыли из танка весь ил. В башне обнаружили семь снарядов и пулемет с пулеметными дисками. Все, как говорят специалисты, в «музейном сохране».
По мнению поисковиков, танк принял свой последний бой летом 1942 года. Немецкие бомбардировщики разбили переправу, как раз когда через нее шла наша бронетехника. Судя по всему, экипаж успел выскочить из тонущей машины — все люки у танка открыты, а башня повернута в сторону, чтобы ствол орудия не погнулся о дно. Видимо, танкисты хотели вернуться за своим «Сталинградцем». Но не срослось. Так он и ржавел на дне более 70 лет.
— Обследовать танк было сложно — видимость в воде такая, что не видно своего локтя, — рассказывает Александр Петров, заместитель директора дайвинг-клуба ЦСКА, принявший участие в операции по подъему машины. — Да и течение сильное, водолазов трепало, как белье на веревке. Все время приходилось держаться за страховочный конец. Только представьте, каково это — работать при сильном течении и фактически одной рукой.
Но у ребят есть опыт таких операций.
Смотреть на подъем танка в ближайшую деревню Украинская Буйловка съехались около 200 человек со всей округи. Дон ненадолго превратился в «филиал» Венеции — за подъемом наблюдали зеваки с более чем 30 лодок. Поддерживали поисковиков одобрительными криками и охотно фотографировались на фоне «восстающего» из речной пучины могучего танка.
Подъем прошел без происшествий. Военные выполняли рутинную операцию — и тягач легко справился с тридцатитонным танком: эвакуация затонувшей техники часто отрабатывается на различных учениях и полевых занятиях.
К тому же «тридцатьчетверка» более чем на десяток тонн легче современных российских основных боевых танков.
После подъема и исследования танка саперами (экипаж, покинувший свою машину, вполне мог ее заминировать, чтобы немцам не досталась) корпус очистили от ила, и на солнце заблестела зеленая краска. Могучий «Сталинградец» словно расцвел, вновь оказавшись под родным солнцем. Со стороны он напоминает морское чудище из фантастического боевика: траки гусениц облеплены ракушечником, из щелей свисают водоросли. Чтобы облегчить работу, пожарные насквозь проливают танк из брандспойта через башню. Вода с илом льется из открытого люка механика-водителя. Рядом караулят два поисковика в болотных сапогах и обрезиненных костюмах — руками ловят артефакты. Офицерский компас, портсигар, остатки патронной сумки, саперная лопатка с пробитым пулей штыком. Все это бережно складируется рядом с танком на куске полиэтилена.
— Это действительно очень редкий танк, выпуск которого велся в тяжелых условиях, — рассказал «ВМ» Максим Коломиец, научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил. — Информации об этой машине мало.
Но, к счастью, судьбу танка и его экипажа можно будет проследить по архивам — все номера на броне неплохо сохранились.
На сегодняшний день танк все еще находится на берегу Дона.
Поисковики продолжают очистку и откачку ила и воды из под брони. Появляются и новые находки. В частности, поисковики обнаружили остатки шлемофона, очки, инструменты. Вскрытие всех ящиков, отсеков и более тонкая очистка танка будут производиться уже в стационарных условиях в Москве. «Тридцатьчетверку» перевезут в парк «Патриот».
Места, где был нанесен номер, и все номерные детали пока не подвергаются никакой очистке. Именно по ним можно сказать, кому принадлежал танк, в каком подразделении воевал, какие боевые задачи выполнял. В полевых условиях эти детали очень легко загубить. И прошлое боевой машины уже будет не восстановить. Номерами тоже займутся московские реставраторы.
Еще внутри было найдено много стрелянных гильз и патронов. Не исключено, что экипажу приходилось вести ближний бой, отстреливаясь от противника из личного оружия прямо из люков. Что же касается агрегатов танка, то на первый взгляд они в порядке. Но чистить их специалисты тоже будут позже.
— У нас очень хорошие связи с архивами Вооруженных сил Российской Федерации и, думаю, мы установим полностью и данные экипажа, и его историю, и как именно этот танк оказался в реке, — рассказал «ВМ» Анатолий Калемберг, начальник отдела розыска и реставрации экспонатов музея «Патриот» в Кубинке. — На предварительном этапе мы подготовили танк к транспортировке в реставрационную мастерскую в парке «Патриот», где танк пройдет полностью все восстановительные работы. Пригласим для этого самых лучших специалистов.
Планируем показать танк общественности во время проведения международного военно-технического форума «Армия-2016», который пройдет в сентябре 2016 года.