У столичной молодежи спортивные единоборства пользуются большой популярностью. Однако желание воспитать в себе настоящие мужские качества, быть сильным одних приводит в спортивные секции, других — в места погорячее, а именно — в бойцовские клубы. Об этом явлении мы в основном знаем по кинофильмам, как голливудским, так и российским. Есть ли такие заведения в Москве сейчас, и что скрывается за подобной вывеской? Корреспондент «ВМ» провел исследование этого вопроса .
Мужчины по природе — воины и охотники. Именно такими их хотят видеть и женщины, и страна — лидерами, бесстрашными защитниками. И каждый скажет: «Да, я настоящий мужчина». Но это на словах, а на деле? Кто из нас сможет проявить себя в нештатной ситуации? Об этом не говорят, но многих молодых ребят угнетает страх даже перед банальной дракой, не говоря уже о более серьезных проблемах. Как заслужить право называться мужчиной? Потом и кровью в бойцовском клубе?
ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ
— Окажи мне услугу.
— Конечно.
— Ударь меня.
— Что, прости?!
Даже персонажу Эдварда Нортона из фильма «Бойцовский клуб» эта просьба показалась дикостью. Действительно, ударить человека, сделать ему больно— это как минимум тянет на варварство.
Так думал и герой «бойцовского клуба», офисный клерк, чья жизнь подчинялась четкому рутинному распорядку, где не было места для насилия и агрессии, где кофе с утра и телевизор вечером были незыблемыми законами мироздания. Так думают и большинство обычных людей, которых вполне устраивает установленный порядок.
И все же — есть ли сегодня бойцовские клубы, столь популярные в 90-е? Представьте, да.
Вход в клуб — только для своих. Дерутся голыми руками и практически без правил с максимумом первобытной агрессии.
2013 год. Подпольный бойцовский клуб «Москва», станция метро «Дмитровская». Совсем закрытым это место назвать нельзя — ведь попасть сюда можно по приглашению через группу в соцсети.
До начала боя минута. В одном углу щупленький молодой человек, с дрожащими тонкими ручками. Напротив — крепкий парень в правильной боксерской стойке. Уверен в себе и в своих силах. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — бой не продлится и несколько минут.
Точный удар, за ним нокаут. Казалось бы, все. Теперь попытайся встать, чтобы с позором ретироваться, но нет. Хиленький клерк, не дравшийся ни разу в своей жизни, с улыбкой поднимается с пола.
— Чему радуешься? — спрашиваю.
— Я победил страх! Я больше не боюсь! — восклицает он.
На лице — счастье, походка твердая, спина прямая, а в глазах — решительность.
Это резкое перевоплощение дрожащего юноши в мужчину, сияющая радость в его глазах после боя объяснили мне, зачем сюда идут люди. Не в поисках драки или чтобы выплеснуть агрессию. Сюда приходят в поисках себя. За мужеством.
— Бой — это сосредоточение духа, в бою воспитывается воля, — считает один из бывших участников бойцовского клуба Дмитрий Минаков.
У него богатый опыт выступлений на ринге, сегодня он работает фитнес-тренером.
— Я тоже был слабеньким, худеньким, — вспоминает Дмитрий. — В школе били, очень хотелось стать сильнее, потому и пришел в клуб. Там, в условиях, максимально приближенных к уличной драке, приобрел те моральные качества, которые помогли и в работе, и в жизни.
ЗАКОН СТОРОНОЙ НЕ ОБОЙТИ
Впрочем, не все так поэтично, как кажется на первый взгляд. Безусловно, бои без правил дадут мужчине заряд решительности и укрепят волю. Но не стоит забывать, оглядываясь в прошлое: клубы-то были нелегальными, за жизнь и здоровье никто не отвечал. Лицензии нет, юридические бумаги перед боем никто не подписывал, да и врач не всегда был рядом. Так что вероятность получить серьезные травмы или даже умереть присутствовала.
— Моей целью не было устраивать бои без правил, где люди за деньги калечили бы друг друга, — рассказывает Герман Говоров, основатель бойцовского клуба. — Кроме них, мы проводили и соревнования по бегу, стрельбе, открывали другие спортивные секции. В общей сложности через клуб прошли более 400 человек, но зарегистрировать его так и не удалось. На то, чтобы перед каждым боем делать медицинские страховки на каждого и чтобы обязательно присутствовал врач, денег не было. Сами понимаете: ни мне, ни тем более участникам состязаний проблемы с законом были не нужны. Поэтому клуб пришлось закрыть.
ЗАВЯНУВШАЯ МОДА
И что взамен?
— Сегодня можно с уверенностью утверждать, что мода на бойцовские клубы сошла на нет. Остались считаные единицы, — считает Андрей Кочергин, советник главы Республики Ингушетия по безопасности, основатель русской школы боевого карате. — Пришла мода на смешанные единоборства и бои в клетках. Это настоящее шоу: оно прибыльно, к нему прикован взгляд обывателя, бойцы становятся звездами.
В залы смешанных единоборств тянутся все больше молодых людей.
Кочергин убежден, что боев без правил сейчас не существует. Если есть ринг, судья и пусть даже небольшой список запрещенных действий, это уже спортивный поединок со своими правилами. И даже в подпольном бойцовском клубе, где люди дерутся в полную силу и без перчаток, правила тоже есть. Так что, скорее, теперь это просто место, где в практике боя люди пытаются что-то воспитать в себе. Или доказать.
ЗА СИЛОЙ ДУХА
И все же почему многие выбирают не официальную уютную спортивную секцию, а именно такой опасный способ преодолеть себя?
— У спортсменов свои задачи — достигнуть результата или стать чемпионом, — рассказывает Андрей Кочергин. — В бойцовские клубы направлялись, как правило, не за этим. Их посещали парни, которые никогда в жизни не дрались и хотели срочно прикоснуться к этой стороне жизни. У них был вполне объяснимый страх, который можно вылечить единственным способом: как можно ближе подойти к опасности, пугающей в силу своей неопознанности.
НЕ ДУШНЫЙ ЗАЛ, А ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА
Сегодня бойцовские клубы заметно трансформировались. Под свое крыло они берут уже не молодых мужчин, желающих на ринге справиться со страхом, а подростков — тех, в ком еще кипят молодая кровь и юношеский максимализм.
Их поле боя не подвал и не подворотня. Они называют его «поляной». Обычно это безлюдное место где-нибудь на лесной опушке, и сражаются они уже не за себя, а за футбольный клуб — так называемую контору, или фирму.
Они именуют себя футбольными фанатами, хотя на своих встречах забивают не голы, а... друг друга. Разбитыми носами и синяками здесь никого не удивишь. Такой кровавый спорт именуется околофутболом.
— Иногда для тренировок мы арендуем зал, каждый раз в новом месте, — рассказывает фанат по прозвищу Киря. — Наши лидеры договариваются между собой о бое, а затем интересуются у ребят, кто сможет принять участие, а кто нет. Исходя из этого, определяют количество бойцов в каждой команде. Возникает вопрос: а за что деремся? Конечно, за футбольный клуб, но лично мне больше нравится закалять дух. Также тут можно выстроить определенную карьеру бойца: я, например, планирую пробиться в самые топовые команды «околофутбола» и сражаться в их рядах.
В среде околофутбольщиков выход в «топ» многое значит. Это что-то вроде чемпионского титула, но чтобы его получить, нужна хорошая репутация и солидный послужной список.
Под последним подразумевается несколько сомнительных деяний: проявить себя в массовых драках в формате «стенка на стенку» и показать себя хорошим бойцом в так называемых накрывах.
— Накрывы, как правило, происходят в дни матчей, — объясняет Киря. — Допустим, «фирма» едет из Подмосковья, мы узнаем, в какое время они выехали и на какой электричке. Собираем свой состав и накрываем их прямо в электричке: вбегаем, дергаем стоп-кран, и в вагоне начинается настоящая мясорубка. Это уже массовая драка без условий, договоров и с непредсказуемым исходом. Накрывы могут быть и на улицах, когда команды соперников встречаются до или после матча.
Впрочем, после таких налетов, где можно получить серьезные травмы, а то и вовсе лишиться жизни, фанаты жмут друг другу руки и даже весело обсуждают подробности драки. Конфликт между двумя клубами может возникнуть только в том случае, если кто-то из участников поступил непорядочно: принес на драку оружие либо был уличен в краже имущества соперника. Но такое случается крайне редко.
Контингент «околофутбольщиков» довольно разнообразен: с желанием почесать кулаки в основном туда приходят подростки, но можно встретить и вполне успешных людей, которым надоела серая будничная жизнь. Совсем как персонажу фильма «Околофутбола» — историку, совмещающему преподавательскую деятельность с хулиганским увлечением.
ПОКАЖЕМ СИЛУШКУ БОГАТЫРСКУЮ
Впрочем, если есть непреодолимое желание помериться силой в традиционном для Руси кулачном бою, такая возможность существует. И она легальна и менее опасна.
Клуб так и называется — «Стенка на стенку». Его руководитель, вице-президент Федерации этноспорта Московской области Артем Орлов рассказал «ВМ» о том, как русичи с давних времен закаляли дух и тело регулярными кулачными тренировками:
— На Руси было очень простое, я бы сказал, игровое отношение и к тренингу, и к самим боям. Большую часть времени народ занимался физическим трудом, и времени на тренировки не было. Боевую подготовку получали через всевозможные забавы вроде кулачных боев или игры. Я сам какое-то время жил в деревне без телевизора, и там все играли в старые народные игры, развивающие физическую силу, ловкость и меткость. Когда на мужика из нашей деревни напали трое грабителей, он с легкостью справился с ними, причем не понимая, как это сделал. Потом признавался, что машинально воспроизводил движения, отработанные в народных плясках.
Артем старается сохранить старые традиции в своем клубе: кулачные бои обычно начинаются с необычной разминки, в которую входят пробежка, подбрасывание человека и «шапочный бой», где два соперника становятся друг против друга и по команде стараются снять с противника шапку, сохранив свою. На Руси так тоже развлекались.
Затем участники делятся на две команды и уже бьются на кулаках. Опытные могут использовать те приемы, которые посчитают нужными, новичкам же строго запрещается бить друг друга по лицу. За нарушение этого правила ждет суровое наказание. Хулигана даже могут отхлестать нагайкой.
— Удивительно, но за те девять лет, что проводим такие фестивали, не было ни одной травмы, — говорит Артем Орлов. — И после состязания все уходили с положительными эмоциями. Правила у нас такие: бьем друг друга без злости, но и не жалеем. В нашей культуре нет места агрессии, даже ярость во время битвы обязательно должна быть доброй.
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, НА РИНГ!
Кто-то спросит: «А как же честная схватка один на один?» Ответ прост: есть желание побиться — не ищите подпольных бойцовских клубов, а выходите на боксерский ринг.
— Выход на ринг — очень важный этап в жизни мужчины, — рассказывает Владимир Сурков, президент Лиги бокса. — Попробовать себя в боксе можно даже без подготовки. На соревнованиях мы используем перчатки, которые больше и мягче обычных.
Так что вероятность травмироваться на ринге сводится к минимуму, а бои проходят в формате «три раунда по полторы минуты». Убежден, что подпольные бойцовские клубы — это короткий путь к инвалидности. Мы же стараемся проводить соревнования с минимальным травматизмом, чтобы человек ушел только с положительными эмоциями, а не со сломанной жизнью и испорченным здоровьем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентин Дэнилэ, чемпион России по рукопашному бою и смешанным единоборствам, тренер по MMA Клуба "Шерхан":
- У меня негативное отношение к бойцовским клубам. Я считаю, что это лишь отличная возможность покалечить друг друга. Поставьте «уличного бойца», который ходит в такие непрофессиональные клубы, в спарринг с обученным бойцом и посмотрите, кто победит. Очевидно, что у спортсмена есть соревновательный опыт, поставленная техника и отточенные навыки. А такой уличный боец, может, зол и бесстрашен, но чаще всего совершенно не техничен, а его движения размашисты и предсказуемы. Поэтому намного эффективнее совершенствовать свою технику и укреплять дух, регулярно посещая занятия с инструктором и выступая на соревнованиях. И толку больше, и вреда здоровью меньше.
Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности общественной палаты Российской Федерации:
- Я думаю, что увлечение подпольными боями у молодежи происходит из-за того, что у ребят не всегда есть деньги на занятия соответствующим спортом, где можно показать силу и храбрость. Поэтому, конечно, нужно делать бесплатные площадки, где молодые люди могли бы выступать в соревнованиях по рукопашному бою. Что касается так называемых бойцовских клубов, то это увлечение незаконное.
И если кто-то из участников подобного мероприятия получит инвалидность или смертельные травмы, то организатора ждет тюремный срок. Поэтому стоит внимательно относиться к выбору места, где вы решили сделать из себя сильного и смелого мужчину.
Павел Пономарев, кандидат педагогических наук, психолог-психотерапевт:
- Молодые люди сейчас как никогда активно занимаются спортом и физической культурой. У некоторых присутствует обостренный интерес к культуре и искусству, но именно спорт позволяет человеку из незаметного стать великим.
Бойцовские клубы дают возможность найти единомышленников — спортсмен на тренировках автоматически оказывается внутри социальной группы, которая к тебе благоволит, принимает твои условия и правила, и в которой ты, незаметный, превращаешься в успешного среди друзей, которые всегда тебе рады. Именно это ощущение часто заставляет ребят идти в такие сомнительные заведения.
Борис Носов, бывший сотрудник МВД, полковник в отставке:
- Допускаю, что какая-то часть бойцовских клубов осталась. Все-таки город у нас большой, за всем не уследишь. Но, скорее всего, они находятся в Подмосковье, поскольку в Москве кругом стоят камеры видеонаблюдения, а потому устраивать какиелибо подпольные схватки крайне затруднительно. На моей памяти в поселке Томилино в Люберецком районе в конце 90-х подпольные схватки проводили бывшие выходцы из спецназа и группы «Альфа».