В понедельник Евросоюз расширил санкционный список в отношении россиян и представителей ЛНР и ДНР. В него попали 19 физических и 9 юридических лиц. В санкционном списке значатся депутат и певец Иосиф Кобзон, депутат Госдумы Валерий Рашкин, первый замминистра обороны РФ Аркадий Бахин, замминистра обороны РФ Анатолий Антонов. Также в список попали командиры батальонов ополченцев ДНР и ЛНР («Новороссия», «Смерть», «Сомали» и других отрядов).
— Выглядит это весьма странно, ведь это уже второй раз, когда так происходит. Первый раз в августе прошлого года, когда Минские договоренности были подписаны, после этого последовали санкции. Сейчас всё повторилось, обратного хода нет. Не очень это здорово, подрывает доверие партнеров друг к другу, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — С другой стороны, мы не обращаем внимания на эти санкции, ну есть они и есть. Те, кто попал под санкции, по традиции продолжают работать на благо родины. Это вообще не метод — оказывать давление, чтобы люди поменяли свое отношение к делу.
К такому повороту событий — после того как 12 февраля в Минске был подписан новый договор лидерами «нормандской четверки», а также контактной группой — в МИД РФ отнеслись с недоумением.
«Евросоюз в очередной раз не взял на себя труд критически и непредвзято проанализировать реальные причины эскалации ситуации на юго-востоке Украины и вновь предпочел пойти на поводу у «партии войны» в Киеве. Отмечаем непоследовательность и нелогичность того, что каждый раз, когда появляется надежда на урегулирование внутриукраинского кризиса, Брюссель спешит ввести новые антироссийские рестрикции», — написано в заявлении на официальном сайте внешнеполитического ведомства.
В МИДе отмечают, что особенно нелепо подобные решения выглядят на фоне Минских договоренностей 12 февраля, в работе по достижению которых участвовали лидеры ведущих стран — членов ЕС.
— Складывается впечатление, что в Брюсселе и столицах стран — членов ЕС уже либо не контролируют движение санкционного маховика, либо торопятся выдать желаемое за действительное и убедить общественное мнение в некоей большей «податливости» России в результате еэсовских санкций. Ясно одно — подобные решения, на которые последует адекватная реакция, противоречат здравому смыслу и не идут на пользу появившейся возможности найти решение внутриукраинского конфликта, — отметили в МИДе.
По мнению депутата Европарламента от Латвии Татьяны Жданок, действия Евросоюза обусловлены русофобскими взглядами Прибалтики.
— Мне трудно объяснить новые санкции какой-то логикой. Это, скорее всего, рецидивы русофобии, ведь это абсолютно нелогичное поведение, — сказала Жданок «Известиям». — Мне представляется, что ноги растут из Прибалтики, учитывая то, что там фамилия Иосифа Кобзона. Как известно, именно глава МИД Латвии включил его и еще двух потенциальных участников «Новой волны» в список невъездных этого года. В Совете Европы (СЕ) арифметически малые страны, наиболее антироссийские, получаются в большинстве. И хотя решение по таким запретам должно приниматься единогласно, они очевидно все-таки навязывают свою антироссийскость остальным. Думаю, в принципиальных вопросах это не получается, поэтому они компенсируют свою русофобию за счет вот таких мелких уколов.
По мнению европарламентария, получилось так, что семь стран-основателей остались в меньшинстве в Совете Европы, то есть там, где принимаются все главные решения независимо от веса той или иной страны. Также Жданок предположила, что это может быть месть тем же Франции и Германии за то, что они сами решили вопрос, со стороны тех государств, которые традиционно навязывают антироссийскую политику.
Как считает депутат Европарламента от Болгарии Андрей Коватчев, принятые ограничительные меры не являются антироссийскими.
— Надеюсь, что Минские договоренности будут соблюдаться — и тогда санкции пересмотрят. Я убежден, что сотрудничество между Россией и ЕС очень важно во всех аспектах — терроризм, исламский фундаментализм, энергетика, экономика, туризм. Нужно сделать всё, чтобы Россия была не врагом, а партнером ЕС, — надеется он.
Ситуация на юго-востоке Украины остается напряженной. Несмотря на Минские договоренности и первый пункт в них — о прекращении огня с обеих сторон в 00.00 15 февраля, — украинские силовики 16 февраля стянули самоходные артиллерийские установки РСЗО «Град» и «Ураган» в несколько населенных пунктов на территории ДНР. Как заявили в минобороны ДНР, киевские власти намерены открыть огонь и спровоцировать ополченцев, а затем обвинить их в срыве Минских соглашений.
— Пока в целом Минские соглашения исполняются, но не исключаю, что может быть любая провокация. Слишком много заинтересованных лиц, чтобы сорвать эти договоренности, — считает Джабаров.
Украинские силовики периодически обстреливали позиции ополчения ДНР в районе аэропорта, однако в Донецке не было зафиксировано масштабных обстрелов жилых кварталов. Остается напряженной обстановка в районе Дебальцево — заблокированные украинские силовики не оставляют попыток выхода из окружения. В ночь на 16 февраля они продолжили обстрел позиций ополченцев.
— Если в соглашении содержатся лишь политические амбиции, то оно превращается в мертвую бумажку. Поэтому бои продолжаются, идет наращивание сопротивления одной и другой сторон. Но наши подразделения продвигаются вперед, поскольку мы защищаемся и вынуждены отодвигать от себя противника, — говорит один из командиров ополчения — Алексей Мозговой.
Что касается Дебальцево, то, по мнению Мозгового, в кольцо взяты подразделения ВСУ, которые категорически не признают мирных договоренностей, игнорируя решения Киева.
В то же время ополченцы заявили о готовности организовать зеленый коридор для украинских силовиков, находящихся в Дебальцевском котле.
— На данный момент мы считаем Дебальцево нашей внутренней территорией и предложим зеленый коридор для ВСУ. Они могут выйти без оружия и без техники, — заявил представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин.
Глава Донецкой Республики Александр Захарченко ранее предложил украинским военным в Дебальцевском котле покинуть город, оставив оружие и технику. Однако киевские подразделения предложению не вняли, поэтому военные столкновения продолжаются.
— Самая главная проблема Минских договоренностей — это Порошенко, который не контролирует все батальоны на Украине, — считает Жданок.
13 февраля лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош на своей странице в Facebook заявил о том, что его организация не признает Минских договоренностей.
«Любые договоренности с сепаратистами не имеют никакой юридической силы, противоречат существующей Конституции Украины, а, следовательно, их выполнение не является обязательным для граждан».
По словам радикала, «Правый сектор» оставляет за собой право продолжить активные боевые действия, согласно собственным оперативным планам, до «полного освобождения украинской земли».
Яроша поддержал командир отколовшейся части полка нацгвардии «Азов», депутат Верховной рады Игорь Мосийчук. Он заявил, что будет всячески препятствовать имплементации Минских соглашений в Верховной раде.