Указа об отстранении Владислава Суркова вроде бы пока нет,однако новость о смене куратора Донбасса обсуждают уже второй месяц. Понятно теперь, почему пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил о том,что переговоры спецпредставителей России и США по урегулированию конфликта «поставлены на паузу»? Таким образом, курс,предложенный Сурковым, «заболтать» минский переговорный процесс признан, видимо, ошибочным. Да поздно – Киев, Париж
и Берлин уже обсуждают проблему Донбасса без участия Москвы.
«Наверное, он уйдёт», – сообщил журналистам руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, оговорившись, что лично «не знает, как и когда будет приниматься решение». Но то, что Сурков «сдаёт дела», нам подтвердили в окружении главы ЛНР Леонида Пасечника и даже назвали фамилию его возможного сменщика (но об этом – чуть ниже). А буквально накануне сдачи номера в печать зашелестели слухи со Старой площади – мол, президентскую администрацию покидают Андрей Ярин, Сергей Глазьев и Владислав Сурков. Значит, и правда списали на берег? А за что, собственно?
Когда результат подменяют кипучим процессом
За стремление (и умение) заболтать проблему, решить которую по каким-то причинам с ходу не получается, Сурков однажды чуть было не поплатился карьерой – по итогам «болотных выступлений». Когда стало понятно, что уличный протест набирает ход и унять его уговорами (не говоря уже о том, чтобы оседлать, как планировалось) не удаётся, Сурков, по сути, расписался в своём полном бессилии. В итоге Кремлю пришлось впервые искать поддержку у «патриотов» – например, у Сергея Кургиняна. Помните, как он вывел своих активистов из «Сути времени» на Поклонную гору в одинаковых красных куртках и чёрных брюках? А ведь с подачи Суркова Кремль ухлопал бешеные деньги на формирование сервильных общественных движений «Наши», «Местные» и «Молодая гвардия «Единой России», которые в нужный момент оказались совершенно бесполезны. Полный провал! Можно припомнить и то, как Сурков накануне «болотных событий» убеждал Дмитрия Медведева слегка отпустить вожжи – дело закончилось массовыми выступлениями оппозиции. Хорошо ещё, что не переворотом.
То же самое позже произошло и с Донбассом. Уже в апреле 2014-го многие предлагали решать проблему Украины исключительно силовым путём, дойдя как минимум до Днепра. Но определённым силам в Кремле этот путь показался чересчур радикальным, и с их подачи решать возникшую проблему вновь ангажировали Суркова. Который в очередной раз не смог предложить ничего внятного, кроме как заболтать проблему. Но шли годы, Киев всё больше наглел, Москве то и дело приходилось утираться, а проблема Донбасса никак не решалась. Хуже того, жители шахтёрского края, доведённые до отчаяния не только бесконечной войной, но и бесчинством местных администраций, которые курировал не кто иной, как Сурков, стали обвинять во всех бедах не Киев, как прежде, а Москву. В то же время минский переговорный процесс окончательно заглох, и наши «партнёры» приняли решение урегулировать конфликт без участия Москвы. Даже не так – Москве предложили признать себя стороной конфликта. Ничего себе дипломатическая победа!
Те, кто работал с Сурковым, вспоминают, что их шеф не терпел, когда подчинённые ему докладывали, что та или иная проблема не имеет очевидного решения. А за слова «это невозможно» вообще увольнял. Казалось бы, при таком жёстком подходе дела у Суркова должны были спориться. Но увы. Впрочем, подобный подход – общая беда многих нынешних управленцев: скажем, министр культуры Владимир Мединский тоже не терпит ответов в духе «это невозможно» и требует от подчинённых быстрых и внятных ответов на любые вопросы. В итоге же создаётся видимость лихого производственного процесса, где всё кипит и клокочет. Вот только на выходе не появляются ни новые талантливые кинофильмы, ни стоящие книги, ни знаковые театральные постановки. И у Владислава Суркова получалось точно так же: в производстве кипело, а на выходе – скисало.
Отставка Суркова связана с показаниями экс-главы ЛНР?
Итогом кипучей деятельности Суркова в Донбассе стала майская встреча Петра Порошенко с президентом Франции и канцлером Германии – без участия российской стороны. Таким образом, «минская четвёрка» превратилась в «тройку»: России указали на дверь. И решения в новом формате уже приняты – такие, что не порадуют ни Москву, ни Донбасс. Стороны договорились о вводе миротворцев не только на линию разграничения на передовой, но и на всю территорию Донбасса, вплоть до российской границы. Понятно, что Донецк и Луганск не позволят воплотить эти договорённости в жизнь, но ведь это не главное – эти решения приняты в принципе. И Москву поставили перед фактом их принятия, даже не поинтересовавшись её мнением.
А ведь именно с подачи Суркова российское руководство ранее в принципе одобрило сомнительную идею ввода миротворцев: считалось, что таким образом мы выказываем нашим «партнёрам» свою добрую волю. А оказалось, не волю, а слабость. Пришлось признать: стратегия на украинском направлении зашла в тупик.
Следует признать и тот факт, что решение о замене Суркова назревало давно. Примерно с лета 2015 года, с того момента, как в селе Михайловка (ЛНР) застрелили командира ополченцев Алексея Мозгового. «Наша Версия» писала тогда по горячим следам: «Кто заказал это убийство? Поговаривают, что заказчика нужно искать не в Луганске и даже не в Киеве, а, похоже, в Москве. Полгода назад в ЛНР сформировалась оппозиция. Формально – главе республики Игорю Плотницкому, а неформально, по всей видимости, – российскому предпринимателю Александру Карманову, контролирующему, в частности, Алчевский металлургический комбинат. Именно Карманов, а не Плотницкий якобы и управляет непризнанной республикой». Из той оппозиции не осталось в живых никого – ни Мозгового, ни Павла Дрёмова, ни Евгения Ищенко, ни Александра Беднова. А их соратники уверяли: за убийства следует спрашивать с куратора Донбасса. Вот что писал Николай Ворошилов в опубликованной порталом «Руспрес» статье «Московские спонсоры киевской хунты»: «В сохранении украинских схем и отчислении с каждой поставки крупной доли Александру Карманову лично заинтересована семья Владислава Суркова. Этот большой друг Карманова ныне курирует украинское направление в администрации президента России. Из своих донбасских доходов Александр Карманов платил легальную зарплату Артёму Суркову – сыну чиновника от первого брака. Для этого Суркову-младшему придумали должность на телеканале А-One. Этим каналом Карманов владеет через фирму «Солярис промо продакшн». Утверждать, что эта информация истинна, мы не станем, но она нас всерьёз заставила задуматься.
Пока в ЛНР правил Игорь Плотницкий, роль Суркова в местных «раскладах» особенно не выпячивалась (хотя нелицеприятные подробности были известны довольно многим). Но в ноябре прошлого года местные силовики устроили Плотницкому путч. И глава ЛНР оказался в Москве, где его, как сообщала украинская пресса, допросили с пристрастием. Что такого поведал Плотницкий, велика тайна есть, но первые слухи о возможной отставке Суркова замелькали примерно тогда же, в декабре-январе. Таким образом, есть основания связывать отставку куратора Донбасса с показаниями, полученными от его бывшего подшефного.
Когда игра слишком тонкая, того и гляди порвётся
Есть и ещё одна версия неожиданной отставки куратора Донбасса. Не так давно украинские спецслужбы задержали и отправили за решётку Владимира Рубана, переговорщика, занимавшегося обменом военнопленных в Донбассе. Рубан считался одним из наиболее успешных специалистов в этом деле, уступая признанное первенство лишь Виктору Медведчуку. За особые успехи глава СБУ Василий Грицак даже вручил офицеру-отставнику Рубану генеральские погоны. Но недавно успешная карьера переговорщика оборвалась – его обвинили в подготовке государственного переворота (по этому же уголовному делу проходит и скандально известная Надежда Савченко). До последнего времени подавляющее большинство экспертов сходились в мнении, что Рубана подставили его коллеги, завидовавшие слишком быстрому карьерному росту сослуживца. Но оказалось, что всё не так просто. На днях шеф Рубана, глава СБУ Василий Грицак, сообщил о том, что его выдвиженца хотят обменять руководители ДНР, и предлагают за него целую группу попавших в плен украинских военных – то ли 60 человек, то ли даже больше. Таким образом, руководство ДНР как бы подспудно признавало, что Рубан действительно работал на «сепаратистов». Но всё бы ничего, когда бы в СБУ не намекнули, что за вербовкой Рубана мог стоять лично Владислав Сурков! Именно этим и объясняется небывалая щедрость донецких, предлагающих за одного Рубана (или за двоих, вместе с Савченко) 60 украинских военнопленных. Разумеется, верить на слово киевским вряд ли следует, не исключено, что советника российского президента решили оговорить, чтобы подпортить ему карьеру. Тем не менее ходит такой слух: мол, на обмене Рубана настоял лично Сурков во время своего последнего визита в Донецк (он состоялся буквально на днях). Если это действительно так, становится ясно, откуда появились разговоры о возможной отставке переговорщика по Донбассу. Признание киевского переговорщика Рубана «агентом ДНР», да ещё подтверждённое решением обменять его на украинских офицеров – это и в самом деле провал. А уж если обменивать вознамерятся и Савченко, провал будет просто неслыханным.
Сегодня и Рубана, и Савченко официальный Киев обвиняет в попытке государственного переворота на Украине. Если вдруг подтвердится, что Сурков и в самом деле настаивал на обмене Рубана, Москва окажется в двусмысленной ситуации, последствия которой затруднительно просчитать. Некоторые могут даже подумать, что цепочка от неудавшегося киевского путча и в самом деле тянется прямиком в Москву. Надежда только на руководство ДНР, которое, возможно, примет весь удар на себя и станет всех уверять, что куратор Сурков на самом деле ничего об обмене Рубана не знал и тем паче его не инициировал.
Провал за провалом
Как оценивать деятельность чиновника, которому доверили курировать важное направление и который отработал четыре года, по сути, впустую? Народные республики так и не провели местные выборы – не проводить их Донецк и Луганск убеждал Сурков, играя тем самым на руку Киеву. Зато в руководство ДНР – ЛНР просочилось немало проукраинских кадров: говорят, будто бы с подачи Суркова. Равно как военному руководству народных республик запрещено отвечать огнём на огонь украинских военных – это привело к сдаче ополченцами не только «серой зоны», но и ряда укрепрайонов. Украинцы их занимают буквально один за другим.
Уступки в Донбассе Сурков объяснял тем, что они-де пойдут на пользу в рамках всего украинского процесса. Но что-то незаметно потепления между Киевом и Москвой. Киев задерживает российское рыбацкое судно вместе с командой, превращённой в заложников, арестовывает руководителя «РИА Новости Украина», выставляет судебные иски за газ, Крым и мост, судит российского гражданина Евгения Мефёдова, выжившего в Одесском доме профсоюзов. На днях украинские военные эксперты, обслуживающие администрацию Петра Порошенко, обсудив предварительные итоги гражданской войны в Донбассе, признали неправильным то, что в ходе боёв 2014 года по территории России не было нанесено значимых ракетных ударов. А за те удары, что были нанесены (напомним, что они унесли жизни как минимум двух мирных жителей Ростовской области), украинских военных отдали под суд – и это, мол, в корне неправильно. Итог такой: новые киевские руководители военной операции в Донбассе обещают не останавливаться перед «упреждающими ударами» и «ударами возмездия» по территории России – что это, как не угроза войны? И к чему были уступки Суркова в Донбассе, если Киев они ни в коей мере не мотивировали изменить поведение?
КОНКРЕТНО
Кем заменят Суркова? Когда летом 2015-го его фамилия впервые замелькала в скандалах, так или иначе связанных с Донбассом, ему на замену попытались ангажировать Дмитрия Козака. Но для вице-премьера это было существенным понижением, и он как мог сопротивлялся подобному назначению. Но к середине прошлого года Козака, кажется, убедили: украинская пресса тогда писала, что Козак вот-вот приступит к исполнению новых обязанностей. Тем не менее назначение не состоялось, а сегодня, с учётом новых задач, поставленных Козаку в правительстве, оно и вовсе кажется невозможным. Стало быть, преемником Суркова станет кто-то другой. Но кто? Может, Григорий Явлинский, как сообщает журналист «Немецкой волны» Константин Эггерт?
«Мы знаем, что Суркова заменит именно Козак, – продолжает настаивать координатор украинского «Информационного сопротивления» Дмитрий Тымчук. – За три года другой подходящей фигуры у Кремля так и не появилось. Значит, помимо своих основных функций в правительстве Козак попутно будет курировать и Донбасс». Другим вероятным кандидатом на место Суркова украинская пресса называет президентского полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича – несостоявшегося посла России на Украине, которым намеревались заменить Михаила Зурабова и которому Киев отказал в агремане. Впрочем, есть мнение, что Бабича киевские эксперты припоминают ошибочно – просто его фамилия очень созвучна той, которую носит возможный сменщик Суркова, в недавнем прошлом высокопоставленный сотрудник ФСБ. Скажем так: решение о новом кураторе Донбасса принималось наверху по согласованию с начальником службы оперативной информации ФСБ Сергеем Беседой (по слухам, именно его стараниями ЛНР возглавил Леонид Пасечник).
Сложно предугадать, как и что изменит новое назначение – прекратится ли кровопролитие в Донбассе и какая судьба уготована шахтёрскому краю в дальнейшем. Не исключено, что отставка Суркова предоставит возможность ополченцам действовать жёстче – это подтверждают, в частности, полевые командиры «Русской весны» Александр Ходаковский, Игорь Стрелков и Игорь Безлер. «Будет сложно, но у меня нет сомнений, что формируемый политический курс на украинском направлении возвращает нас к идеям Новороссии, – убеждён проживающий в Донбассе российский публицист Андрей Бабицкий. – Другого пути просто не существует, и, попробовав договориться с Западом, Москва должна будет вернуться к органичному, завязанному на украинские реалии проекту». Едва ли с уходом Суркова с украинского направления что-то принципиально изменится, – заочно оппонирует Бабицкому проживающий в Москве украинский политолог Ростислав Ищенко. – В рамках возможного Сурков и в самом деле сделал немало». Но эксперты сходятся в одном: новый куратор, кто бы он ни был, наверняка положит конец пустой говорильне, продолжающейся пятый год кряду.