Российские авиакомпании, ожидавшие поставок самой продаваемой модели Boeing — 737 МАХ 8, готовятся к их приостановке, рассказали «Известиям» участники рынка. По их мнению, это коснется в первую очередь перевозчиков, рассчитывавших получить новые самолеты в ближайшие месяцы. Один из крупнейших мировых авиапроизводителей столкнулся с проблемой отмены поставок и срыва контрактов после того, как более 40 стран, включая США, закрыли небо для модели 737 МАХ 8. Эксперты и пилоты проводят параллели между двумя катастрофами с участием этого самолета за последние полгода, но американский концерн своей вины пока не признает. Потери капитализации Boeing уже составили $27 млрд, но компании грозят более серьезные проблемы в случае, если будет установлено, что причиной двух крушений стали именно технические неисправности новой модели.
НЕКУДА СПЕШИТЬ
Крушение лайнера Boeing в Эфиопии, ставшее вторым за полгода, спровоцировало волну запретов на эксплуатацию самой продаваемой модели американской корпорации. После этой авиакатастрофы небо для 737 МАХ закрыли Индонезия, Эфиопия, Китай, Германия, Индия, США и Великобритания - в общей сложности более 40 стран по всему миру. От использования этой модели временно отказались десятки авиакомпаний включая российскую S7. При этом сегодня концерном заключены контракты на поставку 5 тыс. самолетов, а перевозчиками эксплуатируется порядка 350 бортов.
Российские авиавласти пока не предпринимают активных действий для ограничения эксплуатации самолета. Росавиация лишь направила официальные запросы в Boeing и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) с просьбой предоставить рекомендации по дальнейшему использованию модели.
В нашей стране эксплуатируется всего два Boeing 737 МАХ 8. Оба входят в парк авиакомпании "Глобус" (S7 Group). Они были переданы перевозчику в прошлом октябре. Всего же перевозчики заказали более 70 самолетов 737 МАХ 8 на сумму порядка $4 млрд. Помимо S7 заказчиками Boeing являются еще четыре авиакомпании: лоукостер "Победа" ожидает поставки 20 лайнеров, "Уральские авиалинии" - 14, Utair - 30, NordStar - трех.
Первые самолеты планировалось передать уже в этом году. "Уральские авиалинии" должны были получить самолеты в октябре 2019-го, "Победа" - в ноябре, a NordStar - в апреле.
В Utair также рассчитывали на получение первых бортов в апреле. Однако представитель перевозчика сообщил "Известиям", что в компании решили дождаться результатов расследования - поставки 737 МАХ 8 начнутся, когда будет получена "100-процентная гарантия его безопасности от производителя".
Российские компании не пойдут на риск и не станут брать в лизинг самолеты, эксплуатация которых под запретом, считает руководитель Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.
- В Boeing говорят о неполадках с программным обеспечением, которые авиахолдинг постарается оперативно устранить, - пояснил "Известиям" эксперт.
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает сдвиг поставок Boeing 737 МАХ 8 в Россию "весьма вероятным". По его мнению, это касается как минимум авиакомпаний, которые рассчитывали получить новые самолеты в ближайшие месяцы.
- Почти все воздушные суда, которые ввозятся в Россию в последнее время, зарегистрированы на Бермудах, - подчеркнул эксперт. - Это касается и двух самолетов S7. Однако введенный властями Бермудских островов запрет на эксплуатацию лайнера не позволит им осуществлять полеты в РФ.
Источник в крупной лизинговой компании также заявил "Известиям", что вариант переноса сроков поставок в данном случае вполне возможен.
- Все зависит от условий договора лизинга. Максимум, чем она рискует, - потерять депозит, - отметил он.
Возможный сдвиг сроков поставок в Utair, S7 и "Уральских авиалиниях" не комментируют. В "Победе" и NordStar не ответили на запрос. Но, как следует из информации на сайте госзакупок, "Победа" уже объявила конкурс на техобслуживание 20 Boeing 737 МАХ.
БЕЗУМНЫЙ МАХ
Американские пилоты ранее сообщали о системной проблеме, связанной с резким опусканием носа нового самолета, но никто из них не знает причин такого поведения воздушного судна.
Согласно документам, которые Boeing предоставил авиакомпаниям и в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), система повышения характеристик маневрирования MCAS активируется только в случае, если автопилот выключен, пишетИте. Впрочем, нештатные ситуации, описанные пилотами, летавшими на Boeing 737 МАХ 8, не позволяют утверждать это наверняка.
В одном из анонимных сообщений пилотов из базы NASA, на которую ссылается издание, речь идет о таком случае. Сразу после включения автопилота второй пилот выкрикнул: "Падаем!", затем включилось звуковое предупреждение о резком снижении самолета. После этого капитан "немедленно отключил автопилот и восстановил набор высоты".
Один из летчиков назвал руководство по управлению 737 МАХ 8 "неадекватным и преступно неполным".
- Подготовленный пилот справится с такой ситуацией, но если уровень 30-35 градусов по тангажу на снижение образовался на скорости 600 км/ч, то вытащить этот самолет невозможно, - сказал "Известиям" бывший летный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник. - Систему MCAS отключить нельзя, но можно выйти из нештатной ситуации с помощью управления стабилизатором аварийно. Если вмешаться после 12-15 секунд, у пилота практически нет шансов спасти самолет.
По предварительной информации, у пилота 737 МАХ 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, разбившегося 10 марта, возникли проблемы с управлением, рассказал глава компании Тевольд Гебремариам в беседе с The Wall Street Journal.
В Boeing утверждают, что предприняли необходимые меры предосторожности еще после первой катастрофы в Индонезии - доработали программное обеспечение.
"Мы полностью уверены в безопасности 737 МАХ 8. Исходя из имеющейся информации, у нас нет оснований для предоставления эксплуатантам новых рекомендаций", - говорилось в сообщении, ранее распространенном пресс-службой авиастроительного холдинга. Однако уже в среду концерн принял решение о приостановке полетов Boeing 737 МАХ 8 по всему миру.
НИЧЕГО ОПАСНОГО -ТОЛЬКО БИЗНЕС
FAA и Boeing до сих пор не установили прямой связи между катастрофами в Индонезии и Эфиопии, несмотря на схожие обстоятельства. Но американский сенатор-республиканец Митт Ромни предложил приостановить полеты этого самолета.
Вечером в среду глава Белого дома Дональд Трамп заявил, что приказывает запретить полеты Boeing 737 МАХ 8 и МАХ 9. Все авиакомпании и пилоты уже уведомлены об этом распоряжении, добавил он.
Американский производитель уже потерял в капитализации $26,6 млрд. Если будет признано, что две катастрофы произошли по причине технических недоработок, она упадет в разы.
Гендиректор Infomost Борис Рыбак оценил потери в миллиарды долларов из-за переноса сроков поставок самолетов и сокращения портфеля заказов. Еще десятки миллионов долларов потребуются для того, чтобы выявить дефект.
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ
Неудачи американского авиапроизводителя могут сыграть на руку его главному конкуренту-Airbus.
- У европейцев есть свой концерн, который они коллективно создали, - Airbus. И в условиях, когда Boeing получил такие результаты по 737-му, по правилам конкурентной борьбы европейцы заявят свою преференцию на восполнение этой ниши, - сказал "Известиям" председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов.
Партнер Arthur D. Little в России Артем Малков рассказал "Известиям", что в 1990-е годы Airbus начал активно теснить Boeing, после чего были поданы многочисленные иски в ВТО с обеих сторон. В результате переговоров претензии были сняты, а рынок разделили примерно 50 на 50.
Основные конкуренты модели американского 737 МАХ 8 - европейский А320пео, китайский Comae C919 и российский МС-21-200. Поскольку выпуск китайского и российского самолетов намечен после 2020 года, времяу американцев еще есть, говорит эксперт.
Мировые авиакомпании уже пересматривают планы по приобретению самолетов Boeing. Так, третья по величине африканская компания Kenya Airways может изменить решение о покупке десяти Boeing 737 МАХ 8, несмотря на то что это было включено в стратегию развития компании. Заменой им могут стать Airbus A320. Присматривается к конкурентам и индонезийский перевозчик Lion Air, чей самолет как раз был участником первой авиакатастрофы.