И я восхищаюсь женщинами, которые отстаивают свою веру, свои принципы. Некоторые воспринимают само слово «феминизм» негативно. Для меня это категорически не так. Это великое дело. Все должны иметь право отстаивать то, во что они верят, право на свою жизнь. Знаете, это любопытно… Когда я готовилась к роли, я узнала из интернета, из книг так много о Турции времен Османской империи! Но ничего о женщинах Османской империи. Так что перед съемками, уже в Турции, я много разговаривала с турчанками, мне нужно было узнать об их взаимоотношениях с традициями, с ожиданиями социума. И мне очень помогла одна женщина, которая пережила примерно ту же ситуацию, что Айше, уже в наше время. Она отказалась выйти за брата умершего мужа, хотя традиция настаивает, что отказываться нельзя. От нее отвернулись родственники, она осталась одна с двумя детьми, без поддержки… Она работала уборщицей. И выбор ее был продиктован тем, что лучше для детей. Она хотела, чтобы и ее дети имели в этой ситуации право голоса. Да, все имеют право отстаивать себя.
О. К.: Естественно. Все, что я сделала в жизни, – это способ отстоять себя. И я все сделала в одиночку, сама, одна, как видите. Я не искала богатого мужа. Я уехала с родины и переехала в другую страну подростком. Я стала тем, кем стала, и никогда не использовала помощь мужчин.
И это даже забавно: самая, может быть, главная помощь, помощь на старте, которую получила 13-летняя Ольга, и та исходила от женщины. Наталья Кременская, режиссер модельного агентства «Академия звезд», увидела Олю с мамой в московском метро. Олина мама – художник, тогда работала учителем рисования. И в драматическом для СССР и его жителей 1992-м она все же сочла своим долгом отвезти дочь на каникулы в столицу. Чтобы та своими глазами посмотрела на Кремль, на чудеса архитектуры. Чтобы увидела особняк Рябушинского, построенный архитектором Шехтелем на Никитской. Чтобы разделила мамин восторг от некоторых полотен в Третьяковке и нашла там те, что полюбит сама… Эта поездка в Москву навсегда изменила Ольгу. И, как выяснилось позже, ее жизнь. Ольгу теперь смешат вопросы зарубежных журналистов: как вы жили в родном Бердянске? В какие клубы ходили, какие фильмы смотрели? Да какие клубы? Какие фильмы? Бердянск – маленький курортный город на Украине, там не было клубов, а в кинотеатрах не шли ни американские, ни европейские фильмы. Олина семья – мама, бабушка, дедушка (родители развелись, когда Оле было 3 года) – жила в скромной квартире, на скромные зарплаты: мама преподавала в школе, бабушка Рая была врачом в санатории. Олино тинейджерство пришлось на изменение социального строя в стране: она хорошо помнит тотальный дефицит, очереди и талоны на сахар. Вот тогда-то в московском метро к Оле с мамой подошла женщина и пригласила на пробы. Олю отобрали, она училась в «Академии звезд», начала сниматься для российских едва возникших глянцевых журналов. И на первый большой гонорар в 100 долларов купила видеомагнитофон. Ольга везла его из Москвы в Бердянск, невероятно гордая собой, – это был ее вклад в семейный быт! Тогда она не догадывалась, что вещь эта даже более судьбоносная. Именно на этом видеомагнитофоне Ольга увидела «Париж, Техас» Вендерса и «Жестяной барабан» Шлендорфа. Она открыла для себя большое кино. Определилась перспектива.
А в 16 лет Куриленко получила приглашение на работу в Париж от знаменитого в фэшн-кругах Madison Models Agency. Ольга считает, что если бы не Москва и не Париж, если бы она осталась в Бердянске, то наверняка стала бы врачом: ее детским чтением была бабушкина медицинская литература и справочники, с их прекрасными анатомическими иллюстрациями и внятностью изложения. То есть она хотела стать актрисой, играла в школьном театре, но… Бердянск, перелом эпох… Актерство не могло стать ее жизнью, жизнью девочки из городка в провинции, дочки учительницы. Она ведь уже подростком отличалась здравым умом. Ольга говорит, это ее семья, прямые и честные люди, и жизнь в СССР, стране утопий, сделали ее реалисткой. И теперь, когда ее спрашивают о страхах, она отвечает так, что ответ можно толковать и метафорически: «Боюсь высоты. Поэтому стараюсь держаться поближе к земле».
«Верь в себя и не рассчитывай на многое», – таким оказался ее жизненный лозунг. С таким багажом Ольга и приехала в Париж. И, как теперь рассказывает, сразу оказалась наедине с целым миром. Это было потрясающее чувство: все границы открыты. Пожалуй, она и сейчас держится той же позиции – наедине с миром, без помощников, посредников и розовых очков. Она категорически не верит в счастливый случай и утверждает: «Удачи не существует. Есть только кропотливый труд». И тогда, оказавшись моделью в Париже, она не ходила на вечеринки и не искала влиятельных покровителей. Все свободное время она читала и учила французский. И ходила в кино. Она увидела «Рассекая волны» Ларса фон Триера и подумала: если актерство – это то, что может помочь тебе сыграть такую роль, какую сыграла Эмили Уотсон – и как сыграла! – значит, именно этим и следует заниматься.
А трудно было объяснить семье, что вы уезжаете, скорее всего, навсегда, чтобы стать моделью?
О. К.: Мне не нужно было ничего объяснять. Мама знала, куда я еду и зачем. Да, она боялась за меня – я ее единственный ребенок и девочка… Но, понимаете, мама всегда разговаривала со мной. Серьезно, на равных. Я уверена, это единственный верный способ воспитания – настоящим контактом. Я вот читаю все эти рассуждения о детях, которые бегут из дома. Думаю, тут одно объяснение – недостаток коммуникации в семье. Люди просто не знают, что с их детьми, что те чувствуют, о чем мечтают. Моя мама всегда знала.
Но обычно матери боятся отпускать дочерей…
О. К.: Бояться и поэтому не сделать – одно. Бояться и все-таки отпустить – другое. Она очень отважная, моя мама. Она преодолела свои страхи ради меня. Не дала воли родительскому эгоизму.
Про мать Ольга готова говорить, кажется, бесконечно. Что мама настоящий художник и, по большому счету, ей все равно где жить – могла бы и в Лондон переехать (Ольга поселилась там после 13 лет жизни в Париже). Ведь ее талант в необыкновенных руках и воображении – она сыплет невероятными арт-идеями. Что из каждой зарубежной поездки мама едет с багажным перевесом – везет материалы для работы, арт-сырье. Что на самом-то деле мама к ней в Лондон ни за что не переедет – слишком самостоятельный человек, у нее свой дом и своя жизнь, она уже 20 лет счастливо замужем. И там, в Бердянске, ее кузины-кузены, и вся семья, и друзья… Что у мамы она всегда была безусловным приоритетом, поэтому мама и не вышла замуж, пока Оля жила дома. Что мама дала ей столько любви и заботы, что запас этот Ольга не израсходовала до сих пор. И это во многом и создало ее успех – вера в себя отсюда тоже. А она твердо убеждена: верить в себя – залог успеха. Не покровители и агенты, а именно вера в себя в основе феерической, без преувеличения, карьеры Куриленко.
«Все должны иметь право отстаивать то, во что они верят. то, что я сделала в жизни, было моим способом отстоять себя»
Вы помогаете своей семье?
О. К.: Конечно. А почему нет? Все мои родные живут хорошо, отчасти благодаря мне. Это приятно. Как и почувствовать себя мамой. У меня нет детей, но теперь, слава богу, есть такой опыт – у моего бойфренда маленькая дочка. И я наконец узнала, что такое быть мамой. Мне очень, очень понравилось.
А другого нового опыта вам не хотелось бы? Стать режиссером, как Рассел Кроу, например?
О. К.: Абсолютно нет. Я не буду заниматься тем, что, я знаю, у меня не получится.
Резкий ответ, думаю я. Непреклонный. Но, с другой стороны, ожидаемый. Это так похоже на Ольгу. Она как-то сказала, что она человек дисциплины. Что терпеть не может тратить время впустую и опаздывать. Что в ней будто сидит второй человек, ее «внутренний командир», который неизменно ставит ее на место. По этой же причине – своей организованности и здравомыслия – она не любит строить планы. Не составляет железных графиков и... всегда оставляет место для сюрприза. Жизнь полна сюрпризов, это правда. Таково истинное здравомыслие. Я задумался. А Ольга продолжает...
О. К.: Но что я действительно люблю, так это писать. Я всегда писала. А недавно выдалась пауза в работе на два месяца, и я подтягивала испанский, записалась на курс философии и на курс кинодраматургии. Я все время пишу – дневник, рассказы. Много рассказов, вообще-то. Не спрашивайте, не публикую и пока не намерена.
А мне кажется, зря. Я бы с удовольствием читал писательницу Куриленко. Хотя она сама вроде бы не видит себя в будущем литератором. А кем видит? Вы не поверите. Дряхлой старушкой на юге Франции. «Это очень хорошее место... чтобы умереть. Я уже выбрала». И тут я понимаю, почему Ольга Куриленко с некоторым предубеждением относится к интервьюерам. Ведь любой журналист, услышав такое, сразу старается перейти на… секреты ее красоты.