В России растет спрос на мясо кролика. Это уже вызвало рост числа современных кроличьих ферм и сопутствующей инфраструктуры. Ключевой вопрос, который необходимо решить в ближайшее время, — воссоздание в стране собственных кроличьих пород.
Популярность крольчатины связана в первую очередь с общемировой тенденцией: растет интерес к здоровому питанию. Мясо кролика считается диетическим, поэтому вписывается в новую концепцию здорового образа жизни. Кроме того, проблемы с экологией, которые зачастую оборачиваются аллергией у малышей, обусловили растущий спрос на детское питание с крольчатиной. А рост случаев заболевания африканской чумой свиней привел к частичному замещению в рационе свинины крольчатиной. Если еще пять лет назад мясо кролика практически нельзя было найти на прилавках магазинов, разве что на рынках, и в России не было индустриальных предприятий по его производству, то сегодня этот продукт уже доступен в крупных гипермаркетах и сетевом ритейле, появились индустриальные производители кроличьего мяса, активно развиваются проекты по производству оборудования для кроличьих ферм и развитию кормовой базы.
Запоздалый старт
На фоне роста собственного производства импорт крольчатины уменьшился. Так, по данным «АБ-Центр», в 2014 году Россия являлась третьим в мире по объему, после Бельгии и Германии, импортером мяса кролика — в страну его было ввезено 4,4 тыс. тонн (включая бескостное мясо и мясо на кости), что составило 10,7% мировой торговли кроличьим мясом (рекордных отметок его ввоз в РФ достиг в 2006 году — 5,5 тыс. тонн). Поставки мяса кролика в нашу страну традиционно осуществляли Китай, Венгрия, а также Чехия. В 2015 году ввоз осуществлялся уже только из Китая и Венгрии — поставки за январь–октябрь составили чуть менее 1,3 тыс. тонн, что, по оценкам «АБ-Центр», на 59% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Кролики на импортозамещении
Сейчас среди производителей мяса кролика доминируют небольшие личные подсобные хозяйства, но уже формируется костяк индустриальных компаний — это «Российский кролик», «Кроль и король», «Лелеча», «Русский кролик» и др. В среднем объем производства на каждом предприятии составляет от 300 до 500 тонн мяса в год. При этом на продажу помимо мяса идут еще и мех, лапы, субпродукты. Например, годовые показатели объема производства одной из ведущих компаний — «Российский кролик» таковы: 365 тонн мяса, 85 тонн субпродуктов и 8 тонн полуфабрикатов.
На сегодняшний день кролиководство считается одним из перспективных направлений в животноводстве. Так, конверсия корма сравнима с показателями свиноводства — 3,5 кг корма на 1 кг живого веса. Всего на 77 дней жизни одного кролика нужно до 10,5 кг корма. Средняя себестоимость 1 кг крольчатины составляет 250–280 рублей, средняя оптовая цена — 340 рублей, килограмм кроличьего мяса в рознице в Москве и Московской области в среднем стоит 500 руб. При этом средний показатель чистой прибыли компаний — около 50–60 млн рублей в год.
Сроки окупаемости кролиководческих проектов в большей степени зависят от стоимости установленного на фермах оборудования. Изначально, до девальвации, первые фермы строили с использованием импортного оборудования. Минимальные инвестиции для создания одного павильона «под ключ» с использованием импортного, в основном французского, оснащения на тысячу голов кроликов сегодня составляют 50 млн рублей. В эту стоимость входят покупка земли, проведение коммуникаций, строительство цеха, закупка оборудования и партии кроликов. Большая часть суммы, около 20 млн рублей, идет на покупку земли и проведение коммуникаций, столько же стоит оборудование. В основе французских технологий — полная автоматизация производства: автоматическая подача питания, очистка клетки и климат-контроль (ранее у нас использовались советские технологии с применением ручного труда и содержанием животных в клетках на открытом воздухе). «У нас один человек обслуживает 300 самок, а при использовании советских технологий — лишь 50. Это не только значительные трудозатраты, но и ощутимые затраты на персонал», — говорит Алексей Киселев, генеральный директор компании «Русский кролик», сделавшей ставку на импортное оборудование и технологии. Однако в последние годы в России стало активно развиваться собственное производство оборудования, основанное на все тех же французских технологиях, но из отечественного сырья и комплектующих, адаптированных под необходимые для нашей страны условия содержания. В частности, основными производителями оборудования для ферм в России сегодня являются компании «Панкроль» (которая имеет и собственные кроличьи фермы) и «Окрол». Закупка отечественного оборудования позволяет аграриям сэкономить значительную сумму. «Стандартная ферма на 612 кроликоматок — это два корпуса, в каждом до шести тысяч голов — стоит 12–14 млн рублей», — говорит директор по продажам российской компании по производству оборудования для ферм «Панкроль» Денис Ивацкий. Чтобы ферма заработала на максимальной мощности и давала максимальное количество мяса, необходимо полгода.
«Наше оборудование аналогично европейскому, но европейское оборудование сейчас по стоимости стало неадекватное, а по качеству отечественное ему не уступает», — считает генеральный директор компании «Окрол» Владислав Щукин.
Дальше уже возникают риски у самих кролиководов: готовы ли они покупать российское оборудование, если оно еще не прошло проверку в силу небольшого времени существования на рынке.
«В клеточном оборудовании нет ничего сложного — качество металла, качество его обработки и напыления. После подорожания на 40 процентов импортного оборудования очень выгодно покупать российскую продукцию. Импортные производители дают скидки, но наше все равно по цене выигрывает», — рассказывает президент Национального союза кролиководов Алексей Емельянов.
О том, что российское оборудование все-таки пользуется спросом, свидетельствует рост выручки «Панкроль»: в прошлом году, по данным компании, она удвоилась, в первую очередь за счет продажи оборудования для ферм.
Впрочем, на рынке есть компании, которые ориентируются и на старые советские технологии, когда клетки размещаются на открытом воздухе, например ферма «Занино». Директор «Занино» Карлен Багдасарян считает, что советские технологии позволяют получить фермерский продукт с более высоким качеством мяса: «Наши кролики похожи на домашних, деревенских. Внешне они могут не отличаться от произведенных по европейским технологиям, но если попробовать одно и другое мясо, то заметна разница в запахе, во вкусе. Если сравнить производство кролика с производством куриного мяса, то по европейским технологиям выращивают кроликов-бройлеров. Производители мяса не хотят признаваться в этом, но рано или поздно признаются. Советские технологии, если сравнивать их с французскими, может быть, для бизнеса не так выгодны, но мясо получается премиум-класса», — считает директор «Занино». По мнению других кролиководов, никакой разницы во вкусе нет — просто компания инвестировала большие деньги в старые технологии и сейчас не имеет возможности перейти на новые. А нахождение кроликов на улице — это минус, потому что нельзя поддерживать стабильную температуру, кролик мерзнет, плохо размножается, много ест, потому что тратит много энергии на то, чтобы согреться.
Еще одной актуальной для кролиководов проблемой являются корма. Раньше выращивание импортных пород происходило только при производстве для них специальных кормов по выписанной импортерами рецептуре. «Когда приезжают гибридные кролики из Европы, то помимо самих животных передается рецептура кормов, потому что они уже привыкли к определенному рациону. Сейчас по мере развития рынка на базе комбикормовых заводов кролиководческие компании стали проводить работу по адаптации рецепта, чтобы не снижать питательную ценность продукта и получать свой корм с применением отечественного сырья. В импортных кормах ингредиенты значительно удорожают рецептуру. Например, во французские корма добавляют чуть ли не косточки винограда», — рассказывает Алексей Емельянов. Состав отечественного корма достаточно прост: трава, зерновая группа, мука и сено. «Корм и сено покупаем у российского производителя. В России есть производители качественного корма», — говорит Карлен Багдасарян.
Некоторые предприятия производят корм самостоятельно, остальные закупают его у производителей готовых кормов или заказывают выпуск по своей рецептуре. «Мы производим корм на местном комбикормовом заводе, где его делают по нашим рецептам, используя четыре вида ингредиентов», — рассказывает Алексей Киселев. По мнению Алексея Емельянова, адаптация корма под отечественное сырье не оказывает влияния на качество мяса, главный вопрос — питательность. «Основной принцип — сохранение питательной ценности: количество белков, жиров и проч. Если питательная ценность корма сохранена, то и суточный прирост кроликов будет в запланированных пределах. В любом случае при переходе с импортного состава (или рецепта) корма на корма, изготовленные из отечественного сырья, могут упасть экономические показатели производства, если питательная ценность корма будет снижена в результате изменения рецепта».
Нужна своя генетика
Вообще, кролиководы говорят о том, что для дальнейшего развития отрасли необходимо и дальше снижать ее зависимость от импорта, в том числе путем создания собственного маточного поголовья. Фермам раз в год необходимо обновлять маточное стадо, которое ввиду того, что в России нет своих чистокровных пород, завозится из Европы. В Европе занимаются разведением таких чистокровных пород, как новозеландская белая и калифорнийская. Они были выбраны исходя из лучших показателей: быстрый рост, большой вес, отличные вкусовые характеристики. Закупаемое российскими производителями стадо — гибриды этих двух пород, полученные в ходе многократного скрещивания и выборки особей с лучшими показателями. «В ходе такой избирательной селекции мы получаем лучшие гибриды. В основном завозится маточное поголовье для выращивания товарных кроликов на убой. Вести селекционную работу с этими кроликами нецелесообразно. Поэтому вынуждены снова и снова закупать импортное поголовье у европейских селекционеров. Если удается договориться с селекционным центром, чтобы продали прародительское поголовье, тогда затраты меньше – такое поголовье обновляется только на 30% в год», — объясняет Алексей Емельянов.
Закупки импортных пород будут осуществляться до тех пор, пока в России не появятся собственные селекционные центры. Впрочем, в этом направлении уже делаются первые шаги: «В рамках Национального союза кролиководов совместно с Институтом пушного звероводства и кролиководства имени В. А. Афанасьева мы хотим на базе нашего предприятия создать селекционный центр. Он позволит выводить собственные породы кроликов и значительно сэкономить», — рассказывает генеральный директор компании «Лелеча» Александр Кириллов.
В настоящее время отечественные кролиководы не занимаются масштабной селекционной работой. «Национальный союз кролиководов совместно с ФГБНУ НИИ пушного звероводства и кролиководства имени В. А. Афанасьева и подмосковная компания “Лелечи” заключили соглашение о сотрудничестве с целью развития отечественной селекционной и племенной работы. Надеемся, что это поможет систематизировать работу и вывести ее на другой уровень»,— говорит Алексей Емельянов.
Пока селекционных кроликов для промышленных ферм завозят из-за рубежа. В первую очередь из Франции и Италии. Например, «Русский кролик» (Костромская область) является официальным племенным репродуктором одного из крупнейших европейских селекционных центров компании Eurolap (Франция).
Для того чтобы создать такой центр, требуется минимум пять лет.
Производители вряд ли сами смогут решить эту проблему. «Вся работа по выведению пород кроликов для промышленных ферм — гибридная селекция. Это исследовательская работа, и она не нацелена на производство мяса. Эта работа требует больших затрат и длинных денег и идет в минус для любого бизнесмена по крайней мере на начальном этапе, — подтверждает Алексей Емельянов. — Чтобы получить российские гибриды, нужно не эксперименты проводить с уже ввезенным гибридным материалом, а брать изначально чистопородных кроликов, желательно российских пород, и скрещивать. Пород куда больше, чем две основные, которые могут оказаться перспективными в будущем для создания отечественных гибридов».
Многоликий Китай
Несмотря на хорошие темпы роста производства, для покрытия растущего спроса производимых объемов крольчатины в стране пока недостаточно. «Сколько бы мяса кролика мы ни произвели, весь объем будет продан», — уверен Александр Кириллов из компании «Лелеча».
С учетом низкого уровня товарного производства импорт мяса кролика в нужных объемах и правильно разделанного и упакованного остается востребованным. Основным экспортером крольчатины в Россию является Китай. Он же и мировой лидер по его производству — около 700 тыс. тонн в прошлом году. Правда, китайское мясо отличают низкое качество и низкая стоимость. «Крольчатина из Китая очень низкокачественная, даже сами китайцы говорят об этом, потому что кролика они производят на шкурки», — объясняет Алексей Киселев из «Русского кролика».
В Китае не самые лучшие условия для животноводства в целом — неблагоприятная атмосфера и земля, которые не позволяют выращивать необходимые для производства корма кролика продукты; по некоторым данным, здесь перерабатывают на корм порошок из субпродуктов, поэтому и качество мясо низкое. «В Китае очень бедные почвы, а обязательное условие хорошего мяса — корма», — говорит Александр Кириллов.
Тем не менее китайская крольчатина пользуется спросом у перекупщиков из-за низкой цены. Некоторые компании закупают китайское замороженное мясо кролика, дефростируют его и затем продают под видом отечественного охлажденного продукта. «Есть отдельные недобросовестные компании, которые дефростируют замороженное мясо кролика и потом могут выдавать его за фермерский продукт, изготавливать полуфабрикаты. Причем все по закону, в соответствии с ТУ», — говорит Алексей Емельянов. К сожалению, 70% импорта крольчатины в Россию, по оценкам генерального директора компании «Российский кролик» Марата Чибишева, составляет китайское некачественное мясо: « У этого мяса очень низкая себестоимость. Нам трудно с ним конкурировать. С учетом доставки китайское мясо стоит 280 рублей за килограмм, а наше — не менее 300 рублей. Себестоимость качественного охлажденного мяса кролика варьируется от 220 до 280 рублей за килограмм».
Реализация на полках магазинов некачественного китайского мяса, по мнению российских производителей крольчатины, может подорвать доверие покупателей к продукту в целом. А ведь задача приучения потребителя к крольчатине сегодня одна из самых важных как для производителей, так и для розницы: удельное потребление мяса кролика у нас в стране пока очень невелико. В среднем на душу населения в России в 2014 году пришлось чуть более 140 грамм крольчатины, по итогам 2015 года этот показатель составит 130 грамм. Для сравнения: в странах ЕС потребление мяса кролика составляет 2 кг на душу населения в год.
Есть у китайцев виды и на наши земли для развития кролиководческих проектов. Так, в ходе первой российско-китайской конференции по кролиководству представители КНР заинтересовались возможностями выращивания в России кролика для китайского рынка. «В России есть все условия для успешного развития сельского хозяйства, поэтому они готовы сюда инвестировать, — говорит Александр Кириллов. — Российские компании уже продают шкурки кролика Китаю, а в ближайшее время он будет покупать у нас субпродукты, в частности, мы заключили с ними контракт».
В перспективе Китай может стать рынком сбыта российской крольчатины, но произойдет это лишь после того, как будет насыщен внутренний рынок. Эксперты прогнозируют, что для этого потребуется пять—семь лет.
Помощь на общих основаниях
Пока производители кроличьего мяса развиваются без какой-либо помощи государства — прямых государственных программ по поддержке кролиководства в России нет. Национальный союз кролиководов предлагал ранее несколько проектов, направленных на развитие отрасли, но ни один из них не получил поддержки государства. Единственное, на что могут претендовать кролиководы, — гранты и субсидии, выдаваемые аграриям на общих основаниях. «Фермеры могут получать гранты. Кроме того, при получении кредитов для всех сельхозтоваропроизводителей идет погашение процентной ставки. Помимо этого выделяются деньги при строительстве и модернизации комплексов и ферм, кроме личных подсобных хозяйств, компенсируется часть затрат на строительство и оборудование», — говорит Игорь Баглай, начальник отдела развития отраслей животноводства Министерства сельского хозяйства.
Получить субсидию проще начинающим предпринимателям и небольшим фермам. «Например, существуют две программы субсидирования строительства ферм. Первая — субсидии в размере до полутора миллионов рублей, вторая — до десяти миллионов. У нас есть заказчики по созданию ферм “под ключ”, которые смогли получить субсидии до полутора миллионов рублей на постройку ферм, но это, как правило, малые фермеры. Субсидии до десяти миллионов рублей получить очень тяжело — у нас нет ни одного примера», — говорит Денис Ивацкий из компании «Панкроль».
«Мы рассматриваем кролиководство как сегмент, схожий с производством индейки. Индейка тоже диетический продукт. И если посмотреть на ситуацию десятилетней давности, то тогда мяса индейки производилось примерно столько же, сколько сейчас производится и мяса кролика, — порядка 10–15 тысяч тонн по России в год. Сейчас производство индейки — около 200 тысяч тонн, за десять лет в десять раз увеличили объемы производства. С грамотным подходом и поддержкой государства в ближайшие пять лет сегмент кролиководства может ожидать если не таких же результатов, то очень существенного увеличения объемов производства», — уверен Алексей Емельянов.
Крупные компании, которые уже несколько лет работают на рынке, активно развивают новое направление — создание кластеров и кооперативов в регионах. «В Краснодарском крае мы планируем объединить на одной территории крупные хозяйства. Планируем открыть около 40 корпусов — это порядка 12 тысяч голов маточного стада. У нас скоро откроется ферма в Брюховецком районе Краснодарского края на 10 тысяч голов, которая будет давать серьезный объем мяса», — говорит Денис Ивацкий из «Панкроль».
Большая инвестиционная программа инициируется сегодня и компанией «Лелеча»: «Мы создали агропарк, привлекаем инвесторов. Наша земельная площадь — 10 гектаров, на ней, помимо наших мощностей, возможно значительное расширение производства. Общий объем возможных инвестиций — два миллиарда рублей, окупаемость проектов — шесть-семь лет», — рассказывает Александр Кириллов.
Попытки объединить усилия кролиководов не случайны. Кролиководческие кооперативы распространены в Европе, поскольку фермерские хозяйства там занимаются в основном только откормом и выращиванием кроликов, которых затем сдают на перерабатывающий завод. В России пытаются создавать кооперативы по такому же принципу. В первую очередь фермеры, которые объединяются в кооперативы, надеются сэкономить на издержках, приобретая вакцины и медикаменты по более привлекательной оптовой цене, и обеспечить себе сбыт продукции, так как необходимо выполнять требования сетевых магазинов по срокам и объемам ежемесячных поставок. Выполнить эти требования маленьким фермерам очень непросто из-за элементарной нехватки продукции. Кооператив же при налаженной системе может эту проблему решить.
«В тех регионах, где уже существуют относительно крупные кролиководческие компании, на наш взгляд, возможно организовать такое сотрудничество. При этом крупная ферма может обеспечивать небольшие хозяйства молодняком на откорм, обеспечивать вакцинами, консультировать и “сопровождать” фермеров на протяжении всего времени откорма, а затем покупать на убой выращенных кроликов. Это взаимовыгодное сотрудничество. Для крупных хозяйств это быстрое наращивание объемов производства без крупных капиталовложений. А небольшие фермерские хозяйства, те, кто, возможно, только начинает этот бизнес, имеют возможность развиваться, перенимая опыт крупного предприятия, не делая многих ошибок и экономя на строительстве убойного цеха», — говорит Алексей Емельянов.