Минфин намерен избавить бюджет от нефтяной зависимости, снизить административную нагрузку на «белые» предприятия и создать здоровую финансовую систему. Это будет вкладом «суперведомства» в ускорение экономики, рассказал его глава Антон Силуанов
Минфин в четверг, 20 апреля, провел расширенную коллегию, где подвел итоги 2016 года и объявил цели и задачи на ближайшее время. На коллегии выступил премьер-министр Дмитрий Медведев: он объявил, что считает главной победой по итогам прошлого года прекращение спада в экономике. Премьер отметил, что в 2016 году Минфин превратился в «суперведомство»: в его ведение были переданы ФНС и ФТС, Росалкогольрегулирование, а полномочия ликвидированного Росфиннадзора переданы Казначейству. В этом году расширение функций Минфина продолжилось: теперь через ФНС ведомство администрирует страховые взносы, а также будет единолично курировать сферу госзакупок. «Эти решения позволили улучшить контроль над поступлением доходов в бюджет, переместить координацию работы в этой сфере в одни руки», — подчеркнул Медведев.
В прошлом году российская экономика показала способность «быстро подстраиваться к шокам и создавать новые источники роста», рассказал глава Минфина Антон Силуанов. Он отметил, что сейчас у России крепкий платежный баланс, низкая инфляция, а сама структура экономики стала более здоровой. «Однако без реализации структурных изменений темпы роста упрутся в «потолок потенциала экономики», который, по оценкам, находится не выше 1,5% в год. При этом задачи у нас более амбициозные — обеспечение роста экономики темпами не ниже среднемировых, то есть 3–3,5% в год», — заявил Силуанов.
«Денег достаточно»
Чтобы помочь ускорить экономику, Минфин поставил себе пять целей. Первая — избавление от нефтяной зависимости с помощью новых бюджетных правил. При старых бюджетных правилах большая часть конъюнктурных доходов тратилась на госрасходы. «Использование этих доходов создавало иллюзию благополучия, которая рассеивалась, как только исчезали конъюнктурные доходы. По сути, мы сами провоцировали бюджетные кризисы», — признал Силуанов. Конструкцию новых бюджетных правил ведомство намерено включить в проект бюджета на 2018–2020 годы, хотя переходное бюджетное правило действует с февраля и, по словам Силуанова, уже позволило снизить зависимость курса рубля от цен на нефть, уменьшить риски инвестиций в российские активы. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, участвовавшая в коллегии, с этим согласилась.
Еще один фактор роста — предсказуемые условия ведения дел и налоговая политика. В 2017 году Минфин планирует разработать конструкцию налоговой системы на среднесрочный период, а также «кодекс неналоговых платежей», сообщил министр, при этом введение новых платежей и изменение существующих должны стать настолько же предсказуемыми для бизнеса, насколько сейчас предсказуемы налоговые изменения.
Для более высокого экономического роста нужно преодолеть структурные ограничения — низкое качество человеческого капитала, неэффективное госуправление, плохое состояние инвестклимата. «У нас в бюджете достаточно денег. Главное — эффективно ими распорядиться», — заметил Силуанов. Основой для этого, по мнению министра, должен стать проектный подход. Пять пилотных госпрограмм — «Образование», «Здравоохранение», «ЖКХ», «Транспорт» и «Сельское хозяйство» — будут полностью переведены на механизмы проектного управления.
Наказывать недобросовестных игроков
Вторая цель Минфина — снижение административной нагрузки и обеспечение равных конкурентных условий для бизнеса. Ведомство планирует достичь этой цели за счет роста собираемости налогов, снижения административной нагрузки для добросовестного бизнеса и ужесточения условий для «серых» предприятий, внедрения информационных технологий. Система АСК-НДС-2 по контролю над уплатой НДС позволила увеличить налоговые доходы на 0,5% ВВП, внедрение ЕГАИС увеличило поступление акцизов по крепкому алкоголю на 28%, а маркировка товаров из меха привела к увеличению легального оборота этих изделий в несколько раз, привел примеры Силуанов.
Надо продолжать выводить экономику из тени, в том числе с помощью экономических и налоговых стимулов. Здесь, по мнению Минфина, могут сработать и обсуждаемый властями налоговый маневр (повышение ставки НДС с одновременным снижением ставки страховых взносов), и расширение безналичных расчетов, и повышение прослеживаемости товаров и операций. Именно меры по выводу экономики из тени позволили избежать повышения налогов в кризис, заявил Силуанов.
Необходимо повышать эффективность госкомпаний, в очередной раз заявил Силуанов. Дивиденды на уровне 50% прибыли по МФСО, заложенные в бюджет, позволят не только привлечь доходы в казну, но и повысить капитализацию самих компаний, считает Минфин. Впрочем, целый ряд компаний так не считает, признал Силуанов. Но государство «имеет актив и с этого актива должно получать доходы, сопоставимые с той доходностью, которая складывается на рынке», заявил министр. Оценка эффективности руководителей госкомпаний должна учитывать размер уплаченных дивидендов, добавил он.
Всеобщее оздоровление
Третьей целью финансовое ведомство назвало эффективность бюджета. Для этого нужно продолжить интеграцию бюджетного процесса и госзакупок, повышать прозрачность процедур. Также Минфин намерен расширять институт казначейского сопровождения: в этом году его действие уже распространяется на гособоронзаказ (кроме контрактов Минобороны и разведывательных/контрразведывательных служб), а с 2018 года — на контракты с единственным поставщиком. Казначейское сопровождение заставляет «более эффективно» относиться к расходованию бюджетных средств, подчеркнул Силуанов. Минфин намерен разработать концепцию повышения эффективности бюджетных расходов, рассказал Силуанов, первым итогом этой работы станет подготовка предложений по оптимизации расходов в рамках формирования бюджета на 2018–2020 годы.
Четвертая цель Минфина — создание здоровой финансовой системы. Тогда, уверены в Минфине, удастся трансформировать сбережения в эффективные инвестиции. В 2017 году необходимо изменить механизмы финансового оздоровления банков и создать многоуровневую банковскую систему, сказал Силуанов. Это позволит банкам работать более эффективно, а значит, повысится уровень доверия к этому институту, пояснил министр. Также Минфин планирует расширить банковский инструментарий: ввести в законодательство понятие синдицированного кредита, возможность выдачи «безотзывных» сберегательных сертификатов и открытия вкладов в драгоценных металлах. Минфин готовится выпустить ОФЗ для населения, в перспективе будут выпущены госбумаги в китайских юанях.
Пятая цель Минфина — совершенствование региональных финансов. В последние годы удалось добиться сбалансированности региональных бюджетов, их долг сократился более чем на 130 млрд руб., отметил Дмитрий Медведев на коллегии. По итогам прошлого года дефицит бюджетов субъектов снизился до минимального с 2008 года уровня — 12,5 млрд руб., добавил Силуанов, сократилось количество «дефицитных субъектов», уменьшилось количество регионов с уровнем госдолга выше 100% собственных доходов. «Меры по совершенствованию межбюджетных отношений, предусмотренные в 2017 году, позволят оздоровить региональные финансы», — рассказал Силуанов. В текущем году Минфин оценит расходные обязательства регионов и укрепит финансовую самостоятельность местных бюджетов, анонсировал он. А региональным руководителям, которые не обеспечивают оздоровление бюджетов, грозит ужесточение персональной ответственности, предупредил министр.