Металлургия в январе–июле стала самой быстрорастущей отраслью в промышленном производстве России. Как указано в мониторинге РАНХиГС и Института Гайдара, с декабря прошлого года металлургия (отрасль занимает пятую долю в промпроизводстве) выросла на 11% — это рекордные темпы роста. Даже быстро восстанавливающаяся добыча полезных ископаемых увеличилась всего на 3%. По оценкам экономистов, такой впечатляющий рост стал возможен благодаря крупным проектам — таким как мост через Керченский пролив и газопровод «Сила Сибири». Эти стройки фактически спасают отрасль, которая с прошлого года испытывает дефицит заказов со стороны девелоперов. В будущем металлургию будут поддерживать новые проекты, один из которых — мост на Сахалин.
Металлургия в последние годы явно не была драйвером промышленного производства. В прошлом году она упала на 2,3%, в 2015-м — на 6,5%. В 2013–2014 годах показатели ее роста находились вблизи нуля.
«Положительная динамика объясняется благоприятной внешней и внутренней конъюнктурой: растет мировой рынок стали, на внутреннем рынке высокий уровень спроса обеспечивает в первую очередь строительная отрасль, — указано в мониторинге РАНХиГС и Института Гайдара. — В частности, крупные стройки, такие как мост через Керченский пролив, газопровод «Сила Сибири», а также производство машин и оборудования».
Как пояснил «Известиям» независимый эксперт Леонид Хазанов, наиболее заметно выросло производство грузовых вагонов — на 90,5%. Кроме того, ощутимо расширилось производство легковых (20,5%) и грузовых (12,1%) автомобилей, автобусов (18,9%) и стальных конструкций (11,8%). По его словам, рост заказов обеспечивало и строительство спортивных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года.
— Положительную роль сыграло весеннее ослабление рубля, сделавшее цены на российский металл более привлекательными на мировом рынке. К тому же снизилась конкуренция. Китай заметно уменьшил производство стальной продукции и ее продажи в другие страны мира, — пояснил эксперт.
По данным «Газпрома» и Росавтодора, общий объем инвестиций в проект «Сила Сибири» и Крымский мост составил более триллиона рублей (800 и 227 млрд рублей соответственно).
Загружать заводы заказами «Сила Сибири» начала еще с осени 2014 года. По данным газовой монополии, на 3 тыс. км трубы потребуется порядка 2,5 млн т металла. Запуск работы трубопровода запланирован на конец 2019 года.
Строительство Крымского моста стартовало в начале прошлого года. По открытым данным, только на возведение пролетных строений моста потребуется более 230 тыс. т металла, еще более 10 тыс. т — для арочных пролетов, сообщили «Известиям» в Росавтодоре. Открытие трассы намечено на 2018 год.
— Эти два проекта останутся драйверами роста металлургии в ближайшее время, — уверен Леонид Хазанов.
Поддержать российскую металлургию в будущем могут новые проекты. В их числе эксперты называют строительство моста с материка на Сахалин, а с последнего — на японский остров Хоккайдо.
О проекте строительства моста с материка на остров рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на Восточном экономическом форуме. По его словам, Россия близка к тому, чтобы начать свою часть работ — довести до побережья Тихого океана железную дорогу и построить переход из материковой части страны на Сахалин. По словам главы Минтранса Максима Соколова, проект может быть реализован уже в первой половине 2020-х годов.
Опрошенные «Известиями» металлургические компании позитивно смотрят в будущее. По итогам года потребление продукции металлургов будет на уровне роста экономики, то есть примерно плюс 1,5% в 2017 году, прогнозируют в «Северстали».
— При этом от отрасли к отрасли будет складываться очень разнородная картина. Есть сегменты, в потенциал роста которых мы верим больше, — это, например, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение. Эти сегменты будут расти благодаря тому, что в рамках программы импортозамещения созданы неплохие условия для развития отечественного производителя, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Северстали».
Алюминиевая отрасль в ближайшие годы продолжит рост благодаря спросу на продукцию с высокой добавленной стоимостью, считает представитель «Русала». Стратегия стимулирования спроса на алюминиевую продукцию высоких переделов (сюда входят, например, детали для авиастроения или алюминиевые вагоны) была утверждена премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре 2016 года.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что в будущем драйвером развития металлургии станут судо-, авиа- и автомобилестроение, производство станков и прочего оборудования. Также в ведомстве рассчитывают на импортозамещение в черной и цветной металлургии.