— Валерия, в наступающем году вы отмечаете юбилей...
— В нашей семье вообще какой-то невероятный год будет: мне 55, маме — 85, а еще юбилеи у двух моих детей и невестки. Вот как много у нас поводов для семейных праздников!
— В 2023 году у вас и творческий юбилей: исполнится 20 лет песне «Часики», которая обозначила крутой поворот в вашей жизни...
— Я бы еще вспомнила песню «Была любовь», которая показала, что я подвела итог прежней жизни и начала новую (незадолго до этого певица пережила скандальный развод с продюсером Александром Шульгиным. — Прим. ред.). Прошло 20 лет, но я и сегодня помню, как тогда после года перерыва вышла на сцену — на первой по счету премии МУЗ-ТВ. И весь «Олимпийский», вся многотысячная аудитория вместе со мной пела «Была-а-а любовь». Мурашки по спине побежали, я каждой клеточкой ощущала возрождение, будто наполнялась абсолютно новой энергией.
Самое интересное, что песня, которая получилась такой личной, была написана Витей Дробышем задолго до этого, причем с текстом на английском языке (ее даже записал какой-то молодой иностранный певец). Я услышала эту музыку, и она настолько меня зацепила, что я сказала Вите: «Хочу ее петь, она нереальная!» Но нужен был текст на русском. И вот сидим мы в студии с аранжировщиком и автором текстов Толиком Лопатиным, с которым работали над альбомом «Страна любви», и обсуждаем возможные слова. Говорю ему: «Ну о чем я сейчас могу петь? Что была любовь, что она прошла, что я теперь другая — все забываю и иду дальше. Я, как птица, лечу высоко, и я счастлива!» И Толя буквально эти мои слова положил на музыку. Так получилась композиция «Была любовь».
— А «Часики» как появились?
— В процессе нашей студийной работы с Витей Дробышем. Мы уже записали песни «Была любовь», «Перелей вода», другие композиции. Витя в очередной раз улетел в Финляндию, где в то время жил. Вдруг звонит и просто визжит в трубку: «Слушай, слушай!» Он наиграл мне эти «аббовские» аккорды — на них потом звучали строчки припева «девочкой своею ты меня назови». «Лера, это победа! — кричит. — А куплет я дорулю, допишу». Потом Лена Стюф написала на эту музыку абсолютно гениальные стихи — простые, легкие, но в них заложены глубокие мысли, достойные романса или мощной баллады. Ведь это по сути — песня одинокой женщины, которая просто хочет любить. И ей все равно, что случится завтра. Когда мы начали работать над альбомом, у меня в личной жизни была точно такая ситуация: поворот на 180 градусов и полное непонимание, что дальше (с Йосей отношений еще не было). Я так устала от всего, что просто не могла глобально думать о будущем. Но мне хотелось жить, любить, радоваться. Поэтому «Часики» можно тоже назвать автобиографической песней.
— Когда записывали «Часики», понимали, какого масштаба будет хит?
— Нет! В студии трудно спрогнозировать судьбу песни. Если бы авторы точно знали, как сделать песню, которая захватывает максимально широкую аудиторию, тогда бы все это и делали. Но единого рецепта нет. Должно сойтись много составляющих: и музыка, и текст, и классная аранжировка. Но бывает — все есть, а композиция не выстреливает так, как ожидали. Видимо, еще очень важно, чтобы песня совпала со временем, с биографией конкретного артиста, с тем, что ждут от него слушатели. Так произошло и с «Была любовь», и с «Часиками». Витя Дробыш смеялся: «Я как-то разговаривал с бывалым композитором, и он начал мериться славой. Тогда я не стал с ним спорить, что-то доказывать, а теперь смело могу ему в лицо сказать: «А я «Часики» написал!»
На самом деле весь альбом «Страна любви» гениальный, там каждая песня потенциальный хит. Нам просто не хватило времени обратить внимание аудитории на все композиции. Ведь тогда, 20 лет назад, песне нужно было дать возможность отзвучать определенное количество раз на радио, на телевидении, и на это уходило 4—5 месяцев. А поставить в ротацию более 10 песен одной певицы было просто невозможно. Но все песни с того альбома живут.
— И не только с него!
— Да! Вот недавно Shaman перепел «От разлуки до любви». Он парень голосистый, поет в достаточно традиционной манере, и красивая, мелодичная песня не диссонирует с ним. Понятно, что те, кто привык к моему исполнению, будут говорить: «Нет!» Ведь часто кажется, что первый исполнитель лучше. А другие скажут: «Ой, да Shaman красавчик, его версия нам больше нравится!» И это замечательно, главное, что песня живет. Кстати, «Часики» тоже исполняли в разных вариантах. Очень забавно было, когда рок-панк-группа с металлическим скрежетом затянула: «Девочкой своею ты меня назови». Да я и сама перепела ее с Егором Кридом — и та версия тоже классно прозвучала.
— Артистам после того, как выстреливает какая-то песня, часто дарят презенты «в тему». Вам много часов преподнесли?
— Да уж, в тот год мне на день рождения каких только экземпляров не досталось: настенных, настольных, для кухни и, конечно, наручных. У меня есть несколько красивых часов, но ношу только двое — из желтого и белого металла, и то как украшение, по сути — браслеты. Даже время на них не выставляю. А зачем? Всегда можно в телефоне посмотреть, который час. Одни мне подарил наш друг Виктор Шкулев, я лет десять носила их не снимая. Вторые в этом году мне Йося подарил. Кстати, в самые первые годы нашей совместной жизни он страдал «часовой болезнью». Тогда вообще была эпоха демонстрации на запястье дорогих аксессуаров. (Смеется.) И Йося без часов себя не представлял. Я этому противилась всячески, донимала его не мытьем, так катаньем. В итоге муж настолько охладел к часам, что сейчас они его даже раздражают.
— Вашему творческому и семейному союзу с Иосифом Пригожиным почти двадцать лет. А вы часто ссоритесь?
— Мы настоящая итальянская семья — ссоримся без конца, но только по рабочим вопросам. Дело в том, что Йося очень часто зацикливается на том, что что-то сделано не так. Начинает рассуждать, возвращаться к произошедшему: «Надо было поступить иначе...» И этим выводит меня из себя, потому что я считаю: что сделано, то сделано. Не люблю обсуждать «если бы да кабы», зацикливаться на промахах, застревать в «точке неудачи». Вот мы с Йосей и спорим. Хотя, зная характер мужа, иногда ради его и своего здоровья мне проще с ним согласиться. (Улыбается.) В общем, сказать, что мы с Йосей «шерочка с машерочкой», что у нас все идеально, невозможно. Пожалуй, единственное время, когда мы с ним ни о чем не спорили, было на самоизоляции. Потому что предмета конфликтов — работы — просто не существовало. Впрочем, без дела мы все равно не сидели — сняли с Максом Фадеевым клип «До предела». Причем в нем режиссером выступил Йося, так уж получилось. Мы только записали песню, хотели снять клип, и вдруг — самоизоляция! Все, кто обычно участвует в создании ролика, оказались запертыми в своих квартирах и домах. Помните, как все испугались ковида?! Мы тоже серьезно отнеслись к предупреждениям врачей. Я два месяца не видела маму, детей, мы общались только по зуму. Страшная история, которая уже стала забываться...
Так вот, Йося думал о клипе и предложил: «А давайте на экране будут вот эти пустынные улицы, Москва без людей, а тебя и Макса снимем каждого в своем доме. В этом и будет фишка ролика!» Так и поступили. Оператор с дрона снимал нужные локации и в режиме онлайн скидывал нам все материалы. Так мы запечатлели опечатанную желтой лентой детскую площадку, абсолютно пустой город. И клип «До предела» получился документом того непростого и тревожного времени. Еще у нас была задумка запечатлеть героев через стекло. Макса, который живет за городом, оператор с дрона легко снял. А со мной возникли проблемы. Мы живем в многоэтажном доме, и дрон все никак не мог подлететь к нашему окну. Пришлось придумывать, как это обойти...
— Все-таки странно, что вы живете в многоэтажном доме. Звезды обычно предпочитают жилье за городом.
— А мы — нет! Еще год назад очень хотели купить собственный дом. А сейчас думаю: как хорошо, что мы этого не сделали! Потому что, когда выйду на пенсию, хочу жить даже не там, где сейчас, а в самом центре города: в исторической Москве, где старинные дома и уютные дворики, чтобы пешком до консерватории доходить. Обожаю центр Москвы еще и потому, что там прошла моя юность. Наконец, живя за городом, теряешь много времени на дорогу. У нас каждый день то концерты, то съемки, какие-то встречи. Мы и сейчас из-за пробок долго добираемся. А если еще добавится время до МКАДа?! С ума сойти...
— В вопросе места жительства Йося вас поддерживает?
— Я же говорю: мы спорим только по рабочим вопросам. Правда, чего мне стоило и стоит не спорить с ним по всем остальным — другой вопрос. (Улыбается.) Причем, если сейчас сюда пригласить Йосю и спросить про наши отношения, он скажет: «Я всегда делаю, как Лера хочет».
— А давайте так и сделаем!.. Иосиф, можно вас спросить? По каким вопросам вы спорите с женой?
Иосиф: По вопросам ее самоедства, причем я всегда первый сдаюсь. Лера слишком требовательна по отношению к себе, а соответственно, и ко мне тоже, а это меня немножко утомляет и злит. Что бы она ни делала, какой бы ни был результат, ей все время что-нибудь не нравится. Уходит за кулисы после блистательного исполнения и говорит: «Вот та нотка прозвучала плохо, а там с резонаторами что-то не так...» Хотя всегда поет идеально. И все равно она недовольна. Я понимаю плюсы такого подхода: человек хочет совершенствоваться, быть на высочайшем уровне. И в этом смысле таких людей, как Валерия, мне кажется, на планете не осталось. Но этим своим максимализмом она меня просто съедает. Не скандалит, не ругается, а тихо переживает, но я-то это вижу!
И в воспитании детей я со многими вещами не соглашаюсь: тут я более строгий, жесткий, а она помягче. Например, Арсений в 16 лет решил заняться бизнесом, и надо было подписать документ, что семья согласна. Валерия подписала, а я был против. Но когда я что-то на тему детей говорю, она отвечает: «Ну да, ты еще тот воспитатель…»
Валерия: В общем, как оказалось, наши показания не сходятся. (Смеется.) Йося, давай уходи, я дальше сама буду говорить... Так вот, по поводу того, кто первый сдается. Я еще могу насупиться, посопеть. А Йося уже через минуту разговаривает со мной как ни в чем не бывало! В такие минуты иногда смотрю на него и думаю: серьезно, так можно было, да?! И в этом его огромный плюс — Йося никогда не держит камень за пазухой. Это касается его отношений не только со мной. Вот случается у него с кем-то серьезный конфликт, он говорит: «Да я больше никогда с этим человеком не буду разговаривать!» Но проходит время, и они общаются! Я удивляюсь: «Как же так? Человек по отношению к тебе поступил нечестно...» А Йося забывает плохие эмоции, не копит в сердце зло или ненависть. И все это искренне!
— А в освоении новых творческих трендов кто из вас более смелый?
— Конечно, Йося! Он, как продюсер, как маркетолог, готов на все что угодно. Я-то сопротивляюсь, когда мне что-то не подходит. Однажды очень известный человек предложил мне записать альбом: «В песнях будет не мат, но хлесткие выражения. Тебе же надо ломать стереотипы, а аудитория сегодня ждет именно этого — чтобы пожестче!» А я отказалась: «Не хочу я ломать ничего». Пусть слушателей у меня будет меньше, но я останусь в согласии с самой собой. Иначе это буду не я, зачем устраивать какую-то дурацкую клоунаду? Некоторые вещи невозможно приклеить к моему образу никак. Я такая и не буду другой.
Но иногда Йосе удается меня уговорить. Мне много раз предлагали съемки в мужских журналах, я всегда отказывалась. Но потом Йося, этот мужчина с Кавказа, меня убедил! Просто мы сразу решили, что фотосессия не будет супероткровенной и что ее посыл будет такой: женщина, даже перешагнув 40-летний рубеж и родив троих детей, может и обязана оставаться желанной и привлекательной. Мы поехали в Таиланд, на один из островов с красивейшим пляжем. Фотограф — Антуан Вергла, который снимал Наоми Кэмпбелл, Клаудиу Шиффер, Синди Кроуфорд, Элизабет Хёрли, Анджелину Джоли. Но на этот раз рядом с ним параллельно снимал Йося — ни на мгновение не присел! И некоторые кадры у мужа получились даже лучше, чем у крутого профи. Может, потому, что Вергла тогда простыл, работал, бедный, с температурой 40, с трудом ползал за мной по острову. А Йосик бегал за нами с фотоаппаратом в руках и страшно кайфовал.
— Валерия, вы выступаете на сцене более 30 лет. Скажите, нынешнему поколению артистов легче пробиваться, чем вашему?
— У каждого поколения свои сложности. У нас не было такого прямого, легкого, быстрого доступа к аудитории, который дал интернет. Но зато тогда все артисты много учились, проходили очень серьезный отбор, прилагали огромные усилия, чтобы пробиться через некую узкую дверь на большую сцену. А сегодня двери нараспашку, и на эстраду идут толпы, просто все подряд. Выпускается огромное количество музыкального материала, большая часть которого — откровенный мусор. Поэтому обратить на себя внимание действительно талантливому человеку сложно. Бриллианты просто теряются в огромном ворохе стекляшек, пустышек. Да, периодически случаются счастливые исключения из правил. Но по большей части молодым сегодня совсем не просто.
На днях я записывала для одной из программ канала «Россия» песню Иcаака Дунаевского «Дорогие мои москвичи». Впервые к ней обратилась и просто обалдела, какая она красивая и какая интонационно сложная — с полутонами, скачками. Но ведь в свое время это был не просто мегахит, который исполняли многие певцы, но и практически народная песня, которую пела вся страна! Как говорит известнейшая нейролингвист Татьяна Владимировна Черниговская, человеку, чтобы не отупеть, нужно слушать трудную музыку, читать трудные книжки, смотреть сложные фильмы. А сегодня музыка часто сводится к примитивному речитативу. Есть исключения, но я говорю об основной продукции, которая абсолютно обезличена и упрощена. И мы к этому вроде привыкли, даже видим там что-то симпатичное. А начинаешь исполнять «Дорогие мои москвичи» — и тут-то понимаешь всю разницу! К сожалению, даже то, что было популярно в 90-е, тот же Стинг с его гениальными песнями, сегодня основной молодежной аудиторией уже не воспринимается. Это обидно, но я надеюсь, что ситуация поменяется.
— А если сравнивать вокальные телеконкурсы — тогда и сегодня? Ведь ровно 30 лет назад вы победили сразу на двух музыкальных соревнованиях — в «Утренней звезде» и в «Братиславской лире», а до этого еще участвовали в конкурсе в Юрмале...
— Кстати, лет в тринадцать я написала письмо в «Утреннюю почту» с вопросом: «Почему вы так мало показываете Долину?» (Улыбается.) Я тогда как раз начала слушать джаз и обожала Ларису Александровну, всегда ждала ее и Ирины Отиевой выступлений в «Утренней почте». А до этого моим кумиром была Алла Пугачева. Если же говорить об иностранных исполнителях, то я просто с ума сходила по Элле Фицджеральд.
Так вот, возвращаясь к конкурсам. Когда сегодня сижу в жюри, думаю: господи, ну как же ребятам повезло! Педагоги-вокалисты и хореографы с ними занимаются, сценографию им ставят, их одевают, причесывают — только выходи и пой. Мы-то должны были все сами делать, особенно это касалось конкурса в Юрмале. Даже аранжировки для большого эстрадно-симфонического оркестра сами заказывали! Спасибо моему дорогому педагогу в институте Гнесиных — Иосифу Давыдовичу Кобзону, который оплатил мне аранжировку (ее сделал серьезный профессионал Дмитрий Атовмян). Но в остальном в Юрмале мы были абсолютно бесхозные: сам приехал, сам привез партитуру, сам накрасился, и что с собой привез, то и надел на сцену. Я получила приз зрительских симпатий и спецприз как самая молодая участница. Но, конечно, претендовала на большее. Хотя сейчас понимаю, что песня у меня была абсолютно не конкурсная — сложная, джазовая, с элементами рока. Тогда как прибалтийская исполнительница с незамысловатой песенкой «Мы убили комара» заняла второе место...
А «Братиславская лира» проходила, когда социалистические страны стали активно отделяться от России. Поэтому Словакия нас очень агрессивно встретила. Во время моего выступления на сцену полетела банка из-под какого-то напитка — меня хотели сбить, смутить. Но у меня такой характер, что, когда все хорошо, моя энергия уходит в какое-то ненужное волнение. А если появляется препятствие, я вся собираюсь и выдаю лучший результат. Когда увидела банку, меня прямо подожгло внутри: ну я вам всем сейчас покажу! И спела так, что меня проводили бурными овациями. После победы на конкурсе меня пригласили выступить с целым отделением — песен десять — на братиславском стадионе. И там меня уже прекрасно встречали...
— Валерия, кроме всего прочего, вы ведь уникальный случай на нашей эстраде — многодетная мама…
— А с 1 января 2021 года я еще и бабушка: именно тогда у Арсения родилась дочка Селин. Кстати, с одной стороны, хорошо, что у нее день рождения в праздник. Но нас, артистов, работа может занести на Новый год куда угодно, и тогда мы не сможем оказаться в день рождения внучки рядом с ней, это немножко расстраивает...
Мы с Йосей очень близки с Селин. Играем с ней, читаем, балуемся, что только не вытворяем. Она общительная девочка, начала говорить рано, как и Арсений. В полтора года уже выдавала целые предложения, а сегодня полноценно разговаривает, может объяснить, что с ней происходит. Сейчас у Селин зубик режется, она ночь не спала, а потом прямо так и заявила: «Зубик болит». Или на нее что-то надели, а она говорит: «Мне неудобно». Такая умница, такая сообразительная!
— В чем особенности воспитания от Валерии?
— Мы не показываем Селин мультики — ее родители против, и мы их в этом вопросе поддерживаем. Исключение делаем для старых, классических мультфильмов. Потому что в современной анимации другие, слишком яркие цвета, слишком быстрые темпоритмы — в жизни таких не бывает. И когда, готовясь к школе, дети из мира гаджетов обращаются к книжкам, то этот новый мир кажется им плоским, бесцветным, неимоверно скучным. Дети не справляются с ситуацией и поэтому плохо учатся. Кстати, большое количество аутистов некоторые психологи тоже связывают с появлением гаджетов.
Слава богу, что мы с родителями Селинки на одной волне. Поэтому внучка с утра до вечера смотрит книжки. Причем она предпочитает развивающие издания, которые рассказывают, какие предметы одежды, или деревья, или животные бывают. И теперь ее спрашиваешь: «При какой температуре вода закипает?» — и она отвечает: «Сто». — «А замерзает?» — «Ноль». Селин очень понравилась книжка про космос, она знает про Юрия Гагарина, про Белку-Стрелку, про Эйнштейна. Я говорю Сене и Лиане: «Ребята, зачем ей эта информация?!» — «А что мы можем сделать, если она спрашивает: «А это кто? А это?» Да, абсолютно ненужная информация для ребенка в год и одиннадцать месяцев, но она же сама ее выуживает, сама запоминает. Ну и пусть, раз это нравится.
— Вы легко отпускали детей во взрослую жизнь?
— У каждого была своя ситуация. Старшего — Тему — мы отправили в 12 лет учиться за границу, потому что не могли дома подобрать ему подходящее учебное заведение. Он очень умный, начитанный мальчик, в школе все быстро усваивал, а дальше начинал валять дурака. А за границей мы нашли ему школу с достаточно сложной программой. И Теме это подошло. Он получил блестящее образование, даже целых три, которые применяет каждый день в своей работе. Сын нашел дело себе по душе, а это главное!
Дочь тоже поучилась за границей, но всего год — ей там не понравилось и нам тоже не понравилось. Поэтому мы были вынуждены забрать ее оттуда. Потом она окончила институт в Москве, и мы поняли, что девочка уже взрослая, должна жить отдельно. Я была спокойна за нее, потому что ее квартира располагается в двух шагах от нашей. К тому же в тот момент с нами еще жил маленький Арсений, то есть один ребенок оставался со мной. И вдруг через полгода после отселения сестры сын сказал: «Я тоже пошел». Вот это для меня стало ударом, я не была готова к тому, что в 16 лет ребенок уйдет из дома. Думала, Сеня у меня еще маленькая лялька. А он так быстро созрел и решил жить самостоятельно... Ну что ж, это выбор, это его право. Помню, стою в коридоре, передаю ему чемодан, говорю: «Сень…» И тут как слезы покатятся! А он: «Мама, ну чего ты плачешь, я же на соседнюю улицу переезжаю». А мне тяжело, потому что для меня он маленький. Вот он ушел, и дом опустел — все дети разлетелись...
— Не будем о грустном! Расскажите лучше, как планируете отмечать юбилей.
— Если честно, чем дальше, тем с меньшим энтузиазмом хочется праздновать свой новый год. Но если уж отмечать, то большим концертом — что я и сделаю 21 апреля 2023 года в «Крокус Сити Холле». Там прозвучат и новые композиции, и золотые хиты — не буду излишне скромничать, потому что эти песни действительно временем проверены и до сих пор любимы слушателями… О, Йося вернулся! Ты хочешь что-то добавить?
Иосиф: Мы готовимся и к этому юбилейному концерту, и к следующему шоу «Маска» на НТВ. А еще снимаем документальные фильмы, записываем новые песни — в частности, у нас потрясающий творческий союз с Максимом Фадеевым. И при всем этом Лера продолжает заниматься фитнесом, йогой... Моя жена — фантастический пример для подражания. Если мы говорим о настоящем бриллианте в России, то Валерия — это самый настоящий, истинный, чистый бриллиант, который я когда-либо встречал. Оправа у него — в моем лице — так себе. А сам бриллиант — охренительный!