ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июль 9, 2024

Много шума из ничего

Рейтинг: 0

Автор: Владислав Гринкевич. Профиль

В июне Евросоюз анонсировал очередной, 14-й по счету пакет санкций против РФ. В сравнении с двумя предыдущими пакетами нынешний выглядит весьма внушительно: под удар попадают российский СПГ, «теневой флот», Система передачи финансовых сообщений ЦБ. Однако отечественные и западные экономисты признают: ограничения не приведут к резкому замедлению ВВП нашей страны или обвалу национальной валюты и уж тем более не разрушат российскую экономику. В чем же тогда их внушительность? «Профиль» выяснил, насколько опасны новые санкции Брюсселя.

Двойное дно ограничений

В новом европейском пакете больше десяти позиций, однако наибольшее влияние на нашу экономику способны оказать четыре группы рестрикций:

– запрет на перевалку сжиженного природного газа (СПГ) из РФ в европейских портах плюс запрет на инвестиции, а также предоставление товаров и технологий для новых российских СПГ-проектов;

– запрет на обслуживание в европейских портах 27 танкеров из «теневого флота» РФ, используемого для обхода потолка цен на нефть и нефтепродукты;

– ограничения против Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС);

– экспортные ограничения в отношении более 60 компаний, помогающих Москве приобретать, как считают в Брюсселе, товары и технологии двойного назначения.

Итак, по порядку. Запрет на перевалку, т. е. перегрузку российского СПГ в европейских портах. Дело в том, что сжиженный газ из Ямала вывозят танкеры ледового класса Arc7 (Yamalmax) – это тяжелые, относительно тихоходные суда, специально адаптированные для плавания в сложных ледовых условиях. Транспортировать на них газ на большие расстояния, скажем, в Азию – туда идет до 86% продукции «Ямал СПГ», – экономически невыгодно. Поэтому «Ямалмаксы» доставляют топливо в европейские порты на Балтике (в основном во Франции и Бельгии), где перегружают его на обычные газовозы, которые идут в Китай, Индию и т. д. С весны 2025 года такая операция будет под запретом, при этом продажу СПГ странам ЕС и выгрузку его в европейских портах никто не запрещал.

Первыми от демарша еврочиновников пострадали европейские фирмы, осуществляющие перевалку и имеющие долгосрочные контракты с «Новатэк», – по сообщениям иностранных СМИ, их акции резко пошли вниз. Безусловно, пострадают и компании, входящие в проект «Ямал СПГ»: помимо российской «Новатэк» (контрольный пакет 50,1% акций) это французская Total и китайская CNPC (у них по 20%), и китайский Фонд Шелкового пути (9,9%). К слову, именно эти компании, а не РФ являются собственниками СПГ, который везут «Ямалмаксы».

Тут есть нюанс. Проекту «Ямал СПГ» предоставлено множество налоговых льгот: газовые месторождения освобождены от налога на добычу полезных ископаемых, не платится вывозная пошлина, серьезно урезана ставка налога на прибыль. То есть доход российскому бюджету он приносит пока совсем небольшой, напротив, государство продолжает вкладываться в этот проект. А ведь заявленная цель западных санкций – снизить доходы российской казны, чтобы затруднить финансирование «оборонки» и ведения боевых действий.

Возможными бенефициарами запрета на перевалку могут стать европейские покупатели СПГ в том случае, если топливо из РФ будет продаваться Европе, чтобы не гонять «Ямалмаксы» в Китай и Индию. Или поставщики из Соединенных Штатов, которые являются прямыми конкурентами российского проекта. Но, скорее всего, продавцам российского СПГ придется переваливать его борт-в-борт в Мурманской области – такая практика уже существует. А также пользоваться Северным морским путем, чтобы оптимизировать маршруты в Азию, – так говорят эксперты.

Кроме того, агентство Bloomberg сообщило, что Россия начала формирование «теневого флота» для транспортировки СПГ. Сделать это непросто. Как отмечал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, рынок сжиженного газа относительно молодой и СПГ-танкеров построено всего около пятисот, а суда ледового класса и вовсе наперечет – их производят только в Японии и Южной Корее. Однако, по утверждению Bloomberg, в последние несколько месяцев восемь газовозов было продано малоизвестным компаниям в Дубае. Четыре судна имеют ледовый класс и получили разрешение на плавание по арктическим водам.

Что касается запрета на инвестиции и оборудование для новых СПГ-проектов – здесь у «Новатэк» действительно могут возникнуть трудности. И вся надежда главным образом на Китай.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни