Когда утихает метель, ехать по пустынной дороге - одно удовольствие даже в ночи. Фары теплого внутри авто освещают вычищенное до черноты полотно трассы и обрамляющую его бескрайнюю снежную степь. Легкая метель-поземка этаким легким белым оренбургским платком стелется по трассе, убегая куда-то в степь и растворяет свет фар. Романтика!
Но если ветер будет сильнее, снега побольше - будет беда. Таковы законы зимней оренбургской степи. Однако под звездными "софитами" думать хочется о высоком, например, о Пушкине, который писал в этих краях свою "Капитанскую дочку". Крепкий мороз сразу отсылает к сцене, в которой Петруша Гринев дарит Пугачеву свой теплый заячий тулупчик. Вещь по нынешним морозам незаменимая и почти аллегоричная...
Но наша дорога в Оренбург навеяна вовсе не классикой, а реальной трагедией, которая разыгралась здесь в первые дни нового года. Сохранившиеся и по сей день повышенные меры безопасности в виде большого числа сотрудников ГИБДД на дороге - тому подтверждение.
По следам трагедии
Мы едем, чтобы встретиться с Данилой Максудовым, старшим сержантом полиции из Медногорска. Это он, спасая людей на трассе под Оренбургом, получил тяжелейшее обморожение рук. Свой бушлат и шапку отдал замерзшей девушке, а рукавицы - ребенку. Еще одного босого парня (в снежных торосах тот потерял кроссовок) тоже вывел "на свет". Сегодня эти невольные попутчики стихии проходят лечение в одной больнице. А тогда шли, крепко держась за руки, под порывами леденящего ветра и нулевой видимости.
Напомним, что в ночь на 3 января на 207-м километре автомобильной дороги Оренбург - Орск из-за снегопада намертво встало движение: 50 автомобилей с людьми в условиях сильного ветра, снегопада и мороза не могли сдвинуться с места. Люди ждали помощи 15 часов. Всего в ходе спасательной операции из зоны ЧС было спасено 84 человека, 14 - госпитализированы. Один погиб от переохлаждения.
Были ли в тот день массово извещены о надвигающейся непогоде все автомобилисты, насколько скоординировано действовали экстренные службы, хватало ли им рук и спецтехники - ответить на эти вопросы еще предстоит следствию. Пока же мнения чиновников и рядовых жителей на этот счет сильно разнятся. Но одно уже можно сказать наверняка: рядовые сотрудники полиции, спасатели и врачи сделали для спасения человеческих жизней все от них зависящее.
Превышая полномочия
Первыми на помощь "запертым" на дороге людям отправился отряд спасателей и полицейских из ближайшего к трассе Медногорска. В его составе был и Данила Максудов.
- Исключительно порядочный и скромный парень, я его семью давно знаю: мама преподает в школе, отец работает на медно-серном комбинате. Городок-то у нас маленький, все на виду, - рассказывает начальник Медногорского отдела полиции Антон Немакин. - 2 января Данила был на дежурстве, и когда на трассе случилось ЧП, должен был сопровождать вахтовый "КамАЗ", шедший на помощь. В обязанности сотрудника патрульно-постовой службы не входило участие в спасательной операции, но он не смог остаться в стороне.
Сам 25-летний полицейский вспоминает о событиях того дня не по сводкам МЧС, а каждой клеткой своего замерзавшего организма и лицам людей: усталым, отчаянным, обреченным, надеющимся. Подъехать к терпящим бедствие грузовику "Вахта" не удалось: дорога была уже не только сильно заметена снегом, но и загорожена оставленными машинами. Потому решили идти пешком и выводить людей к вахтовке цепочкой, так было больше шансов удержаться на сильном ветру. Но в какой-то момент спасательной операции в полной снежной слепоте Данила Максудов вдруг осознал, что смог удержать только мужчину, который шел позади. Потерявшись в пурге, вдвоем они еще долго блуждали по полю.
"Люди, никаких средств на мое лечение собирать не нужно! Вашей моральной поддержки вполне достаточно!!!"
- Вдруг увидел впереди белый свет, понимая, что это не фары, не фонари, я просто доверился ему, этому свету. А когда свечение исчезло, мы заметили аварийные огни стоящей "Тойоты". В ней находилась молодая семья с двумя детьми. Мы стали ждать помощи вместе, - рассказывает Данила.
В машине, которая казалась столь близким спасением, он потом долго сидел практически на снегу: уже без верхней одежды, которую отдал пострадавшим, и истово набирал номера на сотовом телефоне. Но "Вахта" с людьми уже ушла в город, а у вездехода, на который еще была надежда, ветром вырвало коробку передач. Техника не выдерживала погоды.
Буду дальше работать!
Только в 8 утра 3 января Данила позвонил жене Ольге, да и то лишь затем, чтобы успокоить. (Свадьбу они сыграли совсем недавно, в ноябре.)
- Он попросил не ходить на работу, а провести этот день с ними. Между делом спросил, как оказывать первую помощь при обморожении рук, сказав, что это не ему, а пострадавшим на дороге, - рассказывает Ольга.
- Не хотел, чтобы она расстраивалась, - признается парень, глядя на супругу, которая все эти дни с ним рядом в больнице, сначала в медногорской ЦРБ, а теперь в Оренбурге. - Но когда попал в стационар, деваться было уже некуда, пришлось признаться. Ольга расплакалась. Мама, когда узнала, тоже расстроилась, говорит, мол, не надо тебе в полиции работать. А я не вижу себя больше в другом месте, с 2012 года здесь служу.
- Он с детства такой упорный, - признается мама Данилы Нелли Алеевна, - занимался спортом, служил в ВДВ, и потому выбор профессии не стал случайностью. Я и сама, выросшая на советских фильмах про офицерскую честь, всегда повторяла сыновьям: что бы ни говорили злые языки о милиции, а порядочных людей там большинство.
Представлен к ордену
Начальник УМВД России по Оренбургской области Михаил Давыдов настрой своего подчиненного - продолжать службу - всячески приветствует.
- Если дальнейшая служба не повредит его здоровью, то он сможет продолжить работу в полиции. Уже подготовлены документы о представлении Данилы Максудова к награждению государственной наградой. Кроме того, решается вопрос и о награждении ведомственными наградами еще семерых сотрудников, которые также оказывали помощь в эвакуации людей, - отмечает он.
Но для Данилы есть вещи поважнее, например, здоровье.
- Решение об операции будет принято в ближайшие 3-4 дня: у Данилы сильное обморожение 4 и 5 пальцев левой руки. Делаем все возможное, чтобы избежать ампутации, - поясняет зам. главврача клинической больницы N4 Оренбурга Денис Давыдов. Он также рассказывает, что сейчас у них находятся 5 пострадавших, имеющих обморожения верхних и нижних конечностей. Среди них и 13-летняя девочка.
Народное признание
О поступке старшего сержанта полиции из Оренбургской области узнала вся страна. Телефон не смолкает (приходится его даже отключать, чтобы немного отдохнуть), а на странице Данилы "ВКонтакте" - десятки постов-благодарностей ему и родителям. Свою помощь, в том числе и деньгами на лечение, предлагают не только друзья, но и незнакомые люди. Например, автоэлектрик из Краснодара Роман Панов прислал письмо в редакцию одного из местных сайтов: "Хочу оказать небольшую денежную помощь в лечении старшего сержанта Максудова, спасшего людей на трассе. Он настоящий мужик, очень хочу помочь ему восстановить руку и готов перечислить две тысячи рублей". Данила за помощь поблагодарил, но от денег отказывается. "Люди, никаких средств на мое лечение собирать не нужно! Вашей моральной поддержки вполне достаточно, спасибо вам!!! Даже не ожидал", - написал он на своей интернет-странице.
- Деньги нам и правда не нужны, все лечение бесплатное и медикаменты тоже. Помогают родственники и сослуживцы, - говорит Данила.
Главное для него сейчас вера и надежда. Он уже дважды едва не погиб на той дороге, спасая других, но невидимая сила протягивала ему руку помощи. Может, и в том есть высшая поддержка, что в своем слове после службы в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл упомянул имя полицейского Данила Максудова, призывая жителей России следовать его примеру. И хотя Данила мусульманин, словами Патриарха, как сам признается, был тронут.
Кстати, девушка, которой Максудов отдал той вьюжной ночью свой бушлат, уже почти поправилась и теперь часто звонит, справляется о здоровье своего спасителя. Примечательно, что история Асель, так зовут девушку, похожа на десятки других пострадавших на той зимней трассе.
Вечером 2 января, когда еще ничто не предвещало непогоды, она отправилась на такси из Орска в Медногорск, но уже в 20.00 автомобиль попал в снежный затор. До полуночи сидела в такси, пока машина не заглохла, затем перебралась в стоящий неподалеку эвакуатор. В три ночи прибыла "Вахта" спасателей, в которой работал Данила. Заснеженная шуба девушки от тепла вмиг намокла, ее било от холода и страха. Максудов отдал ей свой бушлат, точно зная, что выводить людей по ледяной пурге ему придется еще ни раз. Поступил не по инструкции.
Уже прощаясь, я спросила Данилу:
- Если бы в тот момент вы знали, что можете лишиться рук, стали бы геройствовать?
Он ответил:
- Я сделал все правильно - людей же спасал, и они все живы.
Рождение человека
Наталья Нетесова на заснеженной трассе принимала малыша, появившегося до срока у жительницы поселка Ново-Потоцкий Кваркенского района Оренбуржья.
3 января у будущей мамы случился обморок, и на дом к ней была вызвана фельдшер Нетесова. Сделав беременной женщине инъекцию, она доставила ее во врачебную амбулаторию соседнего поселка Кульминский, что в 5 км. Там после осмотра врача было принято решение: отправить роженицу в районную больницу. Но "Нива", которую в пути должна была встретить "скорая", из-за начавшейся метели и плохой видимости съехала с трассы.
- Пришлось брать всю ответственность на себя, хотя это были не просто первые роды, которые я принимала в столь экстремальных условиях, но и вообще первые в моей практике, - признается Наталья. - В 7 утра 3 января на свет появился мальчик весом 1 кг 860 граммов. А я действовала по инструкции - делала инъекции, перерезала пуповину, проводила обработку новорожденного.
Чтобы малыш не замерз в холодной "Ниве", фельдшер 10 часов, до прибытия спасателей, отогревала завернутого в капюшон своей куртки новорожденного на своей груди. Первыми их автомобиль обнаружили местные мужчины, которые на своих машинах, а в непролазных снежных торосах и пешком отправились на подмогу. Уже затем подоспел вездеход спасателей.
Фельдшером Наталья работает 12 лет, и все эти годы ее поселок Коминтерн и соседние с ним населенные пункты численностью от 180 до 400 жителей считаются неперспективными и для местной власти, и для бизнеса.
"Потому у нас нет даже сотовой связи, в снежном заносе мы оказались совершенно оторванными от мира", - сокрушается она и признается, что после своего вынужденного героизма всерьез подумывает о том, чтобы собрать чемодан и перебраться в город, в котором технологичный XXI век давно наступил.