Даже отрезвляющий призыв из Кремля не поддаваться эмоциям и защищать в первую очередь интересы наших спортсменов не сразу остудил горячие головы. Только после вполне определенного высказывания Владимира Путина, пообещавшего поддержать тех россиян, кто решит участвовать в этих Играх на условиях МОК, ему стали осторожно вторить другие официальные лица. Осторожность эта понятна: совсем недавно президент высказывался по этому поводу куда категоричнее, да и общественное мнение сегодня не в пользу «худого мира»: всевозможные опросы отдают явное большинство сторонникам бойкота.
Но всем нам, и тем и другим, сегодня важно найти ответы на два извечных вопроса: кто виноват и что делать? Вопросы не риторические. Глава Олимпийского комитета России Александр Жуков принес МОК официальные извинения (что, впрочем, не уберегло ОКР и его главу от отлучения от олимпийской семьи), да и президент Путин дал ясно понять: в случившемся есть и доля нашей вины, несмотря на явный политический заказ. Так стоит ли воспринимать эти слова главы государства как намек: виноватые будут найдены?
Попробуем коротко описать факты, поставившие олимпийское настоящее и будущее России под прямую угрозу. Началось все вроде бы незаметно, особенно на фоне фантастически победных результатов Сочи-2014. Тот олимпийский триумф затмил, стер из памяти финансовые и прочие скандалы, связанные со злоупотреблениями при возведении олимпийского Сочи. Победителей не судят, а тут в их разряд попали помимо спортсменов и чиновники. Виталий Мутко и Ко были обласканы, разобрали премии и награды.
Между тем на документальный фильм немецкого журналиста Зеппельта, в котором легкоатлетка Юлия Степанова смешала с допинговой грязью всю российскую легкую атлетику, получивший громкий резонанс во всем мире, наши чиновники отреагировали с поистине олимпийским спокойствием. Лента вышла в 2014 году, они же посчитали возможным подать иск против немецкого «клеветника» лишь в феврале 2015-го — да и то, представьте, в суды Самары и Челябинска. Видимо, расходы на европейскую юстицию посчитали нецелесообразными? Впрочем, даже знаменитый Басманный суд в Москве, признав ряд фактов в фильме клеветой, в принудительной публикации опровержения (чего добивалась российская сторона) отказал...
К тому времени Международной федерацией легкой атлетики была дисквалифицирована наша федерация — и российские легкоатлеты пролетели мимо Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Угрозы добиться правды в международных судах и инстанциях остались угрозами. В громких делах тогда впервые засветилась московская лаборатория РУСАДА во главе с Григорием Родченковым, тем самым, которого, напомним, пытался защищать Виталий Мутко. Чуть позже этот химик, «наш сукин сын», превратился в предателя. Но ведь кто-то нанимал его на работу с большими полномочиями и бюджетом? И этот «кто-то» до сих пор не назван, а значит, ответственных пытаются вывести из-под удара.
В чем суть нынешних обвинений МОК? В том, что ОКР в период подготовки и проведения Игр в Сочи нанес ущерб олимпийскому движению, участвуя в махинациях с допинг-тестами. А эти самые махинации, по заключению двух спецкомиссий МОК, проходили при участии государственных служб РФ. Доказательства более чем мутные, главный их поставщик Родченков порой выглядит не вполне вменяемым, но что толку сотрясать воздух по этому поводу? Есть (и был!) только один повод привести свои доводы: суды, умело выстроенные юридические аргументы. Но где все это? Мы много раз слышали про грядущие суды, но так и не увидели серьезных попыток подключить к делу квалифицированных специалистов, использовать мощь государственной машины. Нет мощи? Но кто в этом виноват?
Спортсменам России предложена дьявольская альтернатива: тем, кто не попал в списки подозреваемых в применении допинга (то есть в «списки Родченкова»), предложено выступить в Корее под флагом МОК. Правда, им еще придется пройти через чистилище, доказывая свое неучастие в «допинговых госпрограммах»...
Отринув эмоции, можно согласиться и с этим унизительным для России предложением. Ведь бойкот и состязаний, и телетрансляций, и даже отказ выплатить 15 млн долларов за работу тех самых комиссий ВАДА и МОК грозит окончательно превратить российский спорт в изгоя на международной арене. Лазейка для спортсменов, оставленная МОК, позволит хоть кому-то из наших атлетов, для которых выступление на Олимпиаде является смыслом существования, доехать, выступить и даже победить. И пусть не заиграет гимн, не поднимется триколор — мир все равно поймет, кто есть кто! В 1992-м, напомним, в Альбервилле победила хоккейная дружина Тихонова, победила без флага и гимна...
Но позор декабря не должен быть забыт! Специалист по спортивному праву, юрист, эксперт «Труда» Артем Пацев полагает, что, несмотря на явную необъективность международных чиновников, средств для защиты спортсменов на международном уровне было изрядно, только Россия ими не смогла (или не захотела?) пользоваться. Есть еще важный нюанс. Те редкие чиновники от РФ, которых удалось запихнуть в международные организации, как правило, тихо отсиживаются, не имея ни авторитета, ни голоса, ни влиятельности. Почему мы к этому пришли, кто виноват? И опять нет нам ответа.
В ситуации, когда речь идет о судьбах спортсменов, отстаивающих честь страны (пусть и без флага), компромисс необходим. Вот только добившись выступления наших в Корее и отпраздновав их победы (которые, уверяем, обязательно будут!), нужно непременно отмотать пленку и вернуться в эти позорные дни декабря. Подтвердить, что никто не забыт. И ничто не забыто.
Голос
Михаил Делягин, глава Института проблем глобализации
— Я думаю, не надо сажать российских спортивных чиновников. Я думаю, им стоит поручить защищать права ЛГБТ-сообщества. И все будут довольны!
А в это время
Переживем, преодолеем
Решение МОК раскололо российское общество — на тех, кто готов принять поездку спортсменов в Южную Корею под нейтральным флагом, и тех, кто считает такое недопустимым: только бойкот и полный отказ от участия в Играх. Судя по гневной реакции в соцсетях, «пораженцев» намного меньше, чем тех, кто за бойкот. Это стало заметно и по многочисленным ток-шоу на разных телеканалах сразу после решения МОК. Было ощущение, что и верховная власть склоняется к жесткому ответу.
Напомним слова Владимира Путина, которые он произнес еще 19 октября на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай»: «У нас нет никаких претензий к Международному олимпийскому комитету. Там очень порядочные люди, но они зависят и от рекламодателей, и от телевизионных каналов, и от спонсоров. А этим спонсорам, в свою очередь, подаются однозначные сигналы из определенных американских инстанций. Мы не просто догадываемся об этом, мы знаем это. Два варианта: либо заставить Россию выступать под нейтральным флагом, либо вообще не допустить до Олимпийских игр. Оба варианта недопустимы и станут унижением страны».
Однако 6 декабря на встрече с коллективом завода ГАЗ в Нижнем Новгороде, где Владимир Путин заявил о своем участии в президентских выборах, он сменил интонацию: «Мы, без всякого сомнения, не будем объявлять никакой блокады, не будем препятствовать нашим олимпийцам принимать участие, если кто-то из них захочет принять участие в личном качестве. Надо прямо сказать, что мы отчасти сами в этом виноваты, потому что дали повод для этого».
Можно только догадываться, как тяжело ему далась эта непростая фраза в Нижнем. Конечно, послать всех подальше и гордо выйти из того балагана, который нам навязали, было по-человечески проще и понятнее. Но в политике человеческим чувствам не место. Судя по всему, для нас сегодня возможен только такой выход из ситуации. Нашим врагам (да-да, это слово здесь уместно!) важно унизить и растоптать достоинство России.
Неслучайно журналист USA Today радостно приговаривает в своей статье: «Россия как нация выходит из предстоящих Олимпийских игр. Россия была наказана сурово. Россия сегодня покрыта международным позором». Ну и где вы тут увидели слово «спортсмены»?
Да, они заставили наших олимпийцев выступать под нейтральным флагом. Обидно, но не смертельно. Переживем, преодолеем и это.