Подготовлен к внесению в Госдуму законопроект, который решает одну из самых болезненных проблем на дорогах - скандалы и драки водителей.
Слишком часто водители, как, впрочем, пешеходы, ведут себя на дороге так, словно вышли на тропу войны. Но на водителях лежит особая ответственность - они за рулем, и их горячность угрожает не только собственным жизням. Проект, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму, по сути вводит высшую меру водительского наказания для инициаторов дорожных конфликтов. Хамов с большой дороги предлагается лишать водительских прав. Инициатива разрабатывался в недрах Совета Федерации. Проект уже поддержали ряд сенаторов, в том числе сенатор Владимир Федоров. А его слово, как бывшего начальника ГАИ, имеет в данном случае особый вес. Разработчики проекта предлагают ввести специальные поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, чтобы зачинщики дорожных войн гарантировано попали под статью.
Напомним, что зачастую выяснение отношений на дороге начинается с неприличного жеста, показанного через окно, с категорического непредоставления преимущества в движении. В результате из обиженной машины вылезают люди с битами и травматическими пистолетами, а заканчивается вся эта история в лучшем случае в больнице. Хотя зачастую бывает, что и в морге.
Новый законопроект предлагает дополнить статью "Нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств" КоАП РФ формулировкой, когда водитель останавливает свою машину, именно для того, чтобы выяснить отношения с водителем-обидчиком. Во-первых, это создает аварийную ситуацию на дороге. Не все следующие по этой полосе сумеют увернуться от неожиданно появившегося препятствия. Во-вторых, любые разборки на дорогах - те же самые хулиганские действия. Просто они могут быть квалифицированы либо по статье административного кодекса, либо по уголовной статье. А это реальный срок до 7 лет.
Поэтому проект устанавливает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.
За это инициатору конфликта будет грозить штраф в размере 5 тысяч рублей и лишение прав на срок до года.
За последние несколько лет любители выяснять отношения на дороге довольно сильно преуспели в своем праве. Они отжимали машины "обидчиков" к обочине. Они крушили их с помощью бейсбольных бит. Они расстреливали водителей из травматического оружия.
Напомним только самые яркие случаи. Водитель, которому не уступил дорогу водитель уборочной техники, расстрелял его из травматического пистолета. В результате водитель уборочной техники погиб от потери крови.
Водителю БМВ не понравилось, что "скорая помощь" требует уступить ей дорогу. Он подрезал машину, перекрыл ей дорогу и расстрелял водителя "скорой" также из травматики.
Двоих гастарбайтеров, ехавших на "Газели", возмутило то, что им не дали вклиниться в ряд, который уходил направо на МКАДе. Они остановили обидчика, разнесли машину с помощью подручных средств, а также избили водителя и его пассажира.
Понятно, что разбирать все дорожные конфликты необходимо в рамках действующего законодательства. Однако не всегда за рулем попадаются адекватные люди. В результате получается такая картина.
Новый закон, как предполагается, должен напрочь отбить у людей за рулем желание сделать остановку для горячего разговора или того хуже - кулачной разборки.
"Актуальность инициативы обусловлена ростом числа потасовок на проезжей части, - рассказал "РГ" один из авторов инициативы заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Малеев. - К сожалению, такое поведение на наших дорогах становится нормой. Сейчас активно обсуждается введение термина "небезопасная/агрессивная езда", за которую предусмотрено лишение прав. В то же время за драки на дорогах такого наказания нет. Если мы говорим, что живем в цивилизованном обществе, то подобные явления должны быть искоренены, а любой "автодебошир" должен знать, что, выходя из своей машины на проезжую часть с целью доказать кому-то свою "правоту", он как минимум на полгода станет пешеходом и заплатит солидный штраф".
Предложение, конечно, небесспорное. У критиков идеи есть свои аргументы. Например, часто говорится о том, что за драку и так можно наказать человека. Неважно, машет он кулаками на дороге или в подъезде. Убивать и калечить ближних нельзя нигде.
Но есть проблема, говорят сторонники проекта: часто брань не дотягивает даже до административной статьи. В конце концов люди ругаются постоянно, знакомые и не знакомые. Конечно, нередко с пары горячих слов начинается крепкая драка. Однако бывает, что словами все и заканчивается.
На дороге даже словами лучше не разбрасываться. Проект предлагает решить проблему в принципе: остановился, чтобы поскандалить, плати штраф и становись пешеходом. Потому что дорога не место для шумных разборок.
"Безопасность на дорогах связана не только с дорожными знаками и качеством покрытия, - сказал "РГ" председатель Палаты молодых законодателей при СФ Виктор Конопацкий. - К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями того, что самой большой опасностью на дороге становится поведение водителя. Такая мера должна остудить "горячие головы" и заставить решать спорные вопросы на дороге исключительно в правовом поле".
Более того, авторы инициативы предлагают внести правку и в статью "Хулиганство", наказывающую за грубое нарушение общественного порядка, "совершенное участником дорожного движения, сопряженное с нарушением правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части...".
Иными словами, очень горячий спор на обочине может подвести и под уголовную статью. Просто разборка на повышенных тонах без драки - это административная ответственность и лишение прав. Так что дорожный хам пусть сам выбирает, что ему лучше - сильно не сдержаться и сесть или слегка не сдержаться и лишиться прав.
На сокращение количества дорожных разборок должно повлиять и то, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому за агрессивное вождение будут сурово наказывать.
А в Москве бороться с агрессивными водителями начали другим способом. 25 экипажей ДПС каждый день, а главное, каждую ночь курсируют по столице в сопровождении сотрудников ОМОН. Они выявляют объявленные в розыск, а также подозрительные машины. Причем у них работает принцип: остановил - досмотри.
В результате таких операций выявляется довольно большое количество бит, незарегистрированного оружия.
Весь этот арсенал оседает в местных УВД. И, главное, никто за ним не обращается. То есть это оружие действительно перевозилось незаконно.
Благодаря таким действиям количество разборок на столичных дорогах столицы начало сокращаться. Вероятно, одним из поводов поучить жизни другого водителя было именно наличие биты. Теперь биты в столице с собой стараются не возить.
Однако по-прежнему острой проблемой остаются травматические пистолеты, которые используют направо и налево.
Помогут ли поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за поведение на дорогах - никому не известно. Дело в том, что их применение на практике - сродни выявлению на дорогах лихачей. Вроде все в законе прописано, а как этим воспользоваться - непонятно.
Как, например, доказать, что водитель остановившийся рядом с другой машиной перекрывает движение только для того, чтобы выяснить личные отношения. Как доказать то же самое, если этот водитель перекрыл движение своему оппоненту?
К сожалению, в данной ситуации требуются доказательства того или иного поведения водителя. И собрать такие доказательства можно либо только с видеорегистраторов автовладельцев, либо с камер внешнего наблюдения. А такими камерами, у нас далеко не каждый километр дороги оборудован.
Можно, конечно, воспользоваться показаниями свидетелей. Но, как правило, разборки на дорогах проходят либо без свидетелей, либо со свидетелями, которым все равно, что происходит около них.
Предстоит обкатать терминологию, учесть все нюансы дорожных ситуаций.
Именно по этому принципу пошли власти при рассмотрении нового термина "опасное вождение". Возможно, стоит воспользоваться наработанной практикой и применить ее при обсуждении агрессивного поведения того же водителя в дорожном конфликте.