В основе обоих фильмов — легенда о пленных советских танкистах, совершающих дерзкий побег с немецкого полигона в глубоком тылу. Эта легенда много лет ходила по Германии, а в начале 1960-х о ней писали советские СМИ. Увы, никакого подтверждения данных событий журналистам найти не удалось.
Фильм Алексея Сидорова, автора незабвенной «Бригады», а также «Боя с тенью» — это боевик, представляющий собой смесь «Бесславных ублюдков», «Неуловимых мстителей» и второй части «Рэмбо». Фраза «Когда он в танке, то он непобедим», давно ставшая частью уличного фольклора, была бы отличным слоганом к похождениям героев «Т-34». Если бы еще сценаристы не оставляли в сюжете бросающиеся в глаза «дыры», способные испортить даже боевик, не претендующий на историческую точность.
С чего вдруг, скажите, главный герой, больше двух лет под пытками не раскрывающий гитлеровцам свое имя, вдруг ломается, когда немец хочет застрелить девушку, служащую в концлагере переводчицей? В глазах непреклонного советского офицера девушка — самая настоящая коллаборационистка, ставшая прислужницей нацистских палачей. Откуда у танкиста вдруг должно было проснуться к ней сочувствие?
Но это цветочки. Ягодки начинаются, когда необходимо объяснить появление у пленных советских танкистов снарядов, необходимых для сражения с немцами. Автор сценария допустил, что лучший способ решить проблему — объявить фашистов непроходимыми тупицами. Именно поэтому они, захватив советский танк где-то на территории Белоруссии или Украины, транспортируют его в Германию, даже не подумав изучить его содержимое. Допустим, тела убитых советских танкистов их не волнуют. А как насчет возможной детонации боекомплекта, оставшегося в «тридцатьчетверке»? Немцы об этом не думают, немцы — дураки.
Дураками они по сюжету будут становиться и дальше. Вот, например, мы видим, как в погоню за сбежавшим танком отправляются не только немецкие танки, но и пехота, в том числе и служебные собаки. А вот главный герой приказывает возлюбленной уходить лесом. Казалось бы, сейчас по ее следу пойдут разъяренные немецкие овчарки, но… Ни собак, ни пехоты. Как появились, так и исчезли, дабы не мешать сражениям танков на узких улицах полностью вымершего немецкого города.
Еще одна беда в отечественных военных картинах последнего времени — это женщины. Ирина Старшенбаум, играющая возлюбленную главного героя в «Т-34», напомнила Марию Кожевникову, сыгравшую возлюбленную главного героя в «Собиборе». И та, и другая играют узниц концлагерей. Но при этом девушки своим цветом лица и выражением глаз тянут разве что на секретарш московского офиса средней руки, ставших жертвами сексуальных амбиций своего немолодого шефа. Наверное, умение убедить зрителя в реальности собственных переживаний и называется актерским мастерством. У госпожи Старшенбаум это получилось чуть лучше, чем у госпожи Кожевниковой, но вообще-то и той, и другой Станиславский точно бы прокричал свое сакраментальное «Не верю!». Не сочтите за грубость, но с такой холеной внешностью можно убедительно играть лишь «узниц» пятизвездочного курорта, а никак не жертв войны.
Плюсом «Т-34» можно было бы назвать уход от идеологических клише, если бы не одно «но». Присутствие в числе создателей фильма студии Никиты Михалкова«Тритэ» породило очередное проявление того, что уже, наверное, можно определить как «православную боевую магию». В кульминационный момент картины один из членов экипажа, бросив свои боевые обязанности, обнимается с блюдом, прихваченным в немецком городке. На блюде изображено нечто, что, по всей видимости, должно символизировать икону. Танкист начинает усердно молиться, отчего фашистские снаряды начинают рикошетить в нужную героям сторону.
Да, в рядах Красной Армии было немало верующих. Да, некоторые герои войны после ее окончания нашли себя в служении Богу. Но если бы некий боец в разгар сражения вместо своих прямых обязанностей ударился бы в молитвы, то обрел бы он не помощь высших сил, а смачную оплеуху от командира или пинок от товарищей по оружию. Потому что на поле брани принято сражаться, а не впадать в религиозный экстаз. И это не только атеистической Красной Армии касается —желающие могут почитать о случаях из русской истории, когда перед лицом врага монахи становились воинами, беря в руки оружие, а не иконы. Нам же в очередной раз пытаются скормить «божественного паучка», сокрушающего вражеские цитадели.
Если современная концепция армии предполагает строительство десантируемых храмов, то это дело командования. Но Великую Отечественную войну выиграла армия, где ведущую идеологическую роль выполняли не полковые священники, а комиссары и политруки, поднимавшие части в бой с криком: «Коммунисты, вперед!». Если кому-то с позиций сегодняшнего дня это категорически не нравится, это не проблемы тех, кто погиб в бою с партбилетом на груди.
Не требуйте от них многого
Требовать от «Т-34» исторической достоверности так же бессмысленно, как требовать ее от «Бесславных ублюдков». Тем более, что эта картина, в отличие от многих других современных фильмов о войне, не ставит перед собой задачу плюнуть кому-то в лицо. Уже за это создателям огромное спасибо.