«Опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и(или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба» (п. 2. 7) .
Все нарушения из этого списка уже есть в правилах, и за них предусмотрены отдельные штрафы. Но теперь будут наказывать еще и за неоднократность нарушения, то есть за два или больше раз подряд. Только размер штрафов за «опасное вождение» пока не определен. Депутаты обещают придумать наказание осенью, и оно будет суровым. Тогда мы и расскажем точнее, как именно будут ловить и наказывать. А сейчас давайте пробежимся по пунктам с комментариями Владимира Бахарева, шеф-тренера и эксперта центра «Движение без опасности». Назовем все виды опасного вождения в точности так, как их назвали в Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (см. схемы).
1. «Нервяки»
Гаишники называют это невыполнением требования уступить дорогу при перестроении.
В ПДД: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения» (п. 8. 4).
Мнение эксперта:
- Главное требование к водителю при перестроении - не заставить другого водителя затормозить или перестроиться. Основная проблема здесь - в неправильном обучении в автошколах. Нас учат, уступая дорогу при перестроении, замедляться вплоть до остановки. А надо, наоборот, набирать скорость потока и лишь тогда встраиваться в свободное место.
2. «Шашечки»
Шнырять туда-сюда по полосам правила запрещают, вы удивлены?
В ПДД: «…При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия…» (п. 9. 4).
Мнение эксперта:
- «Игра в шашки» - это вопрос завышенной самооценки, а не стремления ехать быстрее. Я часто замечаю, что машина летает из ряда в ряд, но не продвигается далеко вперед. На деле поток всегда формирует среднюю скорость, разница скорости между рядами маленькая - всего 7 - 8 км/час. Создавая опасные ситуации, автомобилист не уезжает далеко вперед.
3. «Торопыги»
Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди авто. Но что такое безопасная дистанция?
В ПДД: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения» (п. 9. 10).
Мнение эксперта:
- Я рекомендую ориентироваться не на расстояние до машины, а на время, за которое вы с ней поравняетесь, если она в один миг встанет на месте. Когда передний автомобиль поравняется, например, с фонарным столбом, считайте про себя, сколько будете ехать до этого столба. При любой скорости и любой погоде должно пройти не меньше трех секунд, иначе дистанция опасна. А инспекторы, видимо, будут определять опасную дистанцию на глазок. В ПДД нет четкого ее определения.
4. «Грядки»
Часто лихачи протискиваются между рядами, как бы раздвигая потоки.
В ПДД: тот же п. 9. 10.
Мнение эксперта:
- Эта норма направлена большей частью против мотоциклистов. Даже постоянный обзор в зеркала не дает полной гарантии, что вы увидите мотоцикл вовремя. Их езду между рядами машин будут признавать опасным вождением.
5. «Учитель»
Автохамы часто обгоняют и бьют по тормозам прямо перед носом..
В ПДД: «Водителю запрещается: …резко тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП» (п. 10. 5).
Мнение эксперта:
- Практически невозможно установить, намеренно он это делает или просто уходит от аварии. Это почти недоказуемо, вам придется предоставить такое видео, по которому будет понятно, что его агрессивные действия умышленны.
6. «Упертый»
Одна машина выезжает на встречную полосу для обгона, а водитель второй поддает газу.
В ПДД: «Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11. 3).
Мнение эксперта:
- Реальных случаев такой агрессии не так и много. В действительности чаще создает проблемы тот, кто обгоняет. Это он должен определить достаточное для обгона расстояние и не создавать помех другим, а обгоняемому нужно лишь не повышать скорость.
КОММЕНТАРИЙ ПРОСТОГО ВОДИТЕЛЯ
Сколько это будет в сантиметрах?
Конечно, когда-то надо начинать штрафовать всех этих «упертых» и «нервяков», которые, может быть, водят мастерски и имеют блестящую реакцию, но при этом им в голову не приходит, что у соседнего водителя такой реакции может не быть или что он просто испугается, дернется - и привет, авария!
Ну это ладно.
Меня смущает больше другое. Я пролистал всю книжечку ПДД в поисках точных определений, например, того, что такое «безопасный интервал» между машинами или «боковой интервал», который надо соблюдать. Они какими должны быть при движении? А в пробке? Пять метров? Сорок два сантиметра? Километр от машины до машины?
Или «перестроение при интенсивном движении» - это сколько раз в минуту? Или в час? Три? Десять?
Нет там никаких указаний. И это означает, что все отдается на откуп инспектору. Какие цифры ему в голову придут, такие и будут правильными. Что на наших дорогах означает: был бы водитель, а нарушение мы ему найдем. И - прощай, моя зарплата, а то и права...
Я понимаю, что загнать это в четкие рамки - дело сложное. Но есть такой термин «не менее», так сказать, нижняя граница. Скажем, дистанция между автомобилями в интенсивном потоке должна быть не менее семи метров, а в пробке - не менее двух метров. Вот тогда, если что, водитель и инспектор будут говорить на одном языке. Специалисты все это могут рассчитать, мне кажется.
Честнее будет и взяток поменьше.
Андрей ДЯТЛОВ.