21 октября исполняется семь лет, как правительство Москвы возглавил Сергей Собянин. 21 октября 2010 года Московская городская дума утвердила его на посту столичного главы. За эти годы команде мэра удалось сделать Москву более удобной для горожан, более конкурентоспособной среди мировых городов. «ВМ» расскажет о наиболее заметных нововведениях в жизни мегаполиса.
Семилетнее развитие российской столицы отмечено реализацией ряда знаковых проектов. Сокращение пробок на дорогах благодаря четкой градостроительной политике и развитию системы общественного транспорта, масштабные программы благоустройства, затрагивающие каждый московский двор и парк, центральные улицы и спальные районы, богатая культурная и фестивальная программа в городе — основные перемены в облике и характере Москвы дают основание поставить наш мегаполис в один ряд с мировыми лидерами — Нью-Йорком, Пекином, Лондоном — и сделать это по ряду ключевых показателей.
АККУМУЛИРОВАТЬ СРЕДСТВА
Семь лет четкого бюджетного планирования позволили Москве сократить госдолг, нарастить социальные программы, обеспечить льготами промышленные предприятия, поддержать местный бизнес. Цифры тому в подтверждение: столица только зарабатывает порядка двух триллионов рублей в год, еще столько же отдает в государственную казну. Город аккумулирует средства и направляет их на развитие и создание комфортной среды для жителей.
Судите сами: доходы города запланированы на уровне 2,1 триллиона рублей на 2018 год. При этом расходы в следующем году составят 2,32 триллиона рублей. Превалирование их над доходами объясняется просто: городские власти объявили о существенном повышении социальных выплат москвичам. За три года город потратит около 720 миллиардов рублей на поддержку столичных жителей. Только льготы в натуральной форме составят более 553 миллиардов рублей.
— Льготами и субсидиями охвачены 3,5 миллиона горожан, — сказала руководитель Департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.
Она также добавила, что затраты столицы на высокотехнологичную медпомощь возрастут.
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Наполнение казны налогами напрямую зависит от самочувствия бизнеса в городе. За семь лет в столице выработана система поддержки предприятий льготами. Именно инновационным производствам дают зеленый свет и площади в технопарках. Цель создающейся в Москве инновационной экосистемы — развитие высокотехнологичных предприятий, выпуск необходимых городскому хозяйству инновационных товаров, импортозамещение, создание высокооплачиваемых рабочих мест.
— Сегодня на территории Москвы в статусе объектов инновационной инфраструктуры находится 61 объект — 31 технопарк и 30 промышленных комплексов, занимающих более 730 гектаров, — рассказал руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин. — На базе технопарков осуществляют свою деятельность более 1700 компаний. Основными их направлениями являются важнейшие для экономики отрасли, которые сегодня развиваются преимущественно в технопарках: радиоэлектроника, фармацевтика, электроэнергетика, микроэлектроника, приборостроение, информационные технологии и иные направления.
Промышленными комплексами, управляющими компаниями технопарков и резидентами технопарков создано более 79 тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Резиденты активно используют объекты созданной на площадке инфраструктуры.
Столица применяет и новые форматы работы с бизнесом. Так, недавно начал работу Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства. Его основной задачей является поддержка инвестиционных проектов московских предприятий, помощь в модернизации производств и закупках инновационного оборудования. На первом этапе фонд будет предоставлять займы до 50 миллионов рублей на срок до пяти лет и под пять процентов годовых.
Так предпринимателям не только создадут комфортные условия, но и помогут с кредитами.
Еще семь лет назад такого не представляли.
Еще одна площадка, привлекающая бизнес, стала особой экономической зоной. Она расположена в Зеленограде и захватывает технополис «Москва».
— По инициативе мэра принят ряд городских законов, расширивших льготы и преференции, предоставляемые резидентам особой экономической зоны. Период действия нулевых ставок по налогу на прибыль, земельному и транспортному налогу продлен до десяти лет, — пояснил Алексей Фурсин.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Москва стала уникальным регионом России, имеющим долгосрочную программу развития. В столичном бюджете запланированы средства на строительство новых дорог, станций метро, социальных, спортивных и культурных объектов.
Если еще несколько назад столица утопала в пробках, то теперь мегаполис не боится прироста транспорта. Более миллиона автомобилей появилось на дорогах за пять лет.
За последние семь лет в Москве было построено и реконструировано 590 километров дорог и развязок, знаковыми проектами стали расширение подземки и ввод в эксплуатацию Московского центрального кольца. 14-я наземная линия городского метро серьезно разгрузила основные направления подземки.
Начиная с 2011 года правительство Москвы последовательно увеличивает финансирование капитального строительства для решения приоритетных задач развития города. Этот тренд сохранен и на последующий период. С учетом начала в этом году программы реновации жилого фонда, основной объем финансирования которой идет отдельной субсидией, ассигнования на капитальные вложения на 2018–2020 годы превышают 1,74 триллиона рублей.
По итогам реализации адресной инвестиционной программы с 2018 по 2020 год будет построено 600 новых объектов.
— Львиную долю финансирования программы по-прежнему составляют расходы на развитие транспортной инфраструктуры — это 70 процентов от общего объема финансирования, два основных направления: метро и дорожно-транспортные объекты. За это время будет завершено строительство отрезков «Рассказовка» — «Петровский парк», «Некрасовка» — «Авиамоторная», «Столбово» — «Севастопольский проспект», основные участки Третьего пересадочного контура, «Саларьево» — «Столбово», «Селигерская» — «Дмитровское шоссе», станция «Беломорская» и шесть депо, — заявил заммэра Москвы по вопросам градполитики и строительства Марат Хуснуллин.
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ОКРУГА
Сегодня сложно представить, что Москва могла быть в 2,5 раза меньше. Присоединение новых территорий позволяет формировать облик мирового мегаполиса. Разрозненные когда-то поселения стали важной частью городской жизни. Свежий воздух, лес — рядом. Горожане охотно перебираются в Троицкий и Новомосковский округа. Согласно опросам ВЦИОМа, каждый третий москвич готов жить в ТиНАО.
Интеграция присоединенных территорий происходит в течение последних пяти с лишним лет. Строятся новые линии метро, возводятся современные магистрали по 4–6 полос.
— Это дает серьезный задел на будущее — осваивать и развивать территории, — говорит руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. — Благодаря такому смещению градостроительного развития, когда горожане стремятся не только в центр, Москва получает новые точки притяжения, где можно жить и работать.
УЛИЧНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
А теперь попробуйте вспомнить центральные улицы. Мусор под ногами, рекламные растяжки — по бокам, даже подняв голову, нельзя было не упереться глазами в аляпистые билборды. Разномастная реклама смотрела на горожан со стен вагонов, домов и даже с асфальта.
Не помните? Наверное, потому, что взгляд давно не цепляется за что-то ненужное. Мы уже привыкли гулять по главным улицам столицы с удовольствием, любуясь на архитектуру домов, по-новому освещенных вечерами. Сами улицы стали шире и светлее, по ним приятно ходить и не хочется никуда торопиться. Москву озеленили почти четырьмя миллионами кустарников и деревьев, благоустроили более 20 тысяч дворов, 327 улиц привели в порядок.
Число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось более чем в пять раз.
— На благоустроенных улицах число пешеходов увеличилось в 2–4 раза, — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Благодаря созданию комфортных условий жизни город привлекает москвичей и туристов. Это десятки миллиардов рублей для бизнеса, миллиарды рублей налогов в бюджет, сохранение рабочих мест.
«Моя улица» — именно эта городская программа позволила создать уютные площади, безопасные пешеходные переходы, чистые фасады домов. Невозможно уже себе представить вновь забитую машинами Никольскую, Триумфальную площадь — без качелей, Лужнецкую набережную — без беговых дорожек, да и в целом — весь столичный центр без благоустроенных тротуаров, аккуратных клумб с оригинальными цветами. Только в этом году в рамках программы отремонтировали более 118 улиц.
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ
Кафе, забегаловки, шаурма — на каждом углу можно было встретить свое злачное место, где риск купить некачественный хот-дог или какую-либо закуску на бегу, был равен почти 100 процентам. За семь лет московский общепит стал опрятным и легальным. И это нравится не только горожанам и туристам, но и самому бизнесу. Только за последний год число ресторанов и кафе выросло на 400 новых точек и превысило девять тысяч площадок в Москве.
Также в городе был радикально упрощен порядок открытия летних кафе и веранд при ресторанах. Разрешение на открытие сезонного кафе теперь выдается бессрочно в срок до 30 дней, хотя раньше процедуру могли растянуть на пять месяцев.
МУЗЕИ ПОЛУЧИЛИ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ
19 октября мэр Москвы Сергей Собянин и министр культуры России Владимир Мединский открыли Музей кино в павильоне № 36 на ВДНХ. В череде знаковых культурных событий осени это обещает стать самым ярким.
Государственный центральный музей кино, главная задача которого — изучение и продвижение отечественного кино, — один из самых молодых российских музеев. Теперь он получил свой дом.
— Москва — крупнейший культурный мегаполис, в котором работают 450 музеев.
В прошлом году их посетили 20 миллионов москвичей и гостей столицы. Мы расширяем популярное музейное пространство столицы.
И, продолжая возрождать исторические павильоны ВДНХ, создаем здесь уникальный Музейный город, — заявил Сергей Собянин. — В ближайшее время своих первых посетителей примут более десяти музеев и выставочных пространств. Ожидается, что они привлекут на главную выставку страны еще порядка пяти миллионов человек, интересующихся культурой, историей и наукой.
В этот день на ВДНХ открыли также Музей пчеловодства и Дом книги. Это результат большой многолетней работы по возрождению ВДНХ.
Однако не только это пространство в Москве получает новый облик. С 2010 года столица прошла большой путь и научилась обустраивать знаковые объекты.
Москва, какой она была семь лет назад, сегодня «глядит» на нас только с фотографий. На них — массивные рекламные конструкции, нелегальные торговые палатки, хаотичная парковка. Вспомните, к примеру, площадь у станции метро «Улица 1905 года». Даже в спокойный день пассажирам приходилось проталкиваться в толпе, лавируя между палатками, продавцами и покупателями. Так было и еще по сотне других адресов. Борьбу с самостроем объявили практически сразу. Как результат, мы видим киоски нового образца, внешний облик которых выполнен в едином узнаваемом стиле.
Да, Москва перестала быть лидером по некоторым направлениям. Например, по пробкам. Водители намного меньше стоят в заторах на Московской кольцевой автодороге, количество аварий в узких местах магистрали существенно сократилось. По новым развязкам и построенным трассам едут новые автобусы, использующие качественное топливо «Евро-5».
А еще в городе ликвидировали очереди в школы, детские сады, поликлиники, госучреждения и ведомства. Москвичам дали возможность заниматься оформлением документов в удобное время.
Москва уверенно заявляет о своем развитии и совершенствовании, и на достигнутом наш мегаполис не останавливается.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ МОСКВЫ
■ Парк «Зарядье». За два с половиной года строители совершили настоящий подвиг — на месте сотен кубометров бетона, оставшихся после сноса гостиницы «Россия», появилась уникальная природная зона с «парящим» мостом.
■ Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция главного стадиона страны завершена. Арена примет 81 тысячу зрителей, а ее медиакровлю с трансляцией ключевых моментов матчей будет видно с основных смотровых площадок города.
■ Московская электронная школа. Электронные журналы и дневники, интерактивные панели, ноутбуки почти в каждом классе, оснащение Wi-Fi, учебные материалы и курсы, созданные самими педагогами, — сегодня трудно представить современную школу без этих атрибутов.
■ «Инфарктная» и «инсультная» сети. За семь лет время приезда скорой помощи сократилось с 17,5 до 7,5 минуты. Восемь центров в столице готовы в экстренном режиме оказывать помощь больным с инсультом. В городе работают 29 сосудистых центров, благодаря им втрое снизилась больничная летальность от инфаркта миокарда.
■ Мегаполис света. Дворы, детские и спортивные площадки, детсады и школы — на более чем 16 тысячах объектов установлено дополнительное наружное освещение. За семь лет архитектурно-художественная подсветка украсила 1811 зданий.
Благодаря этому Москва вошла в число пяти наиболее освещенных городов мира.
■ Программа реновации. Столичные власти инициировали беспрецедентную программу обновления жилфонда. Более миллиона москвичей смогут в ближайшие 15–20 лет кардинальным образом улучшить жилищные условия. Им гарантированы: переселение в своем районе, равнозначная квартира с отделкой комфорткласса, помощь в переезде, комфортная среда, соцобъекты.
■ Центры госуслуг «Мои документы». Три минуты — среднее время ожидания обслуживания в очереди в центрах госуслуг. Чашечка кофе в подарок, если ждешь в очереди дольше 15 минут. Удобно. Ведь 97 процентов услуг можно получить без привязки к месту жительства.
■ Сохранение культурного наследия. За семь лет количество памятников культуры, архитектуры и истории, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 1325 до 249. Отремонтировано почти 8 тысяч фасадов, отреставрировано 904 объекта культурного наследия и 534 памятника монументальной скульптуры.
ЦИФРА
100 миллионов пассажиров перевезены в первый год работы Московского центрального кольца.