Правда и мифы о знаменитом «стоянии Зои» - поразительной истории, произошедшей 65 лет назад в Самаре
Январь 1956 года, Куйбышев (так тогда называлась Самара). В домике № 84 на ул. Чкалова жила продавщица пива Клавдия Болонкина. Легенда гласит: Клавдия устроила вечеринку в честь возвращения из тюрьмы своего сына. Среди приглашенных оказалась соседская девушка Зоя Карнаухова, работница одного из самарских заводов. Вместе с ней на танцы обещал прийти ее новый знакомый, Николай, однако не сдержал обещания. Прождав напрасно горекавалера, Зоя вспылила. - Раз мой Коля не пришел, буду танцевать с Николаем Угодником! - заявила она, схватила стоящую в углу икону Николая Чудотворца и пустилась в пляс. Друзья пытались было ее остановить - мол, не греши, однако девушка лишь отмахнулась. Но едва вышла в круг танцующих - застыла на месте: окаменела. И при этом оставалась жить - она дышала, билось ее сердце. Сдвинуть девушку с места оказалось невозможно, вырубить доски из пола - тоже. Врачи пытались сделать Зое укол, но иглы ломались о ее кожу. По ночам девушка страшно кричала, призывала молиться и каяться в грехах. У милиционеров, которые дежурили в доме, видели окаменевшую девушку и слышали ее крики, от ужаса седели волосы. Наконец появился некий старец Серафим, который предсказал, что стояние Зои продлится до Пасхи. А на Благовещение к Зое приходил благообразный старец, который затем таинственным образом исчез - верующие убеждены, что это был сам Николай Чудотворец. И действительно, через 128 дней к дому прилетела белая птица, и Зоя начала оживать. Далее версии расходятся: по одной из них, на третий день Пасхи она умерла, по другой - осталась жива, но угодила в психиатрическую больницу.
Версия № 1: религиозная
Верующие самарцы единодушны и не сомневаются - чудо действительно произошло, Господь вразумил девушку, осмелившуюся допустить святотатство. «Стояние Зои» признано и Самарской епархией. - Митрополит Самарский и Сызранский Сергий очень трепетно относится к этой истории, искренне убежден, что это чудесное свидетельство явления Бога, - рассказал журналисту «КП» - Самара» пресссекретарь Самарской епархии протоиерей Максим Кокарев. - И для большинства верующих это чудо, которое не требует доказательств. Такие чудеса нередко случаются в тяжелые времена, чтобы поддержать людей в их вере. Что касается Божией кары, то это не совсем так. Господь не покарал, а вразумил, причем не одну Зою, но через нее - тысячи человек. Безусловно, Бог простил Зое ее проступок. Но важно еще и покаяние, а через него - внутреннее изменение человека, без которого невозможно спасение. Старожилы вспоминают: после «стояния Зои» в самарских церквях прибавилось прихожан, а из желающих креститься выстраивались очереди. Сейчас рядом с домом, где случилось чудо, установили памятник Николаю Чудотворцу. Круглый год к его подножию несут живые цветы. А в одном из самарских храмов даже есть икона, на которой изображен сюжет о «стоянии Зои».
Версия № 2: медицинская
Официальная медицина знает состояние, которое несведущий человек может назвать окаменением. Это кататонический ступор - двигательное расстройство, возникающее при шизофрении и других психических нарушениях. - Эта история не легенда, девушка действительно была, я ее видел, - рассказал журналисту «КП» - Самара» бывший завкафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета Геннадий Носачев. - Правда, не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице. А она в ней потом лежала не раз. Девушка не умерла, а долго и много лечилась у психиатров. Диагноз - «шизофрения, кататоническое состояние», ей даже ставили инвалидность. Сама по себе кататония - это обездвиженность, ступор. Явление достаточно редкое, но уже в то время были препараты, которые позволяли выводить из такого состояния. История Зои - совершенно реальный случай, когда начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом. Кто-то предложил ей станцевать с иконой, она согласилась, но в глубине души была верующей, поэтому, видимо, когда ей сказали, что Бог накажет, - это вызвало первый приступ шизофрении. Так часто бывает, когда внешние факторы стимулируют начало болезни. Тем не менее документально подтвердить все это сегодня не представляется возможным. Медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась - в поликлинике, к которой она была прикреплена, произошел пожар. А архивы в психиатрической клинике хранятся только 25 лет.
Версия № 3: историческая
Самарский журналист и краевед Валерий Ерофеев изучал легенду о «стоянии Зои» более 30 лет. За это время он не только нашел массу подлинных архивных документов того времени, но и отыскал очевидцев и непосредственных участников истории. В частности, он выяснил, что Клавдия Болонкина действительно жила в этом доме и, вполне вероятно, здесь действительно собралась молодежь на танцы. - Однако имя Зоя во время этих событий никем не называлось, появилось оно применительно к этой истории десятилетиями позже, - отмечает краевед. - Фамилия Карнаухова у главной героини и вовсе возникла лишь в 90-х годах. Как рассказал Валерий Ерофеев, документы свидетельствуют: с 14 по 20 января 1956 года у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное скопление людей - до нескольких десятков тысяч человек. Их привлекли слухи, что в доме стоит окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках.Краевед приводит несколько версий событий. В частности, по одной из них, девушка - действительно, с иконой в руках - пыталась остановить танцующие пары, утверждая, что танцы - это богохульство. А молодежь в ответ подшучивала - мол, раз ты не танцуешь, то сама окаменела. Эти разговоры услышали две старухи-богомолицы, заглянувшие в гости к хозяйке дома (судя по тому, что в доме водились иконы, хозяйка могла быть религиозной женщиной). Они и разнесли слух.
Версия № 4: массовый психоз
Но есть и другая версия. Валерий Ерофеев разыскал Владимира Чегурова, который в это время жил в соседнем с Болонкиной доме и был активным участником событий. Сегодня Чегурова уже нет в живых, но Валерий Ерофеев успел засвидетельствовать его рассказ. - Владимир Чегуров рассказал мне, что никаких вечеринок Болонкина не устраивала, - вспоминает Ерофеев. - Но, вернувшись домой с работы 17 января, он увидел, что соседки разговаривают с двумя какимито старухами. Те требовали показать «зеленый дом, где стоит каменная девка». Якобы на некую блаженную Аграфену на этот счет снизошла Божия благодать. Болонкина их убеждала, что у нее ничего такого нет. Старухи ушли, но на следующий день под окнами уже стояла толпа, которая хотела посмотреть на «каменную девку». Некоторые даже лезли в окна. Убеждались, что ни какой девушки нет, но не расходились. Так продолжалось несколько дней, народ все прибывал. Местные жители заколотили ворота, но люди лезли и через них. В результате Болонкина согласилась пускать в свою квартиру любопытных за 10 рублей. Местные жители держались на осадном положении неделю, потом ажиотаж спал и толпа разошлась. - История Зои - это не более чем массовый психоз, - уверен краевед. - Атмосфера хрущевской оттепели, ослабление антирелигиозной пропаганды - в таких условиях любое случайно брошенное слово могло вызвать массовые беспорядки. Подлила масла в огонь и милиция - когда к дому Болонкиной начала стягиваться толпа, здесь выставили оцепление, затем прислали конную милицию. А народ же как думает - раз милицию прислали, значит, что-то точно есть, что-то скрывают. В результате на улице Чкалова собрались тысячи человек, огромная толпа, которая перекрыла и эту улицу, и соседние.