Ветеран чеченской кампании Владимир Грушин попытался словом утихомирить цыган, учинивших погром в Чемодановке Пензенской области. Слово воздействия не возымело. К Грушину подобрались сзади и проломили ему голову. 34-летний мужик скончался в больнице, оставив сиротой малолетнюю дочку. Родители-пенсионеры лишились единственного кормильца.
В знак протеста местные жители перекрыли федеральную трассу – и местным властям воленс-ноленс пришлось реагировать. В итоге табор бежал из Чемодановки. Но если где-то убыло, то где-то и прибыло. А проблема не решена.
Вот что пишет про Чемодановку местный телеграм-канал «Пенза – новости и слухи»: «Деревня Лопатки (от Чемодановки – рукой подать, один и тот же Бессоновский район. – Ред.) с населением 900 человек является оптовой наркобазой Пензенской области. Это исторический факт, цыгане захватили деревню ещё в 90-е. То, что ни одна властная структура не сочла нужным ликвидировать этот криминальный центр, – понятно. Денежный поток из Лопаток такой, что ни один не устоит. Поэтому и крышевали цыган, как своих детей». Но убийство Владимира Грушина вызвало широкий общественный резонанс, и слух о цыганской вольнице, крышуемой местными властями, долетел до Москвы. Что в таких случаях бывает, всем известно, и местному начальству в том числе. И цыгане как испарились. Были – и нет их. «Никакого организованного вывоза цыган не было, – увещевает глава Чемодановского сельсовета Сергей Фадеев. Сельсовет ведает двумя сёлами, то есть и Лопатками тоже. – Желающие выехать выехали в добровольном порядке. По моим предположениям, многие подались в Волгоградскую область, где их местная диаспора готова была принять». «Принудительного выселения не было, – вторит Фадееву пресс-секретарь губернатора Пензенской области Дина Черёмушкина. – Даже разговора об этом быть не могло в принципе. Никакие инсинуации здесь неуместны». Губернатор Иван Белозерцев примчался в село, как только слух об убийстве долетел до Пензы. Раньше, понятно, до Чемодановки у него руки не доходили. Зато теперь, доложил губернатор в Москву, «ситуация в Чемодановке стабилизирована. Обстановка спокойная». Но цыганский активист Артур Горбатов из Ассоциации цыган плюхает в эту медовую благодать ложку дёгтя: «Цыгане уехали, чтобы переждать, когда ситуация стабилизируется». Значит, скоро вернутся. Выходит, неспроста вдова Грушина опасается за свою жизнь. Уходя, цыганки ей пообещали: «Вернёмся – убьём. А дочку себе заберём и воспитаем цыганкой».
Два миллиона поводов для тревоги
До недавнего времени на Украине всё было точно так же, как и в России: цыгане беспрепятственно торговали наркотиками, отправляя на кладбища местную молодёжь. Силовики им не препятствовали – понятно почему. Но когда в пригородах Львова, Ровно и Тернополя стали пропадать малолетние дети, ситуация накалилась, и на ромов (так на Украине называют цыган) ополчились националистические группировки. Начались цыганские погромы. Цыган насмерть забивали металлическими трубами и цепями. В итоге семеро пропавших детей из украинских семей нашлись в Ровно (их привезли назад из Закарпатья), а ещё трое – в Тернополе. Казалось бы, после этого погромы должны были прекратиться – детей-то цыгане вернули, хотя и не всех. Однако произошло ровно наоборот. Ага, смекнули местные жители, стало быть, ромы и в самом деле воруют детей! Вот тут-то и завертелось.
С Западной Украины цыганские погромы перекинулись на Одесскую и Николаевскую области, а в Киеве разогнали и сожгли дотла табор на Лысой горе. Как потом оказалось, вместе с несколькими цыганами. Полицейский наряд прибыл примерно через полчаса, но законники не выходили из своего автомобиля, терпеливо дожидаясь, пока расправа закончится. Подозреваемому в организации погромов Сергею Мазуру влепили два месяца круглосуточного домашнего ареста, но националисты устроили возле суда «кошачий концерт», и наказание смягчили до «ночного ареста» – с 22 часов до 6 утра. Осознав, что расправам, по сути, уже ничто не мешает, а законники явно на стороне погромщиков, украинские ромы рванули через российскую границу. Говорят, поначалу хотели в Крым, но не рискнули. На полуострове цыганам не рады с середины 80-х. Весь бизнес, которым традиционно занимаются ромы, под контролем у местных братков. А с ними особо не забалуешь – сразу отправят на кладбище. Так или иначе, но из-за украинских погромов в России цыган прибыло. Тысяч примерно на 100–150.
Своих цыган в России тоже хватает – их около 2 млн. Котляры, ловари, сэрвы, влахи – более десятка разновидностей. Отличаются они достаточно сильно. Ловарей (от «ловэ» – деньги), к примеру, не заставишь работать и палкой. А котельщики – кэлдэрары – либо что-то мастерят, либо в крайнем случае собирают и сдают металлолом, но почти всегда трудятся. Правда, они скорее исключение. Работать у цыган не принято. В СССР цыган адаптировали к жизни в обществе, руководствуясь основным принципом социалистического общежития: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Ни о какой повальной наркоторговле не могло быть и речи, а «цыганские свадьбы» – если становилось известно, что невесту выдают несовершеннолетней, – в полном составе свозили в КПЗ. Был порядок. А в 90-х его не стало. Цыганские дети прекратили ходить в школы (некоторые, правда, успевают несколько лет поучиться, до 10–12 лет, но в редких случаях). А Уголовный кодекс и прочие своды законов им заменил «романипэ» – устная совокупность цыганского духа, цыганской сущности и этнического уклада. Согласно «романипэ» красть и обманывать цыган – нельзя. Остальных – можно и нужно.
«Цыганская статья» Уголовного кодекса
Подобное понимание – что можно, а чего нет – ведёт понятное дело куда. Прямиком за решётку. Среди осуждённых в России мужчин – до 15% цыган. Среди женщин – только не падайте! – до 60%. Статистика неофициальная – официальная по причине ложно понимаемой политкорректности не ведётся. Но говорят, что 60% – это в зависимости от региона. Где-то цыганок сидит даже больше, а где-то – поменьше. Вот в крымских тюрьмах их вообще почти нет, но там, как мы уже отмечали, своя специфика. Ниша мелкой розницы прочно освоена «коренным народом» и организованной преступностью, а в Крыму она межнациональная. Но цыганским наркобарыгам в этой системе совсем мало места. Ещё немного занимательной статистики. Оперативники, следящие за показателями «преступного рецидива», уверяют, что рецидив, как правило, случается у 30% преступников – если брать в целом. Но вот у цыган рецидив происходит в 80–90%. Другими словами, почти каждый попавший за решётку цыган или цыганка попадёт туда снова с вероятностью примерно один к десяти.
За что же они сидят? Как правило, не за мошенничество, не за проникновение в чужие жилища без приглашения и даже не за воровство – хотя и за всё это тоже. Основная «цыганская» статья УК – 228-я. Сбыт наркотиков. Цыганские девочки начинают работать наркокурьерами в 8–10 лет. В 12 они, как правило, уже профессионалки. «Такими девочками забиты все колонии, – отмечает тележурналист Борис Соболев, автор нашумевшего документального фильма «Бремя цыган». – Покупают у оптовиков грамм героина по 350 рублей, продают по тысяче. Не вся наркомафия в России – цыгане, они лишь средняя и мелкая розница. Но практически все торгуют. Спрашиваю у заключённой – все цыгане, кого ты знаешь, торгуют наркотиками? И она отвечает: да, все. Абсолютно». Съёмочная группа Соболева снимала свой фильм в Искитиме под Новосибирском – городок с полусотней тысяч жителей. Время от времени там пылают дома – обозлённые местные жители дотла сжигают цыганские особняки.
И цыгане подаются в бега – как нынче в Чемодановке.
В местном облздраве подсчитали, что, когда цыгане сбегают от расправ, смертность в городке от передозировок наркотиков снижается в 7 раз.
Средний цыганский табор – порядка 400 человек (в редких случаях, как в Чемодановке, – 800–900). Как правило, из этих четырёх сотен триста – в тюрьме. Остальные – под надзором или под подпиской. Каждый цыганский дом правоохранители «шмонают» как минимум раз в месяц. В общем, «под колпаком» всё взрослое население табора. Почему женщин сидит намного больше, чем мужчин? Потому, что «романипэ» предписывает им брать вину на себя. Цыгане-мужчины садятся лишь в том случае, если в их семье не остаётся не отбывающих тюремный срок женщин. А как вам такой штришок – подавляющее большинство цыган и цыганок выходят на волю досрочно, по УДО. Даже в случаях острого рецидива. Почему? Говорят, что у цыган есть особые люди, «решалы», договаривающиеся с пенитенциарной системой по таксе.
А такса якобы такая: если сел в первый раз, то досрочный выход обходится всего в 100 тыс. рублей. Если не в первый – в 300–400 тысяч. Для цыган это пыль. На ромских свадьбах молодожёнам за 20 минут собирают по полмиллиона рублей.
Профессия – нахлебник и приживал
До половины всех жалоб в ЕСПЧ из России – от цыган. Как правило, ромы жалуются на «этнические чистки» – как в Чемодановке. Жалуются не ради того, чтобы восстановить справедливость, а исключительно ради денежных компенсаций. Европейские судьи, как правило, на стороне цыган. Суммы компенсаций доходят до 20 тыс. евро. Так что денег цыганам, похоже, хватает и без торговли наркотиками. Но, как мы уже отмечали, труд у цыган, почти у всех, – презренное занятие. Говорят, такова традиция, правда, в Советском Союзе чтить эту традицию отваживались немногие. Сегодня – наоборот. Цыганских девочек замуж выдают рано – с 12 лет. Так что к 17 годам у пары – двое и больше детей. Юношей это автоматически освобождает от армейской службы, а девушкам позволяет получить материнский капитал и кучу других социальных выплат. А поскольку цыганские браки, как правило, официально не регистрируются, цыганки практически поголовно получают пособия матерей-одиночек. Сокрушаясь при этом, что в России-де отменили советский орден «Мать-героиня», который вручали по факту рождения 10-го ребёнка, – вместе с кучей всевозможных социальных «плюшек» (многокомнатная квартира, обстановка и автомобиль шли в комплекте). В общем, не жизнь, а сплошная халява. Если какая-то мать семейства загремела в тюрьму, её детей воспитывают родственники или соседи. Опекунские пособия – главный источник доходов пожилых цыганок.
Что же получается, в 90-х годах в России, вольно или невольно, власти взрастили целый народ нахлебников и преступников? В СССР ведь, кажется, подобного не было – все, наверное, помнят фильм «Цыган», а в нём ромы исправно трудились. Главный герой ковал в кузне железо, кто-то пас колхозное стадо, кто-то работал на стройке. Были и попрошайки, и даже кибитки кочевые, и пёстрые толпы на рынках в южных городах – но не было повальной наркоторговли и такого же повального иждивенчества. Закон, конечно же, нарушали – достаточно вспомнить гадалок, обиравших доверчивых дам. Но городские погосты в российской глубинке не были переполнены могилами наркоманов, не доживших и до 30 – клиентурой цыганских посёлков, чемодановок и лопаток.
И не нужно рассказывать сказки, что ситуацию нельзя повернуть вспять – можно!
В СССР же смогли. Достаточно обуздать коррупцию во властных структурах на местах – всего-то делов. Вопрос политической воли. Иначе – новые «чемодановки».
А дальше – как на Украине. Побоища и погромы с трупами, счёт которых идёт там уже на сотни.
Лидеры национальной диаспоры слепы и глухи?
Что-то нужно предпринимать и с повальной цыганской безграмотностью. Ведь не случайно ромские бароны и прочие их старейшины старательно препятствуют тому, чтобы дети ходили в школу. Безграмотные покорней. Такими легче управлять. Но есть одна проблема, которую, кажется, не решить. Дело в том, что цыганская элита не настроена что-то менять и во всех бедах своего рода-племени винит кого угодно, но только не самих себя. «Огромная армия СМИ работает против цыган, – убеждена президент Национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер. – Цыгане и наркотики – поставили знак равенства. Ситуация ненормальная. Покажут по телевизору тонну наркотиков и одну несчастную старушку – и у зрителей формируется образ». Как-то у Надежды Деметер поинтересовались: почему она, как лидер цыганской национальной автономии, покрывает своих соплеменников, вместо того чтобы их воспитывать? Она ответила вопросом на вопрос: а почему-де вы не наказываете «ваших» (так и сказала!) чиновников за воровство и крышевание? Вот и поговорили.
Задавали Надежде Деметер и другой неудобный вопрос: почему, мол, цыгане не платят за ЖКХ (дело было после нашумевшего инцидента в Плеханово, когда коммунальщики отрезали цыганский посёлок от газовой магистрали за неуплату, но цыгане самостоятельно присосались к трубе, так и не заплатив ни копейки)? Но при этом отстраивают себе дорогущие коттеджи и приобретают новёхонькие «Мерседесы», «Порше» и БМВ. Знаете, что ответила на это Деметер? «Какие вы все одинаковые». И дальше: «Вы за ОМОН? Или за «Газпром»? Вам плевать на детей, которые в холод остались без отопления? Плевать, потому что они – цыгане? Вот когда ОМОН придёт к вам, тогда вернёмся к этому разговору. Они работают, жаль, что фильм утверждает обратное». Но если работают, тогда почему не оплачивают счета?! И это – позиция, так сказать, цыганского «руководства».
На поминках по Владимиру Грушину не было алкоголя – вообще. Запретил губернатор. Трезвые как стекло односельчане покойника обсуждали, на что истратить следующую зарплату – на охотничье ружьё или всё-таки на травматику. Так, говорят, и не выяснили. Но к скорому возвращению своих исчезнувших в одночасье соседей односельчане, по всей видимости, готовятся загодя.
Анатолий Несмиян, востоковед:
– Проблема, как у нас заведено, не решается, а откладывается в долгий ящик. Между тем народное возмущение копится. То, что по возвращении цыган в Чемодановке будет жарко, как на Западной Украине, – даже не сомневайтесь. Что предпринял губернатор? Ничего ровным счётом. Местных силовиков проверили на предмет коррупционных связей с цыганским табором? Тоже нет. Если местные успеют обзавестись легальным оружием, будет бойня. Не успеют – будет резня. Так у нас заведено, что без вмешательства Москвы ничего не стронется с места. Самое малое, что можно сделать, – провести в Пензенской области показательную чистку. Всей проблемы это, само собой, не решит. Как и в случаях с другими национальными диаспорами, покрывающими убийц, – аргументов они не слышат. А заставить их слышать наши власти, очевидно, не могут. Или не хотят.