Компания переименовала сервис «Афиша Mail.ru» в «Кино Mail.ru» и создала плеер с опцией выбора онлайн-кинотеатра. Функционал обновленной площадки похож на «Кинопоиск», который «Яндекс» неудачно перезапустил в 2015 году
Компания Mail.Ru Group переименовала видеосервис «Афиша Mail.ru» в «Кино Mail.ru» и полностью переориентировала аудиторию платформы на просмотр кинофильмов и сериалов. Об этом рассказал руководитель проекта Алексей Антропов в рамках форума «РИФ+КИБ 2016».
В «Кино Mail.ru» появился новый плеер. В нем пользователь может самостоятельно выбрать онлайн-кинотеатр, в котором доступен тот или иной фильм или сериал. Если кинолента доступна только в платной модели, можно сравнить цены на всех площадках.
Среди партнеров «Кино Mail.Ru», которые предоставляют сервису свой контент, — онлайн-кинотеатры Ivi.ru, Megogo, Amediateka, Okko, TVZavr, Tvigle, Zoomby, Now, RuTube, Videomore и Pladform (эта платформа для дистрибуции контента работает также с телеканалами ТНТ, СТС, НТВ и «Первый»).
Работать с партнерами сервис будет по модели revenue share, то есть стороны будут делить доходы от рекламы и платного просмотра фильмов. Точный размер доли, которую «Кино Mail.ru» будет забирать себе, ни Mail.Ru Group, ни кинотеатры не раскрывают. «Сейчас 66% от общей рекламной выручки [сервиса] приходится на прокатчиков, телеканалы и рекламу сервисов, связанных с кино», — отметил Антропов. По словам гендиректора TVZavr Марины Сурыгиной, Mail.Ru Group предоставляет партнерам много вариантов для монетизации контента: помимо классической revenue share модели, если через «Кино Mail.ru» в онлайн-кинотеатр придут подписчики, онлайн-кинотеатр заплатит «Кино Mail.ru» комиссию. Сурыгина отметила, что в TVZavr удовлетворены качеством трафика на «Кино Mail.ru» и количеством показов рекламных роликов на платформе.
Российские видеосервисы в цифрах
8,5 млрд руб. составил объем российского рынка легальных видеосервисов в 2015 году
14,3 млрд руб. достигнет, по прогнозу, объем российского рынка легальных видеосервисов в 2019 году
65,3% российских легальных видеосервисов используют рекламную модель монетизации
50–70% составил рост доходов крупнейших российских онлайн-кинотеатров в 2015 году по отношению к 2014-му. В совокупности они заработали 5,9 млрд руб.
Более 1 млрд руб. заработал в 2015 году крупнейший онлайн-кинотеатр Рунета Ivi.ru
2,3 млрд просмотров совершили пользователи Ivi.ru в 2015 году, ежемесячная аудитория сервиса составила 26,8 млн пользователей
Около 165 тыс. пользователей в 2015 году хотя бы раз в месяц платили за контент на Ivi.ru
40 млн пользователей — ежемесячная аудитория крупнейшего в СНГ онлайн-кинотеатра MEGOGO в 2015 году, из них 17,2 млн приходится на Россию
$1 млн инвестирует онлайн-кинотеатр TVZavr (ежемесячная аудитория в 2015 году — 22 млн пользователей) в разработку приложения «Русское кино» для Smart TV, которое будет доступно в 248 странах
Источники: J'Son & Partners Consulting, данные компаний
Помимо онлайн-плеера в «Кино Mail.ru» присутствуют рекомендательный сервис, информационные справки о фильмах, сериалах, телешоу и актерах, рейтинги и тематические подборки фильмов, сериалов и телешоу, новости кино, архив мировых кинопремий и календарь премьер.
В октябре 2015 года «Афиша Mail.ru» сделала возможным перенос оценок фильмов из базы данных «Кинопоиска» и IMDb. Это произошло практически одновременно с перезапуском «Кинопоиска» компанией «Яндекс» и последовавшим скандалом из-за того, что в новой версии «Кинопоиска» были потеряны все пользовательские оценки и рейтинги кинофильмов.
«Яндекс», который приобрел «Кинопоиск» в 2013 году за $80 млн и потратил два года на перезапуск проекта, в итоге под давлением пользователей «откатил» портал к старой версии (библиотека о кинематографе с новостями, рейтингами и информацией о премьерах), а по итогам 2015 года списал 576 млн руб. в строке goodwill (деловая репутация и нематериальные активы) из-за провала обновленного «Кинопоиска». В 2014 году доходы «Кинопоиска» снизились в 3,4 раза, до 68 млн руб., сервис показал убыток в размере 436 тыс. руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).
От афиши к кино
Mail.Ru Group запустила «Афишу Mail.ru» в 2004 году, сервис стал одним из первых медийных проектов компании. С 2012 года площадка сделала ставку на развитие видеоконтента. «Мы уже в 2011 году поняли, что киносмотрение в интернете [приносит] больше трафика и больше денег, — говорит Антропов, — а рынок мероприятий очень маленький, денег там почти нет». Поскольку лицензировать видеоконтент самостоятельно оказалось слишком дорого и сложно, «Афиша Mail.ru» решила развиваться как агрегатор онлайн-кинотеатров.
В 2012 году сервис стал сотрудничать с Zoomby, затем к нему подключились и другие онлайн-кинотеатры, в том числе крупнейшие в Рунете Ivi.ru и Megogo. В сентябре 2014 года был проведен редизайн проекта, его функция как афиши стала уходить на второй план. «Нас сравнивали с «Яндекс.Афишей», хотя мы фактически не имеем с этим сервисом ничего общего, — говорит Антропов. — После смены названия путаница в представлении аудитории должна устраниться»
По данным сервиса статистики Mail.Ru Group — top.mail.ru, аудитория «Афиши Mail.ru» в феврале составила почти 22 млн пользователей. Согласно исследованию TNS, аудитория проекта в том же месяце — около 10 млн человек (возрастная группа — 12–64).
Трафик для партнеров
Для онлайн-кинотеатров партнерство с такими крупными агрегаторами, как «Кино Mail.ru» или новым «Кинопоиском», — способ привлечь новую аудиторию, говорит директор по развитию бизнеса и платных сервисов Ivi.ru Ирина Грандель. «Мы видим, что по собственной площадке у нас все меньше точек для интенсивного роста. Сейчас, когда органический рост замедлился, [«Афиша Mail.ru»] это очень важная площадка для роста», — пояснила она. При этом в масштабах Ivi.ru «Афиша Mail.ru» обеспечивает не такие высокие темпы прироста аудитории, к каким «привыкли» в онлайн-кинотеатре, отметила Грандель. Аудитория Ivi.ru, по данным самого сервиса, составляет около 27 млн пользователей в месяц.
Для менее крупных игроков партнерские проекты — серьезный источник трафика. По словам Марины Сурыгиной из TVZavr, если рассматривать только web-смотрение, половина трафика приходится на сам сайт TVZavr.ru, а половина — на партнерские площадки. Аудитория TVZavr.ru составляет около 22 млн пользователей в месяц (данные компании).
Рынок легального видеосмотрения в России растет, несмотря на конкуренцию со стороны пиратских ресурсов. По оценкам исследования J'son & Partners, в 2015 году объем рынка легальных видеосервисов достиг 8,5 млрд руб. — на 15% больше, чем в 2014 году. К 2019 году, по прогнозу аналитиков J'son & Partners, рынок вырастет в 1,7 раза, до 14,3 млрд руб. Пока основные доходы онлайн-кинотеатры получают от рекламы. Большая часть выручки приходится на рекламную модель и у «Кино Mail.ru». Руководитель проекта Алексей Антропов надеется, что темпы роста доходов от платного просмотра видео в ближайшее время будут расти.
Провальный сеанс
Как «Яндекс» купил «Кинопоиск»
Интернет-портал о кино Kinopoisk.ru открылся для пользователей в 2003 году. На момент начала работы сайта в базе было несколько десятков тысяч фильмов. Это была библиотека о кинематографе с новостями, рейтингами и информацией о премьерах. В первый месяц на сайт пришло 4700 человек, во второй — 24 000, писал Forbes. В 2007-м «Кинопоиск» был уже заметным игроком Рунета с 1 млн посетителей в месяц. В 2013 году «Яндекс» приобрел «Кинопоиск» у его основателей Виталия Тация и Дмитрия Суханова (владели примерно 60% компании) и французской группы AlloCine. Сумма сделки составила $80 млн (около 2,6 млрд руб. по курсу на тот период). В течение следующих двух лет компания работала над редизайном и изменением модели монетизации сервиса.
Как обновили сервис
Обновленный «Кинопоиск» «Яндекс» представил в октябре 2015 года. Новая модель предполагала, что пользователи смогут искать и смотреть фильмы, не покидая сайт, хотя показ будет осуществлять один из онлайн-кинотеатров — партнеров «Кинопоиска». Партнеры получают часть аудитории ресурса, а взамен делятся с «Яндексом» доходом от платных подписок или частью своей рекламной выручки.
Пользователи с самого начала столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, многие не увидели на новом сервисе свои оценки и списки фильмов, не нашли информации и возможностей, к которым привыкли за годы использования старого «Кинопоиска». Технические проблемы отметили и партнеры портала: например, кинотеатр Ayyo (позволяет брать фильм для просмотра «в аренду») столкнулся с тем, что не проходила оплата за фильм. Большое количество негативных отзывов стало для «Яндекса» решающим фактором, чтобы по умолчанию вернуться к старой версии «Кинопоиска».
«Яндекс» не раскрывает размер вложенных в перезапуск «Кинопоиска» средств. Бывший менеджер киносервиса
Mail.Ru Group Антон Фролов оценивал общие затраты в 15–20 млн руб. Топ-менеджер другой российской интернет-компании полагал, что затраты могли составить до 40–50 млн руб.
Потери на обновлении
В феврале этого года из годового отчета «Яндекса» за 2015 год стало известно, что компания списала 576 млн руб. в строке goodwill (деловая репутация или нематериальные активы). Списание было связано с порталом «Кинопоиск». В целом, за то время, пока «Кинопоиск» принадлежит «Яндексу», ухудшились финансовые показатели сервиса. Если в 2013 году выручка портала составляла 231,5 млн руб., а чистая прибыль — 57 млн руб., то в 2014 году доходы «Кинопоиска» снизились в 3,4 раза, до 68 млн руб., сервис показал убыток в размере 436 тыс. руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).