Изменения планируется внести в статьи УК о дискредитации ВС и распространении о них заведомо ложных сведений. Поправки пойдут ко второму чтению законопроекта об ответственности за проникновение на охраняемые объекты
Внесенные сегодня спикером Вячеславом Володиным и группой депутатов поправки в Уголовный кодекс, вводящие ответственность за дискредитацию добровольцев и других участников российской военной операции на Украине, предполагают изменения в ст. 207.3 и 280.3, рассказал РБК первый заместитель председателя комитета по госстроительству Госдумы Даниил Бессарабов.
Ст. 207.3 УК предполагает ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил в целях защиты интересов страны и граждан, поддержания международного мира и безопасности. Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок от десяти до 15 лет. Оно может быть назначено, если распространение такой информации было совершено с использованием служебного положения, группой лиц, с искусственным созданием доказательств обвинения, по мотивам политической, расовой или религиозной ненависти, а также повлекло тяжкие последствия.
Ст. 280.3 вводит ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил, а также на дискредитацию исполнения госорганами России своих полномочий за пределами территории страны в определенных целях. Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до пяти лет.
«И там и там добавляется [норма] «а равно содержащие данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации», — пояснил Бессарабов.
Кроме того, планируется ужесточить ответственность за совершение действий, указанных в ч. 1 обеих статей. Так, в ч. 1 ст. 280.3 УК в качестве максимального наказания сейчас предусматривается лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок. Поправками предлагается увеличить этот срок до пяти лет, пояснил депутат.
В свою очередь, в ч. 1 ст. 207.3 УК максимальное наказание — принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок — предлагается также заменить на пятилетний срок.
Как пояснил РБК Бессарабов, поправки планируется внести ко второму чтению законопроекта, ужесточающего ответственность за проникновение на особо важные объекты. Его депутаты приняли в первом чтении в декабре 2022 года в рамках совершенствования норм уголовной ответственности в условиях спецоперации.
Позже поправки были опубликованы в думской электронной базе. В документе также содержится предложение ужесточить наказание в ч. 2 ст. 280.3, если дискредитация вооруженных сил повлекла за собой смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, а также имуществу либо массовые беспорядки, — авторы предлагают увеличить максимальный срок лишения свободы с пяти до семи лет.
Поправки были предложены председателем Госдумы Вячеславом Володиным и подготовлены в соавторстве с депутатами Ириной Яровой, Василием Пискаревым, Андреем Картаполовым.
Ранее в среду внесение в Госдуму поправок, устанавливающих ответственность за дискредитацию добровольцев — участников СВО, анонсировал Володин.
«Тема продиктована жизнью и требует оперативных решений, поэтому уже сегодня наш комитет рассмотрит эти поправки. Таким образом, завтра на пленарном заседании мы сможем рассмотреть этот законопроект с учетом новых предлагаемых норм», — добавил Даниил Бессарабов.
Изначально идея ввести ответственность за дискредитацию добровольцев, «в том числе бывших заключенных», принадлежала основателю ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину. В конце января он опубликовал письмо с соответствующей просьбой, адресованное Володину. После этого спикер нижней палаты парламента дал поручение проработать инициативу.
Как предложенные нормы оценили юристы
Юрист Павел Чиков отметил в разговоре с РБК, что нормы о дискредитации и военных фейках могут теперь касаться не только сведений о действиях ЧВК и других неформальных вооруженных формирований, но и, например, сбора экипировки и продовольствия, если речь идет о публикациях, где сказано о плохом снабжении.
Он также отметил, что ч. 1 ст. 207.3 и ч. 1 ст. 280.3 УК после внесения в них изменений перейдут в категорию преступлений средней тяжести (ранее считались небольшой). Это даст возможность заключать обвиняемых под стражу, увеличивать сроки давности привлечения к ответственности до шести лет. «Пугалка про [лишение свободы] «до 15 лет», как и следовало ожидать, оказалась не новостью. Ч. 3 ст. 207.3 была особо тяжкой изначально. Она требует [наступления] «тяжких последствий». По этой части ни одного уголовного дела пока не возбуждено», — отметил Чиков.
По его мнению, поправки не коснутся информации о прошлом воюющих в ЧВК заключенных. Если боец ЧВК действительно был осужден, то информация о его судимости не будет расценена как дискредитация, если в сообщении не будет идти речь о фактах, касающихся деятельности ЧВК в выполнении задач, возложенных на вооруженные силы.
Кроме того, опрошенные РБК юристы обращают внимание на чрезмерно, по их мнению, суровую меру наказания за указанные преступления. Адвокат Александр Молохов назвал сроки лишения свободы, прописанные законодателями, «драконовскими», а понятие «дискредитация» «резиновым».
Адвокат по уголовным делам Татьяна Пашкевич считает, что в последнее время на законодательном уровне складывается достаточно агрессивная тенденция, направленная на защиту прав и интересов участников военной операции на Украине. «По логике законодателя, их нарушение соразмерно с такими преступлениями, как убийство или изнасилование. При этом ст. 105 УК (убийство) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до 15 лет, а ст. 131 УК (изнасилование) — от трех до шести лет лишения свободы», — говорит Пашкевич.
Она считает такие сроки за дискредитацию участников военной операции чрезмерными. «Заявленные цели наказания в этом случае вполне могут быть достигнуты другими средствами — более мягкими видами наказания», — добавила адвокат.