Биологическая безопасность. Люди в масках в общественном транспорте. Возвращение детских болезней. Разные слухи про загадочную пневмонию... Что происходит на самом деле: это грипп, новый старый ковид или сезонное ОРВИ? Об этом обозреватель "Российской газеты" беседует с Главным государственным санитарным врачом России, руководителем Роспотребнадзора, профессором Анной Поповой.
Что касается масочного режима, гигиены рук… Это то, что необходимо соблюдать в повседневной жизни, чтобы сохранить здоровье свое и окружающих.
Но такое носительство в верхних дыхательных путях также встречается и при других вирусных инфекциях. Например, при гриппе и риновирусной инфекции. Все зависит от особенностей иммунитета человека: ослабленные люди могут быть носителями чаще, чем остальные. То же можно сказать и в отношении других вирусов. И это никакая не сенсация! Все было известно еще и до пандемии COVID-19, но практически не выходило за пределы обсуждения в научных кругах.
И если мы в последнее время много говорили о постковидном синдроме, то давайте вспомним о том, что и грипп, и другие респираторные вирусы тоже могут привести к серьезным последствиям: повлиять на работу сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, иных систем. Поэтому не только COVID-19, но и другие респираторные вирусы будут нас сопровождать на протяжении всей жизни. К ним нужно относиться так же серьезно, как и к COVID-19, и заниматься их специфической и неспецифической профилактикой.
Возвращениедетских болезней
Может, ошибаюсь, но как-то принято было относить корь и коклюш к детским болезням. Однако в последнее время они упорно рвутся в разряд взрослых заболеваний. Насколько серьезным был подъем кори в этом году? Наблюдается ли он сейчас? Нет ли дефицита вакцин?
Анна Попова: Начну с того, что нужно отметить: ограничительные мероприятия во время пандемии в определенной мере способствовали снижению в этот период активности эпидемического процесса по ряду иных инфекций, в том числе по кори. А с 2023 года, когда все ограничения были сняты, в России, как и во многих странах мира, отмечается очередной циклический подъем заболеваемости корью.
Циклический?
Анна Попова: Именно так. И наблюдаются он каждые 4-6 лет. Он связан с накоплением пула неиммунных лиц.
Во всех регионах страны с апреля 2023 года проводится подчищающая иммунизация: вакцинация не привитых и не болевших корью. А также привитых однократно детей и взрослых. Это позволяет укрепить коллективный иммунитет против кори. И сегодня привито 77,8% от числа подлежащих иммунизации.
Если не возражаете, воспользуюсь возможностями "РГ", чтобы напомнить: сделать прививки против кори в медицинской организации по месту жительства может любой гражданин РФ, не болевший корью, не получивший прививки против кори ранее в соответствии с национальным календарем профилактических прививок или не имеющий сведений о прививках против кори.
А коклюш? В этом году он серьезно заявил о себе. Что предпринять, чтобы им не заболеть?
Анна Попова: На самом деле коклюша выявлено лишь несколько десятков случаев. Это ни в какое сравнение не идет, например, с заболеваемостью ковидом: случаи заболевания им регистрировались до нескольких десятков тысяч в сутки. Такая циркуляция возбудителя - общемировой процесс. Заболеваемость коклюшем и даже летальные исходы у новорожденных отмечаются во всем мире. Проблема в том, что у нас коклюш плохо выявляется. Можно сказать, что это недовыявляемая инфекция. Очень часто при длительном кашле у ребенка родители ведут его к аллергологу, чтобы исключить бронхиальную астму. А следует в первую очередь исключить коклюш, который, к слову, встречается в любом возрасте.
Тяжелее всего эта инфекция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни. Потому в ряде стран применяется так называемая вакцинация по методу кокона, когда прививают все окружение, с которым будет контактировать новорожденный, - это не только мама с папой, но и бабушки-дедушки, няня и т.д., чтобы избежать заболевания. У нас вакцинация от коклюша входит в национальный календарь прививок. Препараты для вакцинации от него доступны во всех регионах. И если родители будут соблюдать календарь и прививать ребенка, то и вспышек этой инфекции сможем избежать.
Укус комара
Анна Юрьевна! Корь и коклюш - старые знакомые. А в последнее время все чаще информация и предупреждения ученых о возможности новой пандемии по причине климатических изменений и наступления человека на дикую природу. Насколько серьезно вы относитесь к таким предупреждениям? С какой стороны ждете угрозу?
Анна Попова: На самом деле и потепление климата, и расширение использования технологий в сельском хозяйстве, и интенсификация производства приводят к тому, что расширяется ареал возбудителей - переносчиков инфекции. Да, можно прогнозировать рост трансмиссивных заболеваний, которые передаются от человека человеку, например при укусе комара. Кроме того, интенсификация сельского хозяйства связана с использованием большого количества противомикробных препаратов. А это ведет к росту антибиотикорезистентности. Так что мы наблюдаем еще одну потенциальную и вполне реальную угрозу: рост устойчивости микроорганизмов к противомикробным и дезинфицирующим средствам.
По разным прогнозам, к 2050 году эта устойчивость будет занимать ключевую позицию в списке глобальных проблем здравоохранения. Пока известна лишь малая доля всех возбудителей, которые существуют в природе. Надо продолжать их изучение, чтобы быть во всеоружии перед новыми вызовами.
Геном и границы под надзором
Анна Юрьевна! Уж раз так, то просто нельзя не спросить: что делается в области геномного эпиднадзора?
Анна Попова: Геномный эпиднадзор - это новый инструмент, разработанный Россией. В этом наша страна одна из первых, которая его внедрила и развивает. Он включает в себя постоянный генетический мониторинг за всеми известными патогенами, и в первую очередь опасными и особо опасными.
Это значимая часть нашей работы. Уже действует эффективная трехуровневая система мониторинга инфекций внутри страны. И тут, если позволите, несколько цифр. Первичную индикацию патогенов обеспечивает развитая лабораторная сеть, включающая дополнительно созданные в рамках "Санитарного щита" 153 центра ПЦР-тестирования в 114 городах. Эта сеть обеспечивает быстрое выявление инфекций и в случае необходимости массовое тестирование. На втором уровне создана сеть из 48 центров секвенирования для обеспечения мониторинга циркуляции патогенных микроорганизмов. На третьем уровне ведущие научно-исследовательские институты Роспотребнадзора изучают микроорганизмы, определяют не только их свойства, но и природу, и географию происхождения.
Мы анализируем происходящие изменения. Это позволяет выявлять и отслеживать различные эпидемии и пандемии, прогнозировать их распространение и эволюцию. Для нас очень важно изучение мутаций и вариаций генома. Это ведет к более точному определению патогенности и возможным способам борьбы с инфекционными заболеваниями. Российские ученые и специалисты применяют методы геномного анализа для повышения эффективности диагностики, разработки новых препаратов и вакцин. И значит, позволяют более эффективно контролировать распространение инфекций, обеспечивать безопасность населения.
Вместе с научно-исследовательскими организациями Роспотребнадзор обеспечивает проведение постоянной оперативной оценки эпидемиологической ситуации, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в иностранных государствах, в том числе КНР.
Государственный комитет по вопросам здравоохранения КНР отмечает рост заболеваемости острыми респираторными инфекциями, в том числе гриппом, а также рост случаев заражения Mycoplasma pneumoniae. А вот количество новых случаев COVID-19 уменьшилось. При этом специалисты КНР отмечают, что рост заболеваемости Mycoplasma pneumoniae фиксировался и раньше - каждые 3-7 лет. Клиническая картина у заболевших, преимущественно детей, без особенностей. Данных о выявлении в КНР нового или неизвестного возбудителя острой респираторной инфекции нет.
Из-за роста заболеваемости респираторными инфекциями в КНР территориальным органам Роспотребнадзора, имеющим транспортное сообщение с КНР, даны поручения об усилении санитарно-карантинного контроля.
Во всех пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе на российско-китайском участке, используется автоматизированная информационная система "Периметр". Это необходимо для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера. Чтобы не допустить завоз и распространение на территории нашей страны опасных инфекционных болезней. Поводов для опасения в настоящее время нет.
И потому, Анна Юрьевна, можно спокойно готовиться к встрече года Дракона…
Анна Попова: Но, дорогие читатели "Российской газеты", и не только они, соблюдая необходимые гигиенические правила. Берегите себя и окружающих! Всем здоровья.
Ключевой вопрос
Санитарный щит России
Анна Юрьевна! Большие каникулы приводят в движение большое количество людей, к нам возвращаются туристы, в том числе из многих дружественных стран. Охота к перемене мест. Наши границы на надежном санитарном замке?
Анна Попова: Начну с того, что у Роспотребнадзора есть федеральный проект "Санитарный щит". Его главное предназначение - внедрение современных инновационных инструментов, которые помогут защитить границы нашего государства от эпидемиологических угроз.
Чуть подробнее о результатах.
Анна Попова: Один из важных результатов - разработка и внедрение высокоинтеллектуальной системы АИС "Периметр" в пунктах пропуска через государственную границу. Система позволяет проводить анализ эпидемиологической ситуации на основе искусственного интеллекта в режиме реального времени и составлять прогноз с точностью до 90 процентов.
Научные исследования, разработки проекта нацелены на создание новых тестов и вакцин. Уже разработано 30 новых тестов для быстрой диагностики инфекционных заболеваний. Что значит быстрой? В течение 60 минут. Внедрены генетические технологии, которые позволят в течение 4-6 дней разработать и начать производить тест на любую новую инфекцию, имея лишь полную информацию о геноме без самого микроорганизма. Создается 6 стандартизированных платформ быстрой разработки вакцин. Наша цель - разработка вакцин против новых инфекций за 4 месяца.
Такое возможно?
Анна Попова: Возможно! Мы внедряем цифровые технологии. Создана первая Российская платформа агрегации данных о геноме патогенов VGARus, которая стала крупнейшим агрегатором. В базу загружено почти 300 тысяч геномных последовательностей микроорганизмов.
Мы создаем новый геномный надзор, который уже обеспечивает выявление на территории РФ новых штаммов вируса SARS-CoV-2. Это позволяет своевременно проводить дополнительные санитарно-противоэпидемические, профилактические мероприятия. Сейчас по решению правительства РФ распространяем подход на грипп, гепатиты, ВИЧ и другие инфекции. Службой впервые создан технологически независимый и защищенный "Национальный интерактивный каталог патогенных микроорганизмов и биотоксинов". Он уже включает 23 250 штаммов. К концу 2024 года превзойдет крупнейшую аналогичную американскую базу данных, будет содержать информацию о 40 тысячах патогенах. Каталог позволит прогнозировать эпидемиологические риски, быстрее выявлять инфекции и разрабатывать тесты и вакцины.
Создаются и развиваются информационные ресурсы для предприятий, специалистов и населения по поддержке и осуществлению противоэпидемических мероприятий. Так называемые КЭП - консультации эпидемиолога. У "Санитарного щита" целый коммуникационный блок "Санпросвет". Мы разработали стратегию и начали ее в восьми пилотных регионах. С 2024 года она будет внедрена во все субъекты РФ.