Самое ужасное в них то, что никакой базы для подобного решения нет и не предвидится. Частные клубы в России можно пересчитать по пальцам одной руки, а основная задача клубов бюджетных — что угодно, но не развитие футбола и выстраивание в регионе (как правило, именно местные власти несут финансовую допнагрузку) качественной спортивной инфраструктуры. Потому вместо вечного разговора о расширении лиги стоит рассмотреть вариант ее сокращения. А уже когда оставшиеся в ней команды станут самоокупаемыми и независимыми от бюджетных вливаний, а из ФНЛ наверх устремятся еще пять-шесть таких же претендентов, можно будет поговорить о расширении.
Как правило, в ответ на предложение сократить лигу слышу один, но весомый довод: так мы убьем футбол в регионах. Но разве сегодня футбол там жив? Вам напомнить, куда делась зона «Восток» в ПФЛ? Быть может, если просто закидать какой-нибудь «самобытный клуб» деньгами, там смогут построить что-то на долгие годы? Конечно, нет. И за примерами далеко ходить не надо. Возьмем нынешний состав РПЛ. Частная собственность здесь только «Спартак», «Краснодар» да «Сочи». Еще двое участников содержатся за счет госмонополий — РЖД и «Газпрома». Еще два — ЦСКА и «Динамо» — спонсируются банками с госучастием. В общем, от государства никуда — даже там, где мы привыкли говорить об успешности и некой стабильности. Остальные же в той или иной мере получают финансирование из региональных бюджетов.
В чем смысл этого, правда, совершенно непонятно. Многие клубы с бюджетами от 500 миллионов рублей не собирают на трибунах и пяти тысяч человек, если только в гости к ним не приехали «Спартак» или «Зенит». Зачем региональному бюджету тратить более полумиллиарда на такую аудиторию? Не стоит ли перенаправить эти средства на иные нужды? При этом клубов как долгосрочных проектов в регионах почти нет. Да, у каждого на бумаге имеется своя академия. Но есть они просто потому, что без этого нельзя выступать в премьер-лиге. Кого и зачем эти учреждения выпускают, если по всей стране потом катаются в основном выпускники московских академий, непонятно.
И проблемы далеко не только в академиях. Что представляет из себя футбольный клуб «Ротор», у которого сейчас возникла куча проблем с ковидом? Срочно собирая состав на сезон-2020/21, волгоградцы набрали игроков в аренду и подписали множество годичных договоров. Летом 2021 года на контракте с «Ротором» (согласно данным портала Transfermarkt.de) останутся два футболиста. Два! А сам клуб никуда не денется, да и болельщики на матчи в Волгограде ходят с удовольствием. Но команда летом просто исчезнет. А это значит, будет новый сбор по сусекам на следующий сезон, выплаты агентских, подъемных и так далее. И все это на средства из бюджета области.
И не «Ротором» единым, разумеется. «Химки» летом стали одним из главных ньюсмейкеров лиги, причем, именно про футбол применительно к клубу заговорили лишь после их поражения в Краснодаре 2:7. Такой себе повод, конечно. Сначала подмосковные боссы играли в ромашку и решали, идут они в РПЛ или не идут. Потом становились фарм-клубом «Спартака», потом разбирались с тренером, потом с арендами игроков... Худо-бедно команду химчане собрали, однако их результаты говорят лишь о том, что следующий сезон команда вновь начнет в ФНЛ. При этом на контрактах в «Химках» останутся трое футболистов. В «Тамбове» и «Арсенале» таких будет по семь игроков, в «Урале» — восемь.
Конечно, данные по договорам могут быть чуть неточными, однако сути это не меняет. Большинство клубов РПЛ существуют просто для того, чтобы существовать. Нет ни спортивных, ни коммерческих, никаких других целей: исключительно трата бюджетных средств на игроков и агентов. Не секрет ведь, что в каждом российском клубе зарплатная ведомость составляет 60-70% от всего бюджета. Эти клубы напоминают киношных зомби, которые не живут, но, повинуясь рефлексам, двигаются и преследуют одну цель — питаться. Мертвые души, которые есть лишь на бумаге, а по факту на их месте — пустота.
Точно такие же — вылетевшие из РПЛ «Крылья Советов», так же работают в «Нижнем Новгороде», ради которого в области истреблен весь остальной профессиональный футбол. Или вспомним «Томь» с ее вечными долгами в размере годичного бюджета и ожиданием подачек от «Газпромнефти». Зачем все это?
Оптимальным вариантом будет сокращение премьер-лиги до десяти клубов и игра в четыре круга. Это 36 туров: меньше, чем в Англии, но больше, чем у нас сейчас. Плюс сумасшедшая конкуренция, по несколько топовых игр в каждом туре и шанс, как следствие всего этого, наконец-то продать телеправа за нормальные деньги. Да, так в лиге останутся лишь представители крупных городов европейской части страны. Ну, то есть, те, кто за что-то борется каждый сезон, вкладывает деньги не только в ведомость, но и в инфраструктуру и привлечение болельщиков. А те, кто не может второй год сыграть у себя дома, пусть сражаются за право попасть в этот элитный клуб.
Смотреть на матчи мертвых душ уже порядком надоело. В РПЛ должны играть лишь те, у кого нет проблем с финансированием (желательно более половины из внебюджетных источников), инфраструктурой, заполняемостью арены. Те, к кому не возникает вопроса «а для чего и кого вы существуете?» Думаю, десять таких клубов в стране найти можно. А остальные пусть стремятся соответствовать.
Футбол во всем мире — бизнес. И только у нас почему-то — социальный проект. Не стоит изобретать велосипед, когда Falcon 9 уже слетала в космос и вернулась. Выступления российских команд в еврокубках (а позор «Динамо» — очень тревожный сигнал) являются тому очередным доказательством.
Российскому клубному футболу нужны жесткие реформы, и резать придется по живому. Если этого не сделать, мы точно потеряем пациента.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции