Москва, будний день. У барбершопа 13 by Black Star на Большой Дмитровке переполох. На обочине припаркованы два черных «гелендвагена» и диковинный синий спорткар Mega Track. Вокруг суетятся люди с камерами, проводами и микрофонами – между ними лавируют два выделывающих трюки скейтера. Проезжающие машины притормаживают, у людей на верандах стынут бизнес-ланчи, вокруг барбершопа – толпа зевак. На Большой Дмитровке идут съемки клипа на титульный трек из нового альбома Тимати «Поколение».
Найти в гуще людей самого артиста удается не сразу: он, сопровождаемый бородатыми великанами-охранниками, находится в постоянном движении. Тимур Юнусов, прошедший за 17 лет путь от бэкап-MC, подстраховывавшего Децла, до поп-звезды, продюсера и совладельца группы компаний Black Star c выручкой в миллиард рублей, умеет эффективно организовывать свое время. Прямо на съемочной площадке он успел подстричься, раздать автографы поклонникам, сделать фото для социальных сетей, провести встречу с производителем чипсов, разместившим в клипе продакт-плейсмент, поговорить по телефону с трехлетней дочкой Алисой и дать интервью журналу GQ.
GQ: Когда вы начали слушать хип‑хоп?
ТИМАТИ: Я всегда был меломаном, потому что у меня музыкальная семья. Я окончил школу по классу скрипки и фортепиано. Отец любил The Beatles, Deep Purple и AC/DC, мама предпочитала джаз. Первый раз я попал на рэп-концерт случайно. Мне было 14. Я тогда жил в Лос-Анджелесе и оказался на концерте Снуп Догга в клубе House of Blues на Сансет-бульваре. Заплатил $15 за билет и был в шоке: я увидел то, чего нигде раньше не видел, почувствовал атмосферу свободы. За те три года, что я жил в Америке, изучил все детали этой культуры. Кстати, мой первый большой фичеринг (привлечение стороннего артиста к своему проекту. – Прим. GQ) с американской рэп-звездой был именно со Снупом.
Сколько вы ему за это заплатили?
Не так много. Ему было интересно зайти на рынок российских корпоративов, поэтому сумма была символической в сравнении с его обычными гонорарами. Но в рамках нашей сделки мы организовали ему пять-шесть концертов в Москве, так что свои бенефиты он получил.
Исходя из своего опыта, какой совет вы можете дать рэперу, который выпускает дебютный альбом?
Очень важно выстрелить с первым синглом. У меня получилось. Первым синглом с моего дебютного альбома Black Star была песня «В клубе». Сейчас у нас в компании – мегапрофессиональная команда, куча ресурсов для продвижения, которых раньше не было, но выстрелить с первого раза по-прежнему трудно. А когда я выпускал «В клубе», интернета толком не было. Свою роль сыграли сарафанное радио, ночные клубы и музыкальные каналы, которые затерли клип до дыр.
Вы платили за ротации «В клубе»?
Никогда. Если заплатишь один раз – с тебя будут тянуть деньги постоянно. Важно набрать такую критическую массу репутации, чтобы каналы и медиа были заинтересованы тебя ставить.
Каким будет ваш новый альбом «Поколение»?
Это все то, что я накопил за годы на сцене. Это я в 34 года – взрослый мужчина с опытом, статусом, бизнесом, четко выраженной социальной и гражданской позицией. За эти годы вместе со мной выросло целое поколение. Почти у всех ребят моего возраста сейчас есть семьи. Я на этом альбоме хочу прокатить своего слушателя на воображаемой машине времени – от «Фабрики звезд» до сегодняшнего дня. На презентации «Поколения» в «Олимпийском» 4 ноября мы покажем максимальный аттракцион – шоу мирового уровня.
Какие артисты интересуют вас как продюсера?
Моя задача не накинуться на готовое, а найти человека без имени, разгадать его талант и сделать из него суперзвезду с нуля. Это самое интересное. Такими были все артисты в Black Star. За исключением, пожалуй, L’One, у которого был опыт в группе «Марсель» и клубно-промоутерская работа.
У лейбла Black Star не было провалов?
Конечно, были. Не все выстреливает. Несколько проектов мы отменили, потому что они не пошли. Мне не хотелось бы называть имена, чтобы не обижать людей. Мы скорректировали работу так, что за последние два года у нас не было ни одного такого прецедента. Сегодня все наши проекты самоокупаются, а 70 % наших активов сверхмаржинальны, то есть находятся на пике прибыльности. Топовые артисты Black Star: Мот, Егор Крид, L’One, и к ним очень быстро подтягивается Скруджи.
У вас есть право вето, как у основателя? Например, можете сказать Моту: эту песню ты ни за что не выпустишь?
Юридически я имею право на все: могу убрать песню или заморозить всю деятельность музыканта. Но если вы поговорите с нашими артистами, поймете, что мы не делаем глупостей. Каждый может доказать свою точку зрения и право на существование любой идеи. У каждого – своя независимая команда, которая представляет его стратегию развития и новый материал на общих советах. Мы их обсуждаем, корректируем и чаще всего принимаем. Иногда помогаем доработать.
Как вы распределяете время между своими обязанностями – артист, продюсер, руководитель Black Star и отец маленькой дочки?
Я работаю без выходных и мало сплю. Распределение обязанностей зависит от недели. Случается, что я не бываю на студии и не даю концертов, занимаюсь только проведением встреч, стратегическим планированием и разработкой одежды. Бывает наоборот. Безусловно, большое количество направлений компании Black Star мешает настоящей творческой работе. Я с удовольствием заперся бы в загородном доме на пару месяцев с компанией хороших музыкантов и начал бы писать там шикарный альбом, но уже не могу себе этого позволить. Тем не менее у меня получается каждый год выпускать крепкие хиты, которые слушает вся страна.
Вы считаете себя хорошим отцом?
Да. Я могу дать своей дочери все, что ей нужно. Но мог бы и не давать половины, а проводить с ней больше времени. Я должен еще шесть-семь лет как следует потрудиться и выстроить систему так, чтобы она дальше работала автономно и я мог больше времени посвящать семье. Самый дорогой ресурс, что у нас есть, – это свобода. Она стоит очень больших денег. Надо работать сейчас, чтобы потом заниматься тем, чем хочешь: путешествовать, кататься на доске, собирать современное искусство, общаться с интересными людьми.
Что вы коллекционируете?
У меня свои направления: виниловые игрушки, японские принты определенных брендов, винтажные сундуки и багажные сумки Hermès.
Какое последнее приобретение?
Есть такой нью-йоркский художник Брайан Доннелли по прозвищу KAWS. Он сделал гигантских мышей с крестами на глазах – называются Companion. Одного такого Companion, четырехфутового, мне удалось отыскать. Всего их шесть – осталось найти остальных. В 2005-м они стоили по $3000, сейчас цена доходит до $100 000. Возможно, через десять лет они будут стоить еще дороже.
Сколько вы тратите на одежду?
Я не шмоточник, как может показаться. Я покупаю очень мало и очень выборочно. У меня очень специфический вкус, поэтому я прошу никогда мне не дарить одежду или обувь. Я ищу культовые вещи. Например, хотел длинную парку Vêtements, сделанную с Grey Goose, – нашел ее, купил и успокоился. Коллаборацию Louis Vuitton и Supreme я пропустить не мог: знал, что хочу все, – и все собрал. У меня много вещей от Канье Уэста.
Вы встречались с ним?
Да, в Майами. Быстро, даже без фотографий. Неудобно было – мне ребята сказали, что он очень не любит фотографироваться. Я не стал просить.
Вы встречались с Путиным?
Несколько раз. Предпоследний – на инаугурации, а последний – на этапе «Формулы-1» в Сочи в прошлом году. Он сильный человек. Когда он заходит...
...Все встают?
Само собой, это этикет. Начальник заходит – все встают. От него очень сильная энергия исходит. Когда он заходит, то заполняет ею все пространство. Крепкий, полный решимости, адекватный мужик. С трезвым взглядом, всегда очень сфокусированный. Мы с ним не близкие друзья, разумеется.
У вас был с ним разговор с глазу на глаз?
Очень надеюсь, что он состоится в ближайшее время. Пока только в рамках официальных мероприятий и полуофициальных визитов. Всегда много народа вокруг. Тет-а-тет мы с ним не сидели.
О чем бы вы с ним поговорили?
Нам есть что обсудить. Очень много моментов, начиная от больших социальных программ по развитию молодежи. Есть многое, что я хотел бы у него спросить. Вообще, я считаю, что общение с президентом – это высший уровень. Если ты можешь пять минут посидеть и поговорить с президентом, это значит, что ты многого достиг в своей жизни.