Перед четырехэтажным кирпичным офисным зданием в одном из центральных районов Москвы стоят в ряд 20 желто-оранжевых электросамокатов. Есть они и внутри здания — на первом этаже у лестницы, в опенспейсах. Сотрудники увлеченно обсуждают, как «научить» их анализировать стиль вождения пользователей.
В этом здании находится офис российского сервиса кикшеринга (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление») Whoosh. Парковка заполнена самокатами. Сотрудники добирались на них до работы, объясняет сооснователь Whoosh, бывший топ-менеджер S7 Дмитрий Чуйко. За четыре года он вместе с партнерами сумел превратить электросамокаты в новый вид транспорта, привлечь миллиарды инвестиций и сделать кикшеринг прибыльным бизнесом.
Что помогло Whoosh стать одним из лидеров российского рынка кикшеринга, как на его бизнесе сказались попытки властей регулировать движение электросамокатов и каким основатели видят будущее в условиях кризиса?
Дмитрий Чуйко говорит, что в бизнесе Whoosh, часть которого связана со сборкой деталей для самокатов, ему помогает техническое образование. Он получил профессию инженера-технолога в Новосибирском техническом университете и первое время работал конструктором — создавал гусеничный вездеход для труднодоступных мест на севере. Работа была интересной, вспоминает Чуйко. «Но зарплаты, которую мне платили, хватало на проезд и две пачки гречки», — говорит он. Чтобы зарабатывать «нормальные деньги», Чуйко устроился менеджером по продажам в авиакомпанию S7 и задержался там на 15 лет. Сначала продавал турагентам софт для бронирования авиабилетов S7, затем возглавил направление всей интернет-коммерции авиакомпании и перебрался в Москву. В 2012 году направление выделилось в отдельную компанию — S7 Travel Retail. Чуйко стал ее гендиректором, а к 2017 году дорос до вице-президента по инновациям всей группы S7.
В процессе работы он много путешествовал по миру. В начале 2018 года в одной из деловых поездок в Сан-Франциско обратил внимание на обилие электросамокатов на набережной. Они принадлежали компании Bird — первому и самому крупному в США сервису проката самокатов с помощью приложения. Bird был запущен в сентябре 2017 года в Калифорнии, меньше чем за год привлек $415 млн инвестиций и получил оценку $2 млрд. Сегодня Bird присутствует в 400 городах мира.
В России электросамокаты тогда еще никто не сдавал в аренду с помощью приложения, и Чуйко увидел пустующую нишу. Вернувшись в Москву, он просчитал бизнес-модель будущего сервиса — для старта в тестовом формате с 50 самокатами необходимо было около $500 000. Его партнерами по запуску «аналога Bird» в России стали заместитель гендиректора S7 Travel Retail Егор Баяндин, руководитель корпоративного IT-интегратора S7 Олег Журавлев и бывший глава корпоративных продаж авиакомпании Сергей Лаврентьев.
Партнерам надо было закупить электросамокаты, разработать платформу для управления ими, приложение для пользователей и специальные IoT-модули (от англ. Internet of Things — «интернет вещей»). Последние превращали самокат в устройство, которое может принимать и передавать данные платформе для управления транспортными средствами. Они же связывали самокат с приложением, давали возможность разблокировать его при наведении камеры смартфона на QR-код и оставлять в любой точке города.
Предприниматели решили купить самокаты марки Xiaomi Mijia M365. Разработку приложения и платформы возглавил Баяндин, а для создания IoT-модуля наняли команду инженеров. Поначалу партнеры днем работали на основной работе, а «вечерами и ночами пилили стартап». К 2020 году Чуйко, Баяндин и Журавлев ушли из S7.
Whoosh должен был стартовать первым в России из сервисов кикшеринга летом 2018 года. Но в середине 2018-го с этим же направлением в Москве запустились «Делисамокат» и YouDrive Lite (сейчас lite). Первый открывал неавтоматизированные станции с промоутерами, выдававшими электросамокаты, а второй работал на основе Bluetooth, через который телефон приводил самокат в действие. Модель с IoT-модулями, по которой хотел работать Whoosh, отличалась от конкурентных. Однако разработка модулей затянулась. Чуйко вспоминает: «Летом 2018-го они не были готовы к запуску даже в виде MVP: то самокаты не разблокировались, то модуль не мог подключиться к интернету. Мы поняли: если запустимся сейчас, это будет провал».
Пришлось пропустить сезон-2018 и потратить вдвое больше планируемого на запуск Whoosh. По словам Чуйко, он и партнеры вложили в сумме около $1 млн из собственных накоплений. Половина пошла на покупку электросамокатов. С учетом появления конкурентов стартап решил выходить на рынок «хотя бы с несколькими сотнями устройств», рассказывает он.
Устройства Whoosh появились в Москве в апреле 2019 года. «Буквально через час после того, как мы выставили самокаты на улицы, люди взяли их и поехали», — вспоминает Чуйко. До конца осени сервисом воспользовалось 200 000 человек, совершив суммарно 300 000 поездок. На руку сервису сыграло почти полное отсутствие конкурентов в столице в сезоне-2019: «Делисамокат» в мае приостановил работу, YouDrive Lite тоже пропустил сезон, а будущий конкурент Whoosh, Urent, в тот год развивался только на юге России. По данным СПАРК, выручка Whoosh составила около 69 млн рублей, прибыль — 21,2 млн рублей. К началу 2020 года Whoosh успел выйти по франшизе еще в три города, а за сезон франчайзинговая сеть разрослась на 12 городов, включая Санкт-Петербург, Сочи и Новосибирск. Франчайзи покупали через Whoosh самокаты, а тот брал комиссию до 25% с их выручки. Правда, программа проработала недолго: к концу 2020-го Whoosh выкупил у партнеров все самокаты. «Мы не совпадали с франчайзи по идеологии, — объясняет Чуйко. — Зачастую они говорили: в нашем городе не нужно больше четырех станций. А мы понимали, что нужно, только так можно превратить самокат из развлечения в транспорт».
В 2020 году сервис привлек порядка $1 млн от инвесткомпании Ultimate Capital Евгения Зальцмана и Андрея Кондратюка. На эти деньги стартап расширил парк к концу года до 10 000: вдобавок к Xiaomi Mijia партнеры закупили более совершенные самокаты Ninebot. По данным СПАРК, выручка Whoosh в 2020-м выросла до 855 млн рублей, прибыль — до 211 млн рублей. Чуйко связывает рост с популярностью электросамокатов в пандемию и постепенным превращением их из развлечения в средство передвижения. С этим согласен управляющий партнер фонда Leta Capital Александр Чачава. «В сегменте кикшеринга выручка очень сильно растет, когда самокат перестают использовать только для катания в парке», — говорит он.
В феврале 2021-го стартап закрыл сделку на $25 млн (около 1,9 млрд рублей) с паевым фондом «ВТБ Капитал Инвестиции» и банком «Открытие». Последний вложил более 1 млрд рублей в форме кредита, выданного под залог долей основателей. В итоге «ВТБ Капитал Инвестиции» получил 13,7% проекта, 73,36% осталось у основателей (доли в залоге у «Открытия»), 12,95% — у Ultimate Capital. Около 80% привлеченных средств пошло на расширение парка самокатов Ninebot до 45 000 к концу 2021 года.
Вслед за инвесторами кикшерингом заинтересовались власти: с весны 2021-го в городах начали ограничивать зоны движения и скорость электросамокатов. Наиболее сложная ситуация в Петербурге, говорит Чуйко. По его словам, катализатором ограничений там стали случаи наезда частных и прокатных электросамокатов на пешеходов. Из-за нескольких таких случаев Следственный комитет возбудил уголовные дела и провел обыски в крупных сервисах проката, в том числе в Whoosh.
В июне сервисы кикшеринга подписали с властями Петербурга соглашение о новых правилах работы. Скорость самокатов ограничили до 20 км/ч (ранее они могли разгоняться до 25 км/ч), на улицах с плотным турпотоком — до 10–15 км/ч, на Невском проспекте движение полностью запретили. Чуйко признается, что из-за этого сервис потерял порядка 20% локальной выручки, это «десятки миллионов рублей» за сезон. Но он считает это инвестициями в то, чтобы рынок стал более зрелым и на нем заработали единые для всех нормы. В июне 2021 года правила движения для самокатов появились в Москве, а затем в Казани. Несмотря на сложности и потери в отдельных городах, во многом благодаря ограничениям о самокатах «стали много говорить в разных контекстах», констатирует Чуйко. Если за летние месяцы 2020 года пользователи искали по слову «Whoosh» в «Яндексе» около 127 000 раз, то в 2021-м — больше 300 000 раз. По данным СПАРК, за 2021 год стартап выручил около 4,2 млрд рублей и получил 1,8 млрд рублей прибыли.
Чачава из Leta Capital объясняет кратный рост выручки сервиса тем, что в 2021-м он запустился в Сочи и других южных городах и «научился перекидывать туда свой парк», удлиняя сезон работы. Он также отмечает, что сама модель кикшеринга эффективнее, чем у каршеринга или такси: «Самокат стоит €1000, а машина — €5000–10 000, и обслуживать ее дороже. При этом поездка на самокате по цене почти не отличается от поездки на такси или каршеринге». Среди ключевых факторов успеха модели Whoosh — высокое качество продукта, собственные разработки IT-системы и «железа», новый парк, использование динамического ценообразования и предиктивных алгоритмов по обслуживанию и ремонту самокатов, перечисляет Зальцман из Ultimate Capital.
Для продолжения экспансии Whoosh привлек в начале 2022 года еще 3,8 млрд рублей в виде займа, рассказывает Чуйко. Он не называет кредитора, уточняя лишь, что это «одна из банковских структур». Принципал фонда Fort Ross Ventures Ефремов не исключает, что кредитором мог стать один из прежних инвесторов. В пресс-службах ВТБ и «Открытия» отказались от комментариев. За счет инвестиций Whoosh расширил парк до 85 000 устройств и за зиму подготовился к запуску суммарно в 45 городах России. По оценкам Чуйко, сейчас его сервис является лидером и занимает порядка половины российского рынка.
Сооснователь Urent Андрей Азаров утверждает, что у его сервиса доля рынка больше: в начале 2022-го он привлек 2 млрд рублей от МТС и ВЭБа, нарастил парк до 70 000 самокатов и вышел в 60 городов. По мнению Дениса Ефремова, компании «примерно равны». По парку самокатов Whoosh и Urent сопоставимы, вторит ему Чачава: «Но Whoosh экономически существенно эффективнее, чем Urent». В кикшеринговом сервисе lite суммарную долю рынка Whoosh и Urent оценивают в 80%.
В начале сезона-2022 Whoosh должен был запуститься в нескольких странах Европы. На эти планы повлиял кризис, обострившийся из-за событий на Украине, признается Чуйко: «В Швеции Whoosh получил письмо о том, что не может там запуститься, так как финансируется санкционными банками». При этом, по его словам, формально это не так: в зарубежных юрлицах Whoosh нет российских акционеров, эти компании никак не связаны с российским бизнесом. Предприниматель верит в запуск Whoosh в ближайшее время в Португалии, где «тоже сложно, но есть надежда».
Чуйко ожидает, что по итогам 2022 года расходы Whoosh вырастут на 15–20%. Причина — падение рубля и рост логистических издержек. Пока сервис работает с теми же, что и в 2021-м, или немного увеличенными тарифами на аренду. Но Чуйко понимает, что в будущем не сможет удержаться от повышения цен. Роста стоимости тарифов ожидают и в lite. Однако это не обвалит спрос, уверены в сервисе: «Рост цен на автомобили и их обслуживание, вероятно, приведет к повышению тарифов в сервисах такси и каршеринга. На фоне этого мы ожидаем рост спроса на кикшеринг».
Whoosh придется «умерить аппетиты» по прибыли, считает Чачава. Чуйко это признает, но не допускает, что из-за падения рубля бизнес станет нерентабельным. Помимо IoT-модулей, компания сама производит некоторые запчасти для самокатов и активно работает над созданием собственной рамы и модуля компьютерного зрения. «Сейчас мы многое умеем делать сами — научимся еще больше. А в перспективе сможем локализовать здесь производство», — говорит Чуйко.