Перед такими матчами обращаешь внимание на любые, самые несущественные на первый взгляд, мелочи. Сидим в воскресенье вечером в лобби отеля "Коринтия" на Невском проспекте, куда часом ранее заселилась сборная России, с несколькими коллегами и пресс-атташе национальной команды Игорем Владимировым. Он-то и вспоминает: "В прошлом году перед Новой Зеландией в этой же гостинице останавливались".
Футбольные люди – суеверные, а когда на кону – первый за 32 года выход в плей-офф чемпионата мира, вера в приметы усиливается вдвое. И пусть пребывание в "Коринтии" вряд ли поверяет алгеброй гармонию игры сборной России, тоже задумываешься: а ну как и это поможет?
СМОЛОВ ИЛИ ДЗЮБА?
Тут репортеров замечает Артем Дзюба. Сам подходит, пожимает всем руки. По каждому взгляду и жесту видно: настроение у форварда – потрясающее. Еще бы: выйти на 20 минут в матче открытия чемпионата мира – и исполнить 1+1! Да еще и жест-символ этой игры: Черчесов, отдающий Дзюбечесть. Можно было представить себе такое даже полгода назад?
И вот тут возникает главная дилемма для тренера. Если с остальными десятью футболистами все более или менее понятно (сильно сомневаюсь, что он поменяет в стартовом составе Самедова на Кузяева и уж совсем до крайности удивлюсь, если Дзагоева в основе заменит не Черышев), то альтернатива на острие атаки – Смолов или Дзюба – будоражит воображение.
Тут ведь важно понимать, что для главного тренера в приоритете. На стороне арсенало-зенитовца (в буклете национальной команды форвард приписан к Туле), понятно, результативный и отличный по качеству выход на замену в матче ЧМ-2018. Но ведь тут есть и другая сторона медали: Дзюба показал, и не в первый раз, что способен усиливать игру команды, выходя со скамейки, а это – качество, свойственное далеко не всем.
Как в этом смысле насчет Смолова? А нет ответа. Он и в сборной у Черчесова, и в "Краснодаре" уже невесть сколько времени – даже не основной, а основнейший. Железобетонный. Лидер, звезда, которая, кажется, со времен "Анжи" не оказывалась на лавке. И какой будет его реакция, примет ли он эту роль, сможет ли отнестись к ней так же, как Дзюба, – вопрос. Серьезный вопрос. И тренер может рассудить, что лучше не искать от добра добра, а вначале дать стопроцентно уязвленному своей игрой Федору шанс реабилитироваться, а Артема вновь использовать как резерв главного командования.
Как-то Черчесов в нашей беседе подметил, что Смолов забил три своих мяча за сборную топ-соперникам (два Испании и один Франции) с капитанской повязкой: ворота в тех матчах защищал Лунев. То есть ему чем больше ответственности – тем лучше. А ссылка на скамейку может его еще сильнее зажать.
Но стоп, разве не все мы в свое время "купились" на ложный, как теперь выясняется, тезис, что Дзюба не способен находиться в условиях конкуренции и "сдувается", если тренер не оказывает ему полного игрового доверия? Вот она, конкуренция, во всей красе. И у Черчесова, когда Смоловбыл здоров, Дзюба еще ни разу не выходил с первых минут. Два мяча Коста-Рике забил, играя с первых минут, – но тогда игрок "Краснодара" был травмирован. С Австрией и теперь Саудовской Аравией – на замену. С Турцией вообще остался в запасе.
Но когда дело доходит до турниров калибра чемпионата мира, все умозрительные теории рушатся.
Не знаю, как физически (нам же никто не докладывает показатели пульсометров на тренировках), но психологически Дзюба сейчас готов гораздо лучше Смолова, спад которого даже не в последние недели, а в последние пару месяцев остается загадкой. И казалось бы, что для тренера напрашивается больше, чем сделать ставку на нападающего, который только что забил и поймал кураж?
А за Смолова… арена "Санкт-Петербург". Как это ни парадоксально, учитывая клубную прописку Дзюбы. Но он-то лучшие сезоны за "Зенит" провел на "Петровском", а после переезда на Крестовский и прихода Роберто Манчини как раз выпал из состава. Тогда как Смолов те самые три гола Испании и Франции забил, по удивительному совпадению, именно здесь…
Я спросил Черчесова на пресс-конференции, чем при выборе форварда он будет руководствоваться в первую очередь – голом в прошлом матче, комфортными ощущениями на конкретном стадионе или чем-то еще. Тренер ответил, что ни первым, ни вторым. А будет – тем, что лучше поможет вскрыть слабости конкретного соперника, то есть его манерой игры и тактикой. При этом ни одним намеком Черчесов не дал понять, на кого именно сделает ставку.
Лично я – не претендуя на истину в последней инстанции – предпочел бы против Египта Дзюбу. Сразу по двум причинам. Во-первых, североафриканцы играют в очень организованный, колючий, плотный футбол и явно предпочитают действовать вторым номером. Рассчитывать на то, что нежелательность ничьей погонит египтян вперед с шашками наголо, не приходится. Они слишком вышколены Эктором Купером, чтобы на эмоциях отказаться от своего футбола.
Значит, пространства можно не ждать, а оборону египтян надо либо растягивать, либо продавливать. Но, чтобы растянуть и вывести того же Смолова на ударную позицию, нужна умелая игра в контроль мяча, которой сборная России похвастать не может.
Во-вторых, практика показывает, что Смолову, чтобы быть наиболее эффективным, под ним или рядом с ним нужен тонкий партнер с отточенным последним пасом. Такую роль в "Краснодаре" в свое время играл Мамаев. Дзагоев травмирован, Алексей Миранчук – пока резервист.
После травмы Дзагоева и выхода Черышева стилистика сборной России стала, как мне кажется, более "вертикальной". В НХЛ это называют – "север-юг". Меньше кружев, больше скорости и движения строго вперед. Два мяча были забиты после навесов Головина, в том числе, что логично, Дзюбой, которому этот футбол, такое впечатление, просто лучше подходит.
Впрочем, не будем теоретизировать. Сегодня у Дзюбы – 1+1, а завтра выстрелит Смолов – и мы начнем искать глубинные стилистические причины, почему это сделал он. На основании одного матча какие-то первичные выводы делать можно, но окончательные – ни в коем случае.
САЛАХ ИЛИ БЕЗ САЛАХА?
Еще один главнейший вопрос – выйдет ли с первых минут Мохамед Салах. На пресс-конференции Черчесова и Игоря Акинфеева эта фамилия была произнесена журналистами более десятка раз, и добрая половина всех вопросов касалась суперзвезды "Ливерпуля".
"Дай бог, чтобы Салах был здоров!" – сказал в один из моментов Черчесов. И, на мой взгляд, он абсолютно прав не только в абстрактном, но и в абсолютно конкретном плане. Речь в данном случае даже не о романтичном желании видеть, как мы побеждаем соперника с его единственной мировой суперзвездой, а обыгрывать Египет без Салаха, – вроде как-то неполноценно.
Дело в другом. В том, что, например, в сентябре 2015 года помогло сборной России в первом матче Леонида Слуцкого одержать решающую победу над Швецией в отборочном турнире Евро-2016.
Златан Ибрагимович тогда вышел на поле полутравмированным. Весь первый тайм "Тре Крунур" играли на него, а он ничего не мог сделать. Результат? Полное отсутствие игры у скандинавов, ее наличие у россиян, счет 1:0, который мог быть и больше. В перерыве Ибру заменили, и во втором тайме шведы резко прибавили и стали играть в коллективный футбол. Победный счет россиянам удержать удалось, но с огромным трудом – Акинфеев, вытащивший на исходе сложнейший мяч, не даст соврать.
С Египтом сейчас вполне может получиться тот же алгоритм. В матче с Уругваем это была единая, жесткая, дисциплинированная, цельная команда, знавшая, что никто в одиночку за остальных исход матча не решит. При Салахе же значительная часть ответственности игроков внутри каждого из них перераспределится к их лидеру. По-другому просто не может быть.
И одно дело, когда Салах здоров и полон сил. Но сейчас это не так. После финала Лиги чемпионов он ни минуты не играл и почти (а может, и вообще) не тренировался в общей группе. Физиологически невозможно, чтобы он был в полном порядке.
Когда во время финала Кубка Стэнли игрок "Вегаса" Макнэбб наносит болезненную травму Евгению Кузнецову, а тот через день выходит на лед и в следующих двух встречах набирает шесть очков, – это другая история. Там россиянин не успел выпасть из игрового ритма, а готов он был объективно великолепно. На что уже наслоились волевые качества и умение играть через боль.
Даже если у Салаха они тоже есть, три с лишним недели вообще без футбола и без подготовительной работы с командой не могут не дать о себе знать. Можно, конечно, допустить, что речь о гении, над которым не властны законы природы, но все-таки сомневаюсь, что это так. А ведь команда все равно будет на него играть.
В той же НХЛ любой соперник, зная, каков характер травмы у того или иного игрока, сознательно бьет в это место – стараясь, конечно, делать это не слишком нагло и цинично. И если все происходит в рамках правил – какие могут быть претензии? Нельзя их будет предъявить, и если кто-то из россиян пойдет с Салахом в жесткий, но игровой контакт плечо в плечо. Конечно, будет крайне некрасиво, если кто-то умышленно грязным приемом усугубит ему травму, и я обязательно это осужу безотносительно всех патриотизмов. Но если что-то подобное произойдет в сугубо игровой ситуации – никаких вопросов к человеку, который на такой контакт пойдет, не будет.
В общем, я хочу, чтобы Салах сыграл против России. Полагаю, что так будет лучше для нас в любом случае. В конце концов, даже подсознательной мысли: "Да что этот Египет без Салаха стоит?" в умах наших футболистов не будет.
Так что прав Черчесов: "Дай бог здоровья Салаху!"
А всей сборной России – таких же разума и концентрации, духа и настроя, как в первом матче. Да, Египет – не Саудовская Аравия. Но и далеко не Испания с Бразилией. Его можно обыгрывать, а при нынешней турнирной ситуации – даже играть вничью, о чем, впрочем, думать нашим футболистам категорически не рекомендуется.
Давайте будем честны: даже 5:0 в матче открытия еще не заставили большинство болельщиков поверить, что сборная России, представшая в нем, – настоящая. Это станет понятно после Египта.
И я очень хочу, чтобы в смешанной зоне арены "Санкт-Петербург" Артем Дзюба улыбался так же широко, как в лобби отеля "Коринтия" в воскресенье вечером. И пожимал руки знакомым и незнакомым журналистам.