22 марта, в первую годовщину брюссельских терактов, унесших жизни 32 человек, в Лондоне повторился трагический сценарий. Террористы атаковали самое сердце британской столицы — парламент. Однако нападение не было похоже на хорошо скоординированную атаку. И всё же в результате — на момент публикации текста — погибли уже четыре человека, 20 ранены. Как отмечают эксперты, серия нападений на европейские города продолжится, если все страны не сплотятся против общего врага.
Как минимум четыре человека погибли и 20 пострадали в ходе теракта в Лондоне. Один из инцидентов произошел на Вестминстерском мосту, где террорист, управляя автомобилем, выехал на тротуар и сбил более десятка пешеходов. По неподтвержденным данным, там же произошла перестрелка. Затем нападавший подъехал к зданию британского парламента, где был остановлен полицейским. Террорист нанес стражу порядка ножевое ранение, после чего был застрелен другим полицейским. По некоторым сведениям, в машине помимо нападавшего находился еще один человек.
Как заявили «Известиям» в Скотленд-Ярде, произошедшее рассматривается как теракт. Правда, очевидцы утверждают, что случившееся было мало похоже на атаки в Брюсселе в прошлом году.
— Атака произошла рядом с парламентом, премьер-министра эвакуировали. Возможно, это были просто больные люди. Атака не выглядела хорошо организованной в отличие от терактов в Брюсселе год назад. Я думаю, наш мэр-мусульманин Садик Хан сделал город неуязвимым для организованных атак ИГ (деятельность организации запрещена в РФ), хотя террористы хотят посеять смуту в народе. Считаю, что, вероятнее всего, это был какой-то сумасшедший водитель-одиночка. Мои знакомые тоже так думают, — поделился с «Известиями» очевидец событий, житель Лондона Джеймс Шерратт.
Однако с ним не согласился другой житель Лондона. Данило Кристиан Санторелли считает, что существует опасность аналогичных нападений и в дальнейшем.
— По мнению полиции, это не единичный случай. Есть опасность, что в другой части города также могут находиться террористы, — рассказал «Известиям» Кристиан Санторелли.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев полагает, что глубинные причины теракта в британской столице стоит искать в национальной политике, которую Европа проводила в последние годы.
— Трагедия в Лондоне произошла день в день спустя год после страшного теракта в Брюсселе. Трудно поверить, что это случайное совпадение. И кто бы ни стоял за двумя актами насилия у британского парламента — организованные террористы или душевнобольные идиоты, невозможно отделаться от ощущения, что всё это — звенья одной цепи, в начальном звене которой — самодовольная уверенность Запада в собственной монополии на истину, а в последнем — непонимание глубины нынешнего кризиса мультикультурализма в Европе. Соболезнования близким жертв теракта и всему британскому народу. Подтверждение нашей готовности к максимально активному взаимодействию с Великобританией и другими странами НАТО в борьбе с новыми вызовами и угрозами. По отдельности и в одиночку не справится никто, — заявил «Известиям» Константин Косачев.
Если в Лондоне речь действительно идет об организованном теракте, то это неутешительный прогноз для Европы. Судя по тому, как действуют террористы, все крупные европейские столицы в зоне риска. И скорее всего, у атак в Париже, Брюсселе, Берлине, а теперь и в Лондоне может быть общий след.
— Произошедшее в Великобритании — акт устрашения. Время и место террористы выбрали неслучайно. Рядом со зданием парламента всегда много людей и туристов. Террористы, к сожалению, добиваются своих целей, и ни одна спецслужба европейских стран не в состоянии им противостоять. Пока все страны мира, борющиеся с террористами, не объединятся, теракты в ЕС будут продолжаться, — сказал «Известиям» полковник запаса ФСБ, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.
Судя по тому, как действуют экстремисты, у спящих террористических ячеек во многих городах Европы существуют определенные шаблоны и наработки подготовки людей к конкретным мероприятиям. Наставники с помощью этих методик учат новобранцев, отрабатывая по единой схеме не только техническую, но и психологическую составляющую теракта.
Как утверждает ветеран спецназа, руководитель научно-практической лаборатории противодействия идеологии экстремизма в Дагестанском госуниверситете народного хозяйства Хабиб Магомедов, исполнение терактов координируется из одного центра.
— По сути, это сетевые механизмы, не требующие рассылки инструкций, просто посылается команда, и адепты выходят на путь войны. Любое транспортное средство становится инструментом убийства, — отметил эксперт.
Сетевая структура «спящих ячеек» не подразумевает четкую связь террористов между собой. Достаточно подать команду к действию — и всё. Нельзя наверняка сказать, какой город станет следующим. Хаотичность, с которой выполняются указы «из центра», отличает новое поколение террористов. А значит, пока корень проблемы не устранен, ни один город мира не будет в безопасности. И в этом могут помочь лишь скоординированные действия всех заинтересованных сторон.