Дурное дело, оно всегда нехитрое, а вот чтобы привнести в мир, что-то хорошее, новое и еще и заработать на этом, нужно сильно постараться. FHM пристально разглядывает все подводные камни стартапа на которые ты, начиная свой инновационный бизнес, теперь не напорешься
А теперь, приготовься, будет по настоящему скучно, потому что бизнес он весел только когда он порнобизнес, да и там случаются накладки. Говоря о стартапе мы решили не только просветить тебя по теоретическим вопросам, хотя это будет в первую очередь, но и пригласили на огонек тех, кто прочувствовал все на практике и даже тех, кто объяснит как тебе пережить со своим стартапом кризис. И на закуску – 5 заповедей кошерного стартапера. Читай и соблюдай.
ТЕОРЕТИЧЕСКИ ЭТО ВОЗМОЖНО
Василий Дерманов (приглашенный преподаватель Стокгольмской Школы Экономики в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СпбГУ)
Политика стартапов направлена на реализацию тех или иных идей, а для этого людям, конечно, нужны ресурсы. Боюсь, что финансовые ресурсы не являются центральной проблемой, хотя многие только это и привыкли считать существенным. Центральная проблема заключается скорее в том, чтобы получить представление о потребностях рынка. А для этого нужны в первую очередь грамотные специалисты.
Конечно, без яркой презентации ты не убедишь инвестора предоставить ресурсы для реализации проекта. Но люди зачастую делают хорошие презентации, показывая, что у них есть идея, в итоге получают деньги, и на этом все заканчивается. А чтобы история имела продолжение, необходимо четкое понимание того, какие ценности стартап предлагает рынку, и уже на их основании строить бизнес-модель, то есть логику реализации этих ценностей. Работа над защитой и реализацией проекта занимает огромное количество времени. Поэтому те стартаперы, которые в итоге побеждают, «женятся» на своей идее.
После получения ресурсов молодая компания, которая стремится к развитию, должна обрасти соответствующими процессами. Есть люди, которые продолжают генерировать идеи вместо того, чтобы сосредоточиться на осуществлении задуманного. А многие не готовы выйти из «творческого» процесса и погрузиться в состояние жесточайшей дисциплины для реализации идеи.
Любой бизнес может столкнуться с непредвиденными рисками. Поэтому лучше сразу предвидеть, что может пойти не так не только в финансовом, но и в техническом или организационном плане, и продумать способы решения гипотетических проблем. Это и есть один из элементов грамотного управления стартапами. Управление рисками – высший пилотаж, который потребуется, когда компания задышит и оживет.
В выборе проекта, в который стоит инвестировать, я бы ориентировался не столько на идею, сколько на людей, которые эту идею собираются реализовывать. Успеха способен добиться только тот, кто глубоко погружен в дело и отдает себе отчет во всех возможных рисках – этот пункт должен быть детально расписан в бизнес-плане. Деньги стоит давать команде, которая способна превратить «ресурсы» в «ценности». При прочих равных условиях, конечно.
МНОГЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА
Александр Волощук (основатель и генеральный директор Dr.Tariff)
Прежде чем начинать собственный бизнес, важно нащупать то, в чем вы разбираетесь лучше всего и за что вам готовы платить будущие клиенты. Это крайне важно, так как одной из главных ошибок многих стартаперов, с которыми я сталкивался, является желание начать бизнес не в той сфере, где у них есть реальные теоретические и практические знания, а в тех отраслях, которые либо потенциально принесут больше денег, либо, на взгляд начинающего предпринимателя, более перспективны с точки зрения конкуренции, роста и т. д. Подводные камни проявятся довольно скоро, а энтузиазма для их преодоления должно хватить на долгое время без выручки и в условиях неопределенности, пока не найдете свою бизнес-модель или другую сферу деятельности.
В связи с текущей экономической ситуацией оценка стоимости стартапов со стороны инвесторов снижается – деньги от российских инвесторов получить сложнее, а иностранцы вряд ли будут рисковать. Соответственно, входить в капиталоемкие сферы сейчас в разы тяжелее. Инвесторы ждут быстрого возврата инвестиций и не горят желанием вкладывать много денег. Последнее утверждение актуально и в некризисные времена, а при спаде экономики инвесторы перестраховываются и в большинстве предпочитают венчуру другие инструменты. В основном вложения, идут в проекты, которые в связи с кризисом подешевели, либо в те стартапы, которые на фоне кризиса показывают впечатляющие результаты. В случае с раскрученными бизнесами все понятно: вкладывая в них средства, шанс получить прибыль выше. Дешевеющий бизнес инвестор приобретает, если видит в нем потенциал.
Когда продукт уже прошел этап сидовых инвестиций и ищет пути развития, а деньги становятся «дороже», стартапер может временно сменить фокус в поиске инвесторов и начать работать со стратегическим партнером. Такой партнер может не выделять «живые» деньги, но помочь своими ресурсами и экспертной оценкой. Например, когда я шел в «Связной» с уже работающим сервисом Dr.Tariff, у меня было понимание, что ритейлера могла бы заинтересовать услуга анализа расходов абонентов и подбора тарифа. Почему? В магазинах компании продаются контракты всех операторов, и появление сервиса, который позволит сравнивать расходы при пользовании услугами операторов, поможет и мне, и ритейлеру. Мне – при продвижении проекта, «Связному» – для укрепления имиджа компании с широким набором сервисов «вокруг» сотовой связи и сети, где можно выбирать из нескольких предложений операторов. В итоге мы заключили договор со «Связным», и компания помогла продвинуть проект, используя собственные ресурсы – это онлайн-сервисы с посещаемостью более 2 млн «уникалов» в день, а также розничная сеть, в которую ежедневно приходит более 1,5 млн человек за товарами, услугами и различными сервисами.
Еще один совет – не ждать «быстрых» денег от проекта. Конечно, бывает бизнес-модель с отрицательной оборачиваемостью, когда клиент платит вперед. Хороший пример – Amazon. Но чаще всего стартап приносит незначительную прибыль за первые 3 года с момента его существования. Нужно готовиться к тому, что продажа крупной части акций стартапа, его слияние с более крупной компанией или, например, IPO в случае успеха проекта произойдут лишь в течение 5-8 лет.
Важной составляющей является команда. Долгосрочное видение проекта должно быть не только у основателя, но и у тех, с кем он начинает. Если, например, программист или дизайнер приходит на зарплату и просто выполняет свои обязанности, нужно быть готовым к тому, что такой человек рано или поздно может уйти, причем в самый неподходящий момент. Мотивировать сотрудников нужно не высокой зарплатой, а, например, опционом на долю в компании, но не ранее, чем через год плодотворного сотрудничества. В этом случае у вас будет определенная гарантия, что человек будет выкладываться «по полной», так как от его работы напрямую зависят его же будущие дивиденды.
ЖАНР КРИЗИСА
Лара Исправникова (директор Digital-направления ритейлера «Связной», Ранее занимала должности директора по маркетингу в anywayanyday.com и travel-стартап в Fast Lane)
В связи со сложными экономическими условиями, развитие всего российского бизнеса замедлится. Не станут исключением и стартапы на различных этапах. В кризисный период планировать развитие стартапа становится сложнее, и выиграют те, кто будет предлагать идеи и бизнес-проекты со сравнительно быстрым возвратом инвестиций, а также идеи, которые будут нацелены на облегчение повседневной жизни людей. Например, сервисы для экономии чего-либо и т. д.
Почему в кризис стартапам будет непросто? Любой проект начинают с сидовых инвестиций. Иногда это накопления самих стартаперов, но чаще они стараются найти деньги в фондах или у бизнес-ангелов. Подобного рода вложения расходуются очень быстро – за 4-6 месяцев, у особо экономных молодых предпринимателей получается «растянуть» инвестиции на год. Доступ к сидовым инвестициям сейчас стал более ограниченным, а деньги стали «дороже», и в данном случае можно посоветовать стартаперам – вне зависимости от возраста их бизнеса – максимально оптимизировать все статьи расходов таким образом, чтобы операционная деятельность стартапа ни в коем случае не останавливалась. Иными словами стремиться к снижению показателя Burn Rate.
Бизнес должен развиваться, несмотря на кризис. Соответственно, предпринимателю нужно чаще использовать максимально эффективные маркетинговые инструменты, не требующие больших затрат. В частности, можно отметить PR и увеличение лояльности действующих клиентов.
Даже в сложных экономических условиях начинать и развивать стартап можно. Главное – ясно видеть цели и задачи, еще более четко планировать свою деятельность и искать дополнительные возможности при продвижении бизнеса или услуги.
В период более комфортной экономической ситуации фонды и бизнес-ангелы могли инвестировать в проект, даже если он выглядел сырым, но при этом перспективным и привлекательным в будущем. Сейчас же стартапер вряд ли получит сидовые инвестиции или средства на развитие, если потенциальный инвестор не увидит четкого бизнес-плана с несколькими вариантами развития стартапа и сравнительно короткими сроками возврата инвестиций.
Стартаперам, которые уже прошли этап сидовых инвестиций, важно на время переключиться на поиск партнеров, которые могут помочь не «живыми» деньгами, а другими ресурсами. Например, крупного маркетингового партнера, который возьмет на себя наиболее затратную в большинстве случаев статью расходов стартапа – рекламу и маркетинг.
АНАЛИЗИРУЙ ЭТО
Теперь, когда ты прослушал краткий курс стартапа, осталось лишь пройти психологическую совместимость себя с ним. Найти в себе 5 главных качеств стартапера тебе поможет наш эксперт
Елена Васильевна Сидоренко (кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ, приглашенный преподаватель Стокгольмской Школы Экономики в России, бизнес-тренер, коуч)
1. ИНТУИЦИЯ
Стартующий предприниматель должен обладать хорошей интуицией, уметь по малейшему внешнему сигналу прочувствовать правильное направление дальнейших действий.
2. ОПТИМИЗМ
Конечно, для стартующего предпринимателя важны оптимизм и вера в то, что обстоятельства будут к нему благосклонны.
3. КОММУНИКАТИВНОСТЬ
Третье – он должен обладать сетевым интеллектом. Это способность человека мгновенно налаживать новые связи и при этом не терять старые. Весь свой социальный капитал следует использовать, чтобы добывать финансовую, информационную, интеллектуальную и энергетическую поддержку.
4. ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ
Кроме того, стартующий предприниматель должен работать в окружении единомышленников. Конечно, рано или поздно, все союзы распадаются. Предприимчивые люди, как правило, стремятся к началу собственного дела. Но на старте команда приверженцев идеи – обязательное условие.
5. ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ
У стартующего предпринимателя должна быть страховка. Лучше заранее просчитать риски и набросать сценарий отступления. Тогда в случае неудачи не нужно будет впадать в панику – он все предусмотрел и теперь знает, что делать дальше.