На прошлой неделе Рамзан Кадыров посетовал, что на территории Украины находится огромное количество наёмников, а Запад продолжает поставлять Киеву вооружения, однако Россия реагирует на это крайне сдержанно. Потому глава Чечни предложил решить проблему с украинскими националистами с помощью тактического ядерного оружия. Значит ли это, что следующим шагом спецоперации может стать атомный взрыв? «Наша Версия» оценила вероятность применения этого вида вооружения на Украине.
Все эксперты подтверждают: тактическое ядерное оружие действительно может изменить ход конфликта на Украине. Вот только цена за это будет заплачена огромная. Ведь даже самая маломощная боеголовка способна привести к долговременным негативным последствиям. Так, мощность атомной бомбы «Малыш», упавшей на Хиросиму, составляла порядка 15 килотонн. Однако её хватило, чтобы одномоментно погибли около 80 тыс. человек, а ещё примерно 120 тыс. скончались впоследствии от воздействия взрыва. Мощность современной ядерной боеголовки стратегических ракет может превышать тысячу килотонн, тактической – обычно не более нескольких килотонн. Тем не менее чёткой грани в мощности заряда между тактическим и стратегическим ядерным оружием не существует. Так что в непосредственной зоне взрыва такой боеголовки практически ничего не остаётся. После ослепительной вспышки возникают гигантский огненный шар и ударная волна, которые сметут с лица Земли все строения в радиусе нескольких километров. Также погибнет всё живое, а это, например, в условиях плотной городской застройки десятки тысяч человек.
Кроме того, применение тактического ядерного оружия на Украине нанесёт также непоправимый экологический ущерб, в том числе большинству приграничных стран. Как показала авария на Чернобыльской АЭС, радиоактивные осадки могут переноситься ветром и с облаками на довольно большое расстояние, причём в любом направлении. Так что под ударом – если, к примеру, местом применения ядерного заряда станет Мариуполь – окажутся Крым, который из курорта превратится в зону радиоактивного заражения, а также Краснодарский край и Ростовская область, не говоря уже о Донбассе. Ядерное заражение будет сказываться на жителях заражённых регионов несколько десятилетий.
Безграничные ядерные возможности
В то же время, если оценивать потенциальные возможности для нанесения тактического ядерного удара, то сегодня они у Российской армии практически неограниченные. Начнём со стратегического ядерного оружия, которое считается главным инструментом ядерной войны. Конечно, о количестве ядерных зарядов можно говорить лишь в общих чертах, так как эта информация является секретной. По оценкам зарубежных экспертов, всего Россия располагает почти 6 тыс. ядерных боеголовок. Однако из этого числа следует вычесть где-то 1,5 тыс. боеголовок, которые уже списаны по старости и подлежат утилизации. Из остающихся примерно 4500 зарядов большинство имеет стратегический характер и предназначено для баллистических ракет, которые могут доставить ядерные боеголовки на десятки тысяч километров.
О тактическом ядерном оружии нет каких-либо подробных данных, поскольку оно никогда не было охвачено какими-то международными договорами. Из открытых источников известно, что Соединённые Штаты имеют на вооружении 230 авиабомб свободного падения, 100 из которых размещены на базах в Европе. Что же касается России, обладающей широкой номенклатурой этого вооружения, то здесь оценки очень разнятся: от 860 единиц до 1912.
К тактическому ядерному оружию относятся различные виды оперативно-тактического и тактического оружия: ракеты для наземных ракетных комплексов, снаряды для ствольной артиллерии, авиационные бомбы, корабельные ракетные комплексы, торпедное вооружение, противоракетные системы, а также инженерные и морские мины. Сейчас на вооружении российских Вооружённых сил стоят системы «Искандер-М» дальностью 500 километров и «Калибр» морского и наземного базирования, чья дистанция поражения простирается до 4500 километров. Каждая из ракет может нести боевую часть с зарядом, эквивалентным 50 килотоннам в тротиловом эквиваленте. Также к числу носителей тактического ядерного оружия следует отнести баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью полёта менее 500 километров – например, оперативно-тактический комплекс «Точка-У».
Кроме того, носителями тактического ядерного оружия являются боевые самолёты с радиусом действия до 8000 километров, оснащённые крылатыми ракетами большой дальности (то есть с дальностью полёта до 600 километров). Это бомбардировщики Ту-22М3, истребители-бомбардировщики Су-34, противолодочные самолёты Ил-38 и Ту-142. Также в эту категорию попадают баллистические и крылатые ракеты подводных лодок с дальностью менее 600 километров, речь, в частности, идёт о проекте 949А «Антей».
Таким образом, общее количество носителей, которые сегодня можно использовать для применения тактического ядерного оружия, по этим оценкам не превышает 520–550 единиц. Остальное нестратегическое ядерное оружие скорее всего не может быть применено из-за собственного старения и старения носителей. Не случайно несколько десятков имеющихся на вооружении фронтовых бомбардировщиков
Су-24, ранее переоборудованных для использования ядерных зарядов, вновь стали носителями обычных боеприпасов. Причина – из-за долгих сроков эксплуатации эти фронтовые бомбардировщики сегодня не отличаются высокой надёжностью.
Впрочем, как отмечали эксперты, в последние годы активно велись работы по поддержанию тактического ядерного оружия в готовности к боевому применению. Военными рассматривалось его применение в рамках стратегической операции ядерных сил, однако при этом не исключалось его использование и в ходе региональных и локальных конфликтов. Более того, во время одних
командно-штабных учений теоретически рассматривалось его применение непосредственно для решения задач на театре военных действий и даже на поле боя! И здесь не нужно забывать, что в своё время Советская армия стала единственной в мире, имевшей опыт реальных манёвров с применением тактического ядерного оружия. Учения с иронично-нежным названием «Снежок» проводились на Тоцком полигоне в сентябре 1954 года под руководством Георгия Жукова. Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Наверняка этот опыт изучен в российском Генштабе и здесь понимают, какие последствия можно ожидать. Для информации: тогда дозы облучения с различными последствиями для здоровья получили более 40 тыс. военнослужащих – участников учения.
Доктрина сдерживания
Отмечают эксперты и другой аспект. Малые ядерные заряды не только предполагают нанесение противнику серьёзного ущерба, но также призваны его деморализовать, как это произошло в Японии в конце Второй мировой войны. Однако нет никакой гарантии, что данная концепция соответствует психологии современных людей. Ведь для японцев применение ядерного оружия стало шоком во многом по причине того, что атомная бомба применялась впервые – таким же образом во время Первой мировой появление танков на поле боя деморализовало немцев и позволило англичанам одержать победу. Тем не менее за десятилетия, минувшие с 1945 года, люди не только очень многое узнали о ядерном оружии – многократное педалирование темы его применения в фильмах, книгах и играх отчасти сняло страх перед атомной бомбой. Потому зарубежные эксперты не раз задавались вопросом: не получится ли так, что применение ядерного оружия приведёт к отчаянному сопротивлению выживших, которым будет больше нечего терять?
Под стратегическим ядерным оружием, как правило, понимают «классическое» ядерное оружие, которое наносит вероятному противнику непоправимый ущерб. Например, Россия и НАТО избегают прямых военных столкновений в том числе и потому, что обе стороны понимают: в случае агрессии произойдёт гарантированное возмездие. При этом стоит иметь в виду, что российская военная доктрина подразумевает исключительно сдерживающую функцию ядерного оружия, где чётко определены случаи для его возможного применения. В первую очередь это ответ на применение противником ядерного оружия или иных видов оружия массового поражения. Также ядерные ракеты полетят, если будет произведён запуск баллистических ракет по территории России или её союзникам. Наконец, ещё одна причина – если будет зафиксировано нападение на ключевые правительственные или военные объекты, угрожающее ядерным возможностям, а также агрессия против Российской Федерации с применением обычных вооружений в том случае, когда под угрозой оказывается само существование государства.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– Вряд ли стоит опасаться применения тактического ядерного оружия, поскольку с военной точки зрения для этого нет никакой необходимости. У Российской армии достаточно мощных систем вооружения, которые могут обеспечить ей победу. Применение ядерного оружия – это большой фактор риска, в том числе и для стороны, которая его применяет. Поэтому на такой шаг пойдут в самом крайнем случае. Кроме того, изменений в размещении российского ядерного оружия пока что не наблюдается.