Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала страны Запада поставить Украине все виды вооружения. Об этом она заявила в интервью телеканалу CNN. Глава ЕК анонсировала, что на встрече контактной группы по Украине «Рамштайн» 20 января будет сделан важный шаг. Что еще могут дать натовцы Зеленскому, «МК» рассказал военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
В отношении новых поставок оружия Украине на Западе появляются уже и другие мнения. Так, The Wall Street Journal опубликовал материал, автор которого склонен считать, что поставки боеприпасов на Украину могут сократить резервы США и союзников «до критического уровня к лету или осени текущего года». С его слов, Украина расходует поставляемые Западом 155-мм артиллерийские снаряды «примерно в два раза чаще», чем США и союзники успеют их произвести.
- Нужно понимать, что Урсула фон дер Ляйен и другие еврочиновники в основном играют проамериканскую партию, - считает Леонков. - Национальные чиновники той же самой Германии, например, пытаются иногда противостоять им. Мы помним, как Кристина Ламбрехт пыталась противиться поставкам тяжелой военной техники на Украине.
Немцы, поставив самоходки Panzerhaubitze 2000, считали, что, в общем-то, только этим и ограничатся. Однако у американцев совершенно другие планы. Дело в том, что у них сейчас возникли некоторые сложности с поставками и финансовой помощью Украине. Мало того, что комиссия Конгресса США сейчас разбирается с теми поставками, что были сделаны ранее, так еще стоят вопросы с госдолгом.
То есть они на некоторое время выпадут из финансирования киевского режима. Однако США по полной напрягли союзников по НАТО, которые будут своим вооружением выполнять данные обещания. Для того, чтобы этот процесс прошел быстрее, было сделано несколько заявлений. К примеру, таких, как анонсирование поставок танков «Леопард-2» и «Челенджер-2», которые сделали Польша и Великобритания.
На форуме в Давосе, где обычно обсуждаются вопросы связанные с экономикой, тоже заговорили на военную тематику. И все это накануне встречи группы «Рамштайн», которая должна состояться 20 января.
- Какие виды вооружения можно ожидать в рамках обсуждаемых поставок?
- Основные боевые танки, боевые машины пехоты, возможно, бронетранспортеры. Вероятнее всего, также войдут новые артиллерийские комплексы.
Дело в том, что у стран НАТО закончилось оружие советского производства, но они еще обладают оружием производства европейского ВПК. Теперь их задача – избавиться от этих остатков, так как взамен им обещано новое современное вооружение, которое произведет военно-промышленный комплекс США.
Все те деньги, которые европейцы планировали потратить в этом году на свое вооружение, плавненько перетекают в бюджеты американских производителей вооружения по причине того, что сама Европа находится в условиях экономического кризиса.
- Говоря о нашумевших поставках немецких танков «Леопард», как много времени потребуется украинским танкистам, чтобы освоить заграничные боевые машины?
- Научить «кататься» украинцев на Леопарде можно месяца за 2-3, а дальше? Чтобы превратить танковый экипаж ВСУ в профессионалов, не уступающих немецким экипажам, потребуется гораздо больше времени.
В странах НАТО ранее проходили соревнования танковых взводов. Пару раз в них принимала участие и Украина со своими подготовленными экипажами, правда, на советско-украинских танках Т-64.
Так вот, украинские экипажи занимали предпоследние и последние места. А первые, как правило, занимали представители ФРГ, которые представляли ее на танках «Леопард 2А6».
Сейчас обсуждается вопрос о поставке более старой версии танков - «Леопард 2А4». В целом это довольно усредненный танк 80-х годов, аналогом которому были наши танки Т-72 версии Б2. Однако нужно понимать: для того чтобы эти танки могли вести высокоточную работу, скорее всего они будут поставляться с иностранными инструкторами. Подозреваю, что в первых «Леопардах» будут сидеть поляки. Подобное мы уже наблюдали на примере поставок самоходных артиллерийских установок «Краб», танков Т-72М1 и Т-72 Twardy, где были исключительно польские экипажи.
- Какие средства поражения у нас имеются против немецких танков?
- «Леопарды 2А4» очень хорошо жгли курды в Сирии при помощи старых советских противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) под названием «Малютка». Делалось это так успешно, что второй армейский корпус турецкой армии отказался от сухопутной наступательной операции, в которой участвовали танки, и наносил удары по курдам дистанционно при помощи артиллерийских и ракетных комплексов.
- На каких направлениях могут быть применены «Леопарды»?
- Вообще танк - это оружие прорыва. Но НАТО не сможет предоставить их большое количество, собирая по сусекам максимум 300 штук. Украинское командование может использовать их при очередных попытках контратак. Здесь скорее вопрос, какую тактику применит ВСУ. У них была очень удачная тактика ротных тактических групп.
Например, в арьковском наступлении одновременно участвовало семь таких групп, и они добились определенного успеха. Сочетание ротных тактических групп было примерно следующее: один танк, несколько БМП и БТР. Сейчас не исключено, что украинцы могут пересмотреть комбинации и сделать ротную тактическую группу, состоящую только из танков.
К примеру, идет поставка целой роты из 14 британских танков, вот ее могут и использовать на каком-то участке фронта. Тогда, конечно, линия боевого соприкосновения у нас имела некие бреши, плохо были выстроены окопные и минные заграждения, чем собственно говоря, ВСУ и воспользовались. Сейчас линия боевого соприкосновения устойчива, и такого рода прорывы обречены на неудачу.
Также не стоит забывать, что с нашей стороны воюет гораздо больше танков, и у нас больше противотанковых средств поражения. Появление у ВСУ дополнительно 200-300 единиц техники хоть и будет представлять определенную опасность, но изменить что-то кардинально в ходе специальной военной операции не сможет.
Однако это позволит Западу решить другую задачу – максимально затягивать время. Не имея возможности победить на поле боя, противник делает ставку на то, что вооруженный конфликт «на истощение» все таки подорвет Россию, ее военные и экономические возможности.