Украину продолжим поддерживать, накануне заверил генсек НАТО Йенс Столтенберг, но воевать из-за неё с Россией – увольте. И хотя Киев подал заявку на вступление в альянс по ускоренной программе, шансов – ноль. Однако не всё так просто.
В конце мая в Киеве побывал президент Польши Анджей Дуда. Обнимался с Зеленским, демонстрируя поддержку Украины «международным сообществом». А затем выступил в Раде с программным заявлением, фактически провозглашая создание союзного государства Польши и Украины. «Поляков и украинцев вместе более 80 млн, вместе мы сильнее. И мы не должны упустить этот шанс. Сегодня пришло время заключить новый польско-украинский договор о добрососедстве, чтобы наша граница не разъединяла нас, а объединяла». Зеленский тут же выступил с алаверды, посулив, что Рада готова принять законопроект, фактически уравнивающий в правах граждан Польши и Украины. Нужно лишь утрясти некоторые формальности, указал Зеленский, недвусмысленно намекая на де-юре главу Конституционного суда Тупицкого, якобы посулившего обломать всю малину с наметившимся союзом. Сказано – сделано. Тупицкого стали методично трясти, по сути, выдавив его из страны за границу (киевские силовики уверяют, что судья пересёк границу с Венгрией, не имея при себе никаких документов). А представительница Рады в Конституционном суде Ольга Совгиря между тем доложила: законопроект об особом статусе граждан Польши на Украине «будет внесён в ближайшее время». Собственно, он был подготовлен загодя в МИД Украины ещё до визита Дуды – в качестве ответа на принятый Варшавой закон о перемещённых лицах из Украины, фактически уравненных в правах с гражданами Польши. Имелись, однако, нюансы.
Гегемон Европы
Устно Зеленский и Дуда обговорили пять основных параметров законопроекта – поляки на Украине смогут занимать выборные должности, их наделят правом назначаться на руководящие посты в оборонных предприятиях и возглавлять органы государственной власти, получать доступ к секретным данным и работать судьями. Кроме того, польская полиция сможет нести службу на Украине безо всяких ограничений. По сути, Варшава и Киев за считанные месяцы смогли продвинуться в строительстве союзного государства намного дальше, чем Москва и Минск за два десятилетия с хвостиком. То есть полякам не нужно будет оформлять украинское гражданство, чтобы, скажем, возглавить Львовскую или любую другую область. Два паспорта, два гражданства – и одна, по сути, страна с 80-миллионным населением? Больше жителей, чем в Германии, а территория – самая большая в Европе! Вот вам и новый европейский гегемон, неподконтрольный Брюсселю от слова «совсем». А кто сюзерен, чьими вассалами станут поляки с украинцами? Да кто же, как не Туманный Альбион?!
А теперь – внимание. Украина, как справедливо подметил генсек НАТО, не член Североатлантического альянса, чтобы за неё вписываться. Зато Польша – член НАТО. Объединяясь с Киевом в союзное государство, Варшава ненавязчиво ставит альянс перед фактом. И Украина, по сути, оказывается в НАТО безо всяких заявок и вне утомительной очереди, возможно, даже раньше финнов со шведами. Не де-юре, но де-факто. Поляки в своём Жешуве невдалеке от украинской границы принимают военные грузы для ВСУ со всего света, там же чинят подбитую украинскую технику. А буде случится нужда, тысячи полицейских из Польши могут выступить на защиту Галиции или Волыни – своих «исторических территорий», «крёсов всходних». И несколько выстрелов в их сторону вполне могут перевернуть шахматную доску, спровоцировав альянс на военный ответ Москве. Польша ведь член НАТО? Пресловутая 5-я статья Устава – принцип коллективной обороны – не оставляет никаких шансов ни им, ни нам. И что же, третья мировая?
Зона влияния или зона конфликта
В конце июля Рада приняла «законопроект 7550» об особых гарантиях гражданам Польши – 283 голосами. Зеленский тут же его подписал, а мастерски обезглавленный шефом офиса президента Андреем Ермаком Конституционный суд не выразил и толики сомнений. Так что, по сути, союзное государство Украины и Польши оформлено законодательно. И хотя юристы разошлись в оценке правовых коллизий закона (права, к примеру, предоставляются гражданам союзной страны не бессрочно, а лишь на 18 месяцев, хотя и оговаривается возможность их пролонгации «в условиях чрезвычайных обстоятельств»), их толкование уже ничего не меняет, дельце обстряпано. Причём, как указывают правоведы, закон можно дополнять любыми новыми нормами в рабочем порядке (это, к примеру, относится к процедуре назначения польских судей – норма в закон не попала, но её вот-вот должны провести как дополнение к закону).
В Москве никаких иллюзий, по-видимому, не питают, расценивая происходящее как свидетельство стремления Польши аннексировать территорию – как минимум Западной Украины. Глава СВР Сергей Нарышкин высказался более чем определённо: «Польша намерена ввести войска в западные области Украины под лозунгом их защиты от российской агрессии». А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала происходящее казусом суверенитета: «Президент одной страны передаёт гражданам другой страны права на территории своего государства, не вводя их в гражданство Украины, по сути, разрешая им всё!» Варшава и Киев между тем указывают, что нынешний их союз далеко не первый, были как минимум две попытки в XVI (в рамках т.н. Люблинской унии) и XX веках. В 20-х и 30-х годах прошлого века польские отставные военные наделялись статусом «осадников» на землях Западной Украины и Белоруссии, этаких «смотрящих» от Варшавы. К слову, именно народным протестом против «осадников» на Волыни принято оправдывать Волынскую резню – массовые убийства поляков.
Лев Вершинин, политолог – Вероятность полноценного военного столкновения России и НАТО невысока, а 5-ю статью Устава альянса в Вашингтоне истолкуют так, как покажется выгодным. Партнёры не пикнут. Что же до вовлечения Польши в украинский сюжет, то оно очевидно. Если цель Варшавы – заполучить западноукраинские территории, ей придётся прийти на войну, постоять где-то рядом, и вовсе не обязательно при этом ломиться в атаку. Союз с Украиной – это не про братство по оружию, а про грядущий территориальный передел. Вся Украина для Польши – слишком большая, не проглотить, а несколько областей поляки и проглотят, и переварят легко. И даже если придётся немного пострелять, последствий не стоит переоценивать: большая война с Россией никому не нужна – ни Вашингтону, ни Брюсселю с Берлином и Парижем, ни даже Лондону.
У союза, впрочем, найдутся противники не только в Москве. Дело в том, что ровно 15 лет назад в Брюсселе дали добро Бухаресту на «поэтапное воссоединение» с Молдавией. Предполагалось, что однажды молдаване скажут румынам да и в Европе появится новое «союзное государство», в котором одна страна – член ЕС воссоединится с другой, не имевшей ни единого шанса оказаться в ЕС. Конечно, одно дело – крошечная Молдавия, и совсем иное – огромная по европейским меркам Украина. Но раз было сказано «а», то почему бы Брюсселю не сказать и «б»? Другое дело, как такой поворот воспримут в Берлине и Париже, ведь новый союз автоматически «надувает» Польшу до размеров региональной державы, а немцев с французами понижает в их статусе. К тому же Польша – с благоволения Вашингтона – становится газовым хабом в Европе, а Германия этого своего статуса лишается (прощайте, «Северные потоки»!). И это уже принципиально иной геополитический расклад в Старом Свете. То-то поляки уже потребовали от Германии репараций за Вторую мировую – чуют, что приходит их время! «С влиянием на украинские земли Варшава связывает своё региональное лидерство и значение, роль внутри Европейского союза, – отмечает доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Ерёмина. – Территории Западной Украины очень важны для Польши с точки зрения идеологии её государственности. Для Польши эти территории определяются так: либо это будет зона её влияния, либо зона конфликта, главное – не допустить влияния России».
Один союз против другого?
А теперь сменим ракурс, понаблюдаем за происходящим с другой точки. Накануне глава думского оборонного комитета Андрей Картаполов сообщил, что совместная группировка войск России и Белоруссии приводится в боеготовность. Развёртывание сил, отметил генерал, происходит в ответ на действия Польши, которая на границе с Белоруссией выставила войска. «Россия в данном случае не может быть безучастна». В самом деле, мы же Союзное государство, хоть и долгострой в сравнении с польско-украинской скороспелкой. О развёртывании совместной региональной группировки войск, напомним, договорились совсем недавно Владимир Путин и Александр Лукашенко – в ответ на наращивание группировки поляков у белорусской границы. Как чувствовали! Или знали наверняка?
Тут вопрос несколько шире, нежели вовлечение в конфликт лишь одной страны НАТО – Польши, указывает глава Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. «Белоруссия граничит с тремя странами НАТО, и нет оснований полагать, что провокации на польской границе не скоординированы с Ригой и Вильнюсом. Все три страны занимают предельно агрессивную позицию и по отношению к Москве, и по отношению к Минску». Но Латвия с Литвой едва ли рискнут воевать с Белоруссией, зато Польша – вполне. На границе с Белоруссией в самом деле отмечается концентрация войск Польши и её союзников по НАТО, подтверждает военный эксперт Алексей Леонков. «Белорусская армия по своей численности теоретически сможет противостоять этой угрозе, но лучше ей это делать вместе с союзниками». Одна 35-тысячная группировка против другой такой же. Вот вам и полноценный военный конфликт с НАТО – и не с одной страной – членом альянса, а сразу с тремя.
А накануне Лукашенко обмолвился, что-де Польша договорилась с США о размещении арсеналов ядерного оружия на её территории. И не в отдалённой перспективе, а уже этой осенью. Понимают в Варшаве, что Джо Байден и его демократы проиграют на ноябрьских промежуточных выборах в конгресс, и нужно ковать железо, пока горячо. А раз так, стало быть, и планы имеются? Может, Лукашенко передёргивает или преувеличивает масштаб угрозы? «Полагаю, у президента есть достоверная информация, – рассуждает белорусский политолог Алексей Дзермант. – Мы неплохо мониторим ситуацию в соседних государствах. Если ядерное оружие появится в Польше, возможен зеркальный ответ в виде размещения или возможности быстрого размещения российского ядерного оружия на белорусской территории». Смекаете, до чего может дойти?
Понизим, однако, градус, поговорим не о том, что может случиться в отдалённой перспективе, а о реальных на сегодняшний день вещах. «На прошлой неделе состоялось совещание в минобороны Белоруссии, – разъясняет Дзермант. – И там было чётко сказано, что с украинской территории мы ожидаем вооружённых провокаций, диверсий и терактов. Возможен даже совместный рейд украинских и белорусских националистов через границу. Если такая угроза станет реальной, мы можем нанести превентивный ракетный удар или задействовать отряды спецназа, чтобы он, не допуская противника на нашу территорию, уничтожил врага на территории Украины». Это, если что, не Дзермант, а белорусский министр обороны Виктор Хренин! Вот вам и готовый замес с участием Польши, Украины и НАТО с одной стороны и России и Белоруссии – с другой. Как видите, ситуация шаткая. Куда качнёт, туда и повалится.
Сигналы развития и стабилизации конфликта
- Ангела Меркель заявила, что не жалеет о своём решении закупать газ у России
- Бельгия впервые воздержалась от голосования по санкциям в отношении России 6 октября, пишет газета Le Monde
- Глава минобороны Великобритании раскритиковал Эммануэля Макрона за слова об ответе на применение ядерного оружия Россией
- Президенты России и Турции договорились развивать газовые поставки. Ждём создания международного газового хаба в Турции
- Канцлер Германии Шольц заявил, что Владимир Путин инициировал специальную военную операцию на Украине как «крестовый поход» против Запада
- Россия приостановит «зерновую сделку», если выяснится, что ею воспользовались для совершения теракта на Крымском мосту
- Германия может запустить «Северный поток – 2», чтобы компенсировать поставки российского газа, – одна ветка газопровода в рабочем состоянии
- Ведущий Fox News Карлсон назвал Зеленского «наглым иностранцем в футболке»
- Президент Швейцарии осудил санкции против российских ученых
Если допустить худшее
В предыдущем номере «Нашей Версии» я рассказал о том, как американцы намереваются заменить становящегося всё более токсичным Зеленского новым правительством Украины, в котором фигурируют политики и управленцы, считавшиеся ранее «пророссийскими». В этом им помогает украинский олигарх Дмитрий Фирташ. По всей видимости, за океаном не склонны недооценивать решительности Зеленского, а также влияния его британских покровителей. Альянс Варшавы и Киева – конструкция Лондона. И если американцы не сумеют или не успеют её разрушить, возникнут проблемы. В интересах Вашингтона – не угробить Европу, допустив там серьёзный военный конфликт с участием НАТО, а всего лишь слегка её обескровить, подпитав свои силы. Англичане же действуют «на максималках», без оглядки, как и их польские вассалы. А это опасно.
Всё же, если допустить худшее, а именно втягивание в украинский конфликт новых участников с обеих сторон, хочется надеяться на то, что в НАТО проявят хладнокровие. В конце концов, генсек Столтенберг подчеркнул, что воевать с Россией альянс не планирует, не так ли? А вот китайцы считают иначе – их Global Times печатает передовицу с подзаголовком «Своими заявлениями генсек НАТО подталкивает украинский кризис к краю пропасти». «Что имеет в виду Столтенберг, уверяя, что НАТО обеспечит Украине победу? Скрытый смысл этого заявления создаёт впечатление, что альянс готов отправить свои войска на поле боя, чтобы обеспечить разгром России, пусть даже из-за этого континент превратится в руины». «Однако НАТО даже не думает рассматривать украинскую заявку на ускоренное вступление в альянс, – отмечает издание. – Ни США, ни Столтенберг не дали на неё чёткий и прямой утвердительный ответ. Стало ясно, что НАТО не готово к прямой конфронтации с Россией. Но как в таком случае побеждать?»
А вот так – пропустив вперёд Польшу, возможно, в компании с Прибалтикой. А 5-я статья Устава НАТО американцам не заповедь. Своя рука владыка.