В провинциальный городок, где, говорят, появился маньяк, приезжает следователь из Москвы — задумчивая красавица с непростой историей взаимоотношений с противоположным полом (Юлия Снигирь). В напарники ей назначают местного парня, на которого посмотришь и скажешь: «Хороший человек». Одноименный сериал Константина Богомолова, который выходит в августе на платформе Start.ru, вдохновлен историей ангарского маньяка Михаила Попкова. Тот в конце 1990-х работал в милиции, убивал женщин, а потом возвращался на место преступления уже в составе опергруппы.
«Я вначале, конечно, кинулся с вопросами: «А надо ли мне что-нибудь прочитать про Попкова? А как готовиться, как погружаться?» — вспоминает Никита Ефремов, сыгравший в сериале главную роль. — На что Константин Юрьевич сказал: «Пока не надо». И дальше мы много разговаривали про злость и ненависть, искали их в себе, потому что они есть во всех людях. И это абсолютно нормальные чувства. Если они не выливаются в какие-то действия, которые наносят ущерб другим. А чтобы этого избежать, надо уметь их конструктивно проживать. Я как раз человек, у которого это не всегда получается.
То есть в идеале надо бы уйти в другую комнату и там покричать, выпустить пар. А я иногда начинаю обвинять людей... Мне кажется, это во многом история из детства, когда тебе говорят: «Да не сердись ты на него, он же тебя любит» , — но получается как бы девальвация моих чувств, и все это откладывается в виде непрожитой злости. Более того, когда я поддаюсь злости, потом часто думаю, что я плохой. Уж не знаю, боюсь ли, что мама увидит или бог карающий меня в рай не пустит, но таких установок много в моей жизни, и я с ними разбираюсь. С помощью психолога, медитаций с мастером, книг Георгия Гурджиева и Дэвида Хокинса, «От отчаяния к просветлению», например».
Одной из первых больших работ выпускника Школы-студии МХАТ стала роль в «Лондонграде» по сценарию Михаила Идова —первом отечественном сериале, целиком снимавшемся в Англии, при этом про русских героев. Никита Ефремов играл в нем без пяти минут оксфордского выпускника, который открывает агентство по решению проблем наших в Лондоне и делает свое дело изобретательно, весело и элегантно. И сам актер казался образцовым представителем грядущего поколения global russians, хотя премьера состоялась в 2015 году, когда кризис, Крым и санкции сделали этот идеал малодостижимым. В итоге мировые тренды взяли верх над национальными мифами. Глобальных русских нет, зато есть миллениалы, толерантные, образованные, откладывающие заведение семьи на потом и, по мнению Американской психологической ассоциации, страдающие от стресса сильнее, чем все прошлые поколения. Спасибо соцсетям и нестабильности в мире. Спасения они, вернее, мы ищем в йоге, медитации и прочих практиках. Осознанность — новый черный. И в этом смысле 32-летний Никита Ефремов выглядит стопроцентным миллениалом. Или стремление к поиску баланса — это кризис тридцати?
«Не думаю. Просто устал от предыдущего.
У меня внутри была как будто огромная дырка, которую я все время пытался заполнить, и туда все всасывалось. Я думал: «Когда у меня будет классная девчонка — наступит счастье». Или деньги, машина, квартира... У меня в институте стихотворение написалось, помню первые две строчки: «Если бы не было рук у меня, я бы, наверное, любил свои руки». А заканчивалось: «Я б кольцо да на палец невесте, если б не было рук — но руки на месте». Так и в жизни. Я сейчас смотрю на людей, которые пережили коронавирус в тяжелой форме: им круто просто дышать, просто ходить.
В обычной реальности все это обесценивается».
«За нами гонится страх быть лохом, — продолжает Никита. — В моем случае за ним скрываются низкая самооценка и, само собой, гордыня. Это можно понять в процессе инвентаризации: когда выписываешь свои обиды и страхи, вылезают дефекты характера. Можно хоть топ-5 составить.
Сразу хочется их исправить, но куда важнее признать и принять».
По словам Ефремова, у готовности к изменениям три этапа. На первом — понимаешь, что тебя что-то не устраивает. На втором — пытаешься взять все под контроль. На третьем — расписываешься в бессилии. «И вот это признание открывает двери более могущественной силе.
Если вспомнить Гурджиева, мы живем в мире энергии — солнечной, электрической, ядерной — и мало что находится в нашей власти. На меня влияют погода, социум, воспитание. По большому счету я не знаю, кто я и чем управляю. Поэтому, когда я ослабляю свои вожжи, открываются новые пути, знакомства, возможности».
Осознанность для Никиты — это история про внимание, его источник и то, куда оно направлено. Именно в этой точке возникает энергия, «объект как бы оживает». Вопрос в том, чтобы делать это сознательно. Направлять внимание, как курсор мышки, то на внешний мир, то на внутренний. Мысли, как и мусор, полезно сортировать.
В качестве побочного эффекта этого процесса приходят спокойствие и уверенность в себе. «Грамотный такой пофигизм, — смеется Никита. — Я раньше принимал решения так: ходил и думал, думал, что мне выбрать. А мой очень мудрый друг спросил: «Когда у тебя дедлайн?» — «Через две недели». — «Так поставь себе напоминание на через две недели и до него не думай об этом деле». Я удивился: а как же взвесить все за и против? А когда выскочило напоминание, как волна по мозгу прошла, я понял, чего хочу. Подсознание-то все равно расставляет все по местам, просто ты на это не отвлекаешься».
На работе практики тоже сказываются, хотя тут все сложнее: «С одной стороны, я понимаю, что не обязательно в прямом смысле слова проживать все внутренние трагедии героя. С другой, я стараюсь от этого не отказываться. Потому что, ну, привык я, скажем так, страдать, быть русским самоедом, про которого говорят: «Какой человек! Как он себя ест вкусно!»
В планах на осень у Никиты сериал Петра Тодоровского-младшего «Шесть пустых мест» про белых воротничков, которых миновала авиакатастрофа и которые каждый по-своему осмысляют выданный им второй шанс. Кроме того, в прокат выйдет «Общага» — режиссерский дебют Романа Васьянова, оператора голливудских «Отряда самоубийц» и «Ярости». И наконец, новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков репетирует семейную драму Евгения Гришковца «Собрание сочинений». На вопрос, почему Никита выбрал «Современник» , став третьим представителем династии Ефремовых на этой сцене, он пожимает плечами: «Это было десять лет назад, не помню. Может, мне казалось, что я такой Симба. Сейчас это скорее история про то, чтобы выстроить (с предками) грамотные границы».
Важны границы и в романе с Машей Иваковой, телеведущей и актрисой. «Мне нравится, как мы учимся быть взрослыми людьми, то есть не слипшимся единым целым, а двумя индивидуальностями, которые строят отношения. Меня это очень вдохновляет. Что еще? Готовка, сериалы, музыка, природа. Баню люблю».
Через три дня после нашего разговора случил ся авария с участием Михаила Ефремова, телевидение изольется ненавистью, соцсети поделятся на тех, кто требует кары, и тех, кому жаль и погибшего, и актера. Никита после паузы выложит в инстаграм фотографию с папой и текст соболезнования, заканчивающийся словами: «Папа, я тебя очень люблю. Надеюсь, что ты примешь последствия достойно». Через пару дней мы созваниваемся в вотсапе. Связь ненадежна, разница с Москвой плюс четыре часа, Ефремов где-то на просторах страны. Никита спокоен: «Мои чувства, связанные с аварией, глубоки и сильны. Но я научился одной вещи: пока эмоции не осядут, высказываться не стоит. Первый вывод очевиден: не надо садиться за руль нетрезвым».
Практики осознанности помогают вернуть душевное равновесие? «Неверный вопрос. Существует некоторая данность, и если мне хочется изменить свое состояние, значит, скорее всего, я ее не принимаю. Мне не хочется ничего менять. Какие бы у меня ни были чувства, они мои. Если буду пытаться от них отвлечься, они все равно меня догонят».
«А еще... Мне кажется, жизнь была бы лучше, если бы мы научились не убегать в прошлое или будущее. Вообще не убегать от реальности разными способами. Самое простое и самое сложное — присутствовать здесь и сейчас и при этом ничего не ожидать. Потому что, когда то, что я задумал, сталкивается с тем, что происходит на самом деле, высекается искра эмоций, которые бывает сложно пережить. Знаете, в видеоиграх есть герой и есть финал. Наша жизнь — та же игра. Конец понятен. Ты не знаешь, когда выйдет время. И вопрос только один: как ты его проведешь? Поэтому когда жить? Сейчас».