С Запорожского направления СВО пришли противоречивые новости. Как сообщил глава Запорожской области Евгений Балицкий, нами был тактически оставлен населенный пункт Работино, ожесточенные бои за который велись на протяжении трех месяцев. По его словам, с точки зрения тактики «такая позиция нас устраивает». Однако позже российское военное ведомство заявило, что в тактическом положении российских войск на Запорожском направлении нет никаких изменений.
А вот севернее, под Купянском, ситуация явно в нашу пользу. Это признает и командование ВСУ. Ведущий военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в беседе с «МК» прокомментировал оперативную обстановку на данных участках линии боевого соприкосновения.
По данным Минобороны РФ, наши войска к утру 6 сентября улучшили тактическое положение в районе Свердловки в ЛНР, на купянском направлении. Там за сутки украинская армия потеряла до 40 военнослужащих, два автомобиля, самоходную артиллерийскую установку М109 Paladin американского производства, а также гаубицу Д-30.
Продвижение российских войск под Купянском подтвердили и в ВСУ. Там назвали ситуацию сложной и дополнительно перебросили на этот участок ремонтные бригады и мобильные госпитали.
- Нужно понимать, - говорит военный эксперт Алексей Леонков, - что в Работино в результате упорных многомесячных боев уже живого места не осталось, там даже укрыться от огня противника негде.
За летнюю кампанию ВСУ, за три месяца украинского наступления населенный пункт превратился в выжженное поле. Оборудовать там огневые позиции под вражеским огнем, понятное дело - чревато большими потерями с нашей стороны. Поэтому мы даём противнику закрепиться, потом, когда он уже находится в так называемом огневом мешке, бьём по нему с ближних высот, которые контролируем.
Если ему все-таки удаётся как-то выйти за этот ограниченный периметр, предпринимаем контратаки. После чего противник, как правило, бежит, а потом опять начинается все сначала - враг подходит к Работино, захватывает его, пытается удержать, получает опять по морде и снова отбегает.
Этот бой за «избушку лесника», как я его называю, продолжается уже несколько месяцев. При этом противник несет колоссальные потери. Наше министерство обороны сообщило, что летнее наступление ВСУ, особенно бои под Работино и на других участках на Запорожском направлении стоили ВСУ жизней 66 тысяч военнослужащих.
Помимо человеческого ресурса, в топку брошены еще сотни единиц военной техники. А результат для ВСУ — овладение так называемой серой зоной, то есть нейтральной полосой. Они даже не смогли дойти до первой линии укреплений нашей обороны — до «зубов дракона». Но при этом каждый раз бодренько докладывают о том, что Работино взяли.
С одной стороны, нам действительно удобно, когда противник сосредотачивает свои силы в таком месте, где он, не имея возможности спрятаться за гражданских, периодически посылает на убой свои резервы. Туда даже было направлено одно из элитных украинских подразделений, а именно 82-я отдельная десантно-штурмовая бригада ВСУ. Она, кстати, и оставила на полях сражения в качестве экспоната британский танк «Челленджер».
Конечно же, противник не просто так столь ожесточенно бьется на данном участке. Есть информация, что перед Украиной США и НАТО поставили задачу во что бы то ни стало пробить коридор на юг, к Крыму и Азовскому морю.
Именно для этого сейчас объявлена очередная мобилизация, уже тотальная. Начинают возвращать тех, кто удрал за границу. В течение двух недель этих людей отправят на Украину и, как только они пересекут границу, то прямиком поедут на полигоны.
А дальше все по схеме - две недели подготовки и на «мясные» штурмы. Поэтому я думаю, что противник в течение осени, пока позволяет сухая погода, ещё будет штурмовать это направление.
- До распутицы мы успеем отбить Работино?
- А зачем? Если отбивать, значит, его нужно удерживать, то есть создать там укрепрайон и так далее. Но если по рельефу местности мы стоим на господствующих высотах, а Работино находится в низине, то, понятное дело, нам удобно противника ждать именно там, чем подвергать своих солдат риску. И, как только враг заходит, равнять его с землей. Таким образом противник расходует свои силы и средства, а они у него не бесконечные. Мы же стараемся максимально беречь личный состав. Дефицита в огневых средствах и средствах поражения у нас нет, в отличие от армии Украины.
- Если на запорожском фронте ситуация довольно сложная, то на Харьковском у нас отмечаются успехи. Киев не скрывает опасения, что российские войска могут взять Купянск и начать продвижение дальше.
- Если посмотреть на карту, то мы как бы с севера пытаемся дойти до Купянска. Подойти к реке Оскол, чтобы выдавить противника. Конечно, исходя из особенностей местности, масштабно действовать мы там не можем. Оптимальнее применять отдельные тактические группы.
Год назад противник, как раз используя подвижные тактические группы, смог организовать захват этого города. Сейчас мы методично выбиваем противника из укрепрайонов, в результате чего украинская армия несёт большие потери.
Командующий сухопутными войсками ВСУ генерал Александр Сырский настаивает на том, что Купянск следует превратить в очередную крепость. Так же, как до этого было в Мариуполе и Артемовске-Бахмуте. Я думаю, что они попытаются это сделать, но для этого нужны силы, средства и, прежде всего, боеприпасы. Хватит ли ВСУ всего этого - вопрос. Ведь на других линиях соприкосновения тоже идёт активный огневой обмен.
- Какова вероятность, что ВСУ для удержания Купянска будут снимать подразделения с каких-то других участков?
- Американцы, наоборот, приказали Зеленскому снимать подразделения со всех направлений и кидать их на юг, на мелитопольское направление. Сырский, в свою очередь, говорит: «Нет, снимайте с других участков, чтобы удержать Купянск».
Замминистра обороны Украины Анна Маляр вообще попыталась заявить о том, что российская армия под Купянском накопила двухсоттысячную группировку, которая готова взять город штурмом. Насколько все это соответствует действительности - сложно сказать. Но, однозначно, под Купянском происходит то, что понятно украинцам, но непонятно их американским покровителям.
Для нас возвращение Купянска, несомненно, позволило бы улучшить наши позиции. Мы опять вернемся в Харьковскую область и сможем перерезать основные пути снабжения харьковского гарнизона и других находящихся там подразделений. Тогда им точно будет нелегко. Бои идут упорные, расходуется не только украинский контингент, но и наемники.
В целом же пока сложно сказать, что где-то произошел коренной перелом. Но то, что противник не смог решить задачу того наступления, которое он готовил полгода, а в итоге за три месяца не реализовал его - это уже факт однозначный. Провал наступления ВСУ по всем фронтам очевиден.