Скажете, никому не нужен за границей российский автопром? Как бы не так! Не стоит недооценивать интерес иностранцев к нашим автомобилям. Там даже есть клубы любителей российских моделей! Давайте вспомним, как отечественные автозаводы боролись за сердца и кошельки иностранных владельцев, каким машинам это удалось и где сейчас можно купить новинки российских брендов.
Экспансия на зарубежные рынки началась сразу после войны. Львиная доля экспорта приходилась на страны соцлагеря, но и на Западе дела шли неплохо. Тем более за качеством авто, отгружаемых за границу, следили особенно пристально. Поэтому считалось удачей достать экспортный вариант на внутреннем рынке - такие машины обычно отличались надежностью и более богатой комплектацией.
Рекорды продаж в Западной Европе отечественные бренды не били. Но своих клиентов имели. Классическая «Волга» (ГАЗ-21) пользовалась большой популярностью в Греции, «Москвич-412» по лицензии собирали в Бельгии и Финляндии, а вазовские «восьмерки» и «девятки» производили даже в Уругвае!
Над «ушастым» «Запорожцем» (ЗАЗ-968М) в Европе посмеивались, но тоже, как ни странно, покупали. Там он известен под брендом Yalta - ведь ни на одном европейском языке название Zaporozhets выговорить невозможно. «Ушастый» потом даже послужил прообразом одного из ключевых персонажей (конечно, русского, и, конечно, злодея) в мультфильме «Тачки 2» от студии Pixar.
Из всех советских и российских машин можно выделить пять, которые действительно пользовались за рубежом неплохим спросом. А некоторые покупают до сих пор.
Сразу после победы - «Победа»!
ГАЗ-М20
Наравне с «Москвичом-400» - первая по-настоящему массовая модель советского автопрома. Производство обеих стартовало в 1946 году. Но если «Москвич» был просто клоном Opel Kadett с минимальными изменениями, то «Победа» являлась самостоятельной разработкой. В первые годы производства чуть ли не каждый третий ГАЗ-М20 отправлялся на экспорт. Особенно полюбили машину в Финляндии, где ее часто использовали как такси. Доехали «Победы» и до Штатов, где их ценили за способность ездить по любым дорогам без опаски развалиться на ходу.
В СССР производство «Побед» свернули в 1958-м - машина быстро устарела технически. А в Польше под брендом «Варшава» их выпускали вплоть до 1973 года.
Kalinka моя
ВАЗ 2104/2105/2107
Британское издание Autocar недавно посчитало тиражи самых популярных моделей в истории. Седьмое место заняла… «семерка». Она же «пятерка». Она же «четверка». Короче, Lada Riva - под этой маркой в Великобритании продавалось вазовское семейство «пятой» модели: ВАЗ 2105, 2104 и 2107. Другие варианты названия - Lada Kalinka (Франция, ГДР, Португалия и Испания), Lada Nova (Дания, ФРГ), Lada Laika (Бразилия, Аргентина)…
На рынок они вышли в период с 1980 по 1985 год, но выпускались вплоть до 2015-го! А общий объем выпуска составил 18 млн машин. Машина была популярна в СНГ, Западной Европе, Южной и Центральной Америке, Северной Африке.
- Брали в основном из-за низкой цены. Конечно, конструктивно машина устарела уже в момент выхода. Но подкупала неприхотливостью, стойкостью в сложных условиях эксплуатации и способностью переваривать даже плохой бензин, - вспоминает автоэксперт Андрей Ломанов.
«Нива» всем на диво
ВАЗ 2121
Без сомнения - самый известный отечественный автомобиль!
- Единственный, который внес существенный вклад в развитие мирового автопрома, - добавляет автоэксперт Игорь Моржаретто.
Что подтверждают и эксперты на Западе. Внедорожники были и раньше - их выпускали, например, Jeep и Land Rover. Грузные, дорогие… Но первым компактным кроссовером (хотя сам этот термин придумали десятилетия спустя) с полным приводом, доступным по цене и комфортным в обслуживании, стала именно «Нива». Первые экземпляры которой сошли с конвейера в 1977 году.
- Ни до, ни после мы не придумали чего-то столь оригинального, - отмечает Игорь Моржаретто. - «Нива» мгновенно завоевала популярность. В Англии несколько десятков лет на них каталась вся сельская полиция. Их обожали фермеры в Европе. В конце концов, их до сих пор покупают на Западе.
А еще «Нива» - звезда экрана, ее охотно снимают западные режиссеры. На «Ниве» герой Бена Стиллера в «Невероятных приключениях Уолтера Митти» спасался от извержения вулкана в Исландии. На «Ниве» в Норвегии скрывалась от врагов Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон) в «Черной Вдове». На «Ниве» рассекали главные герои французского триллера «Багровые реки»… Таких примеров - вагон и тележка!
Не просто так АвтоВАЗ сейчас назвал модель Niva Legend. Ведь и правда - легенда. Гляньте по сторонам. Оцените засилье компактных кроссоверов на дорогах. И знайте - все они появились благодаря «Ниве».
«Буханка» всему голова
УАЗ-452
«У меня новый фургон. Отправляюсь в поход!» - подписал актер Том Хэнкс фото с «буханкой». В 2017 году этот кадр разлетелся по Сети. Мы до сих пор точно не знаем, действительно ли Том купил «УАЗ». Венгерские номера на машине намекают, что нет: дело происходило в период съемок фильма «Инферно», которые как раз велись в Венгрии. Скорее всего, Хэнкс просто увидел «буханку» на улице, впечатлился и сделал фото.
Однако факт - «буханка» крайне популярна на Западе. Во многих странах есть свои клубы любителей этой модели.
- Машина по-своему уникальна, - отдает «буханке» должное Игорь Моржаретто. - Это единственный в мире автомобиль вагонной компоновки на рамном кузове и с полным приводом. К тому же рекордсмен - стоит на конвейере с 1958 года! Причем с минимальными изменениями. И главное - снимать его с производства никто не планирует. Ни одна другая машина не продержалась так долго, «буханке» уже 66 лет!
Порше для бедных
ВАЗ 2108/2109
Она же - «Самара». Она же - «Наташа». Она же - «Дива». Она же - «Калотта», «Канелла», «Сагона»… Причина такого количества названий нашей «восьмерки-девятки» - многообразие рынков, вариантов исполнения, поставщиков и даже заводов, на которых их собирали. Но самое известное в мире прозвище этой модели - «Порше для бедных».
- Потому что в разработке участвовали инженеры Porsche, и их вклад заметен. Особенно по части управляемости, - поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто.
Разработка «восьмерки» - трехдверного хетчбэка на новой платформе - стартовала на АвтоВАЗе в конце 70-х, но конвейер запустили только в 1984-м. А спустя три года новинка попала на европейские рынки и разлетелась по миру дальше - от Чили до Австралии!
Во Франции в конце 80-х «Самары» заняли четверть рынка иномарок с кузовом универсал или хетчбэк. В Великобритании их брали за отличную управляемость, действительно навевающую ассоциации с «Порше», и низкую цену. Региональные дилеры и поставщики соревновались в разработке модификаций, дабы угодить придирчивой западной публике. В России знать не знали про «Самары» с полным приводом и оптикой из четырех квадратных фар, а также про «Самары»-кабриолеты (те самые «Наташи»), ставшие популярными в Германии и Испании. Дошло до того, что в середине 90-х сборку наладили в Финляндии, выпустив за два года больше 15 000 машин.
КЛУБ ТРЕХ КОЛЕС
«Урал» и звезды
А есть что-то такое, российского производства, что за границей популярнее, чем на родине? Есть! Речь о легендарных «Уралах».
Да, Ирбитский завод в Челябинской области с трудом пережил развал СССР. Но пережил! Пусть производство мотоциклов сократилось в сто раз - примерно до 1000 - 1500 в год.
Зато сами «Уралы» продолжали модернизировать и совершенствовать. А главное - они набрали популярность по всему миру. Больше 90% всех байков идет на экспорт. Что неудивительно, при нынешней цене на Ural Gear Up (единственный в мире полноприводный мотоцикл с коляской) в районе 1,8 млн рублей… Позволить такое могут только небедные люди.
И позволяют - «Уралы» есть в коллекции музыканта Стивена Тайлера, актеров Брэда Питта и Юэна Макгрегора, недавно за рулем такого байка в специальной фотосессии засветился Джордж Клуни…
Но и без звезд поклонников у отечественных мотоциклов хватает. Надежность, прочность, долговечность конструкции привлекают мотолюбителей по всей планете. На них отправляются в кругосветки, пересекают пустыни.
В 2022 году, чтобы не потерять возможность продавать свою технику за границей, компания частично перенесла производство из Ирбита в Казахстан (в Петропавловск). Но менее родными «Уралы» не стали.
А ЧТО СЕЙЧАС?
«Лады» в Эмиратах, «Москвичи» на Кубе
Сейчас наш автоэкспорт ориентирован в основном на постсоветские страны. Главные рынки сбыта - Белоруссия и Казахстан. Дилеры «Лады» работают в Армении, Азербайджане, Таджикистане, Киргизии.
При этом в ноябре Тольятти анонсировал рост производства до 500 тысяч машин уже в 2025 году. Естественно, с учетом экспорта. Тогда же «Лады» появились в шоурумах партнера российской компании в ОАЭ. И даже стартовал сбор заказов. Причем по не самой демократичной цене. Скажем, «Гранта», которая в России в базовом исполнении стоит 700 тысяч рублей, в Эмиратах предлагается за 1,9 миллиона.
Одновременно АвтоВАЗ заявил о планах выхода на рынок Ирана. Там уже выпустили рекламные буклеты, начать продажи обещают в новом году.
- Экспорт российской продукции, тем более автомобилей, это всегда хорошо для страны, - признает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. - Но каковы реальные перспективы? Не думаю, что в Дубае найдется много покупателей на наши «Лады». Иран - другое дело. Там есть свой, местный автопром, но объем производства не покрывает потребности рынка, а западные бренды не представлены. Так что при адекватной цене иранцы быстро разберут продукцию АвтоВАЗа. Вот только на Иране далеко не уедешь. Надо осваивать другие рынки - Африку, Юго-Восточную Азию… Иначе планы по производству 500 тысяч машин в год невыполнимы - в России столько не продать.
Но не АвтоВАЗом единым - например, столичные власти подписали меморандум с правительством Кубы о передаче в таксопарки Гаваны и Варадеро 50 автомобилей «Москвич». Так что на Острове свободы скоро появятся кроссоверы российского производства.