В России каждый год по «солнцевскому» сценарию происходит множество аварий. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть сообщества в соцсетях, посвященные ДТП: трагических моментов, записанных на видеорегистраторы машин, там достаточно. Схема простая: дорога с двумя (реже тремя) полосами движения в одну сторону. Нерегулируемая «зебра». Пешеход подходит к краю дороги, вежливый водитель в правом ряду притормаживает, чтобы пропустить его, пешеход спокойно минует правый ряд и оказывается в левом, где едет водитель, не догадавшийся затормозить и пешехода не видевший. Происходит наезд, причем часто на значительной скорости.
— Ситуация абсолютно типичная, — рассуждает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Таких ДТП происходит каждый год сотни. Когда по всей стране в такие аварии попадают разные люди в разных обстоятельствах, решать эту проблему нужно с использованием инфраструктурных решений. Для предотвращения подобных ситуаций придумали, во-первых, «лежачих полицейских» перед «зеброй». В такой ситуации водитель, который даже не видит пешеходов, снижает скорость — нога у него перед «зеброй» уже находится на педали тормоза. А низкая скорость проезда «зебры» дает дополнительные секунды на то, чтобы увидеть пешеходов и остановиться. Во-вторых, светофоры с вызывной кнопкой. Водитель, который может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно. И остановится.
Как положить «полицейского»
— Жители имеют возможность влиять на организацию дорожного движения в Москве, — рассказал в ходе проведенного «МК» «круглого стола» замначальника столичного Центра организации дорожного движения Александр Евсин. — Для этого нужно обращаться с письменными запросами в те организации, которые курируют дорожное движение на данной улице. Это не только ЦОДД, куда, разумеется, можно обращаться, но и префектуры округов, управы районов, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В ряде случаев на принятие решений влияют и советы депутатов муниципальных образований.
По словам Евсина, решение по тем или иным элементам дорожной инфраструктуры (это не только светофоры или «лежачие полицейские», но и знаки запрета остановки, разметка и другие ограничения) принимается в конечном итоге экспертами, однако позиция жителей учитывается в обязательном порядке. Кроме того, именно мнение жителей может послужить катализатором к началу обсуждений и экспертных проработок.
В Москве ЦОДД и ГИБДД проводят совместную работу по установке «лежачих полицейских», а также светофоров и предупреждающих надписей «Осторожно, дети!». Делается это в первую очередь вблизи детских учреждений. Такие приоритеты соответствуют ГОСТу, регулирующему установку искусственных дорожных неровностей: их предписывается размещать вблизи учебных и воспитательных учреждений, спортивных объектов, рядом с жилыми зонами, ТЦ, вокзалами, аэропортами.
Кроме того, ограничители устанавливаются перед нерегулируемыми перекрестками с ограниченной видимостью и там, где есть «высокий риск аварий и повышенная опасность для участников движения».
— «Лежачих полицейских» ставят по факту происходящих на данном отрезке улицы тяжелых аварий, потому что это считается доказательством высокого риска ДТП, — пояснил «МК» сотрудник ГИБДД одного из округов. — Если ДТП с жертвами на данном месте не было, рекомендую обратиться в электронную приемную префектуры и управы, а также в ГИБДД и ЦОДД с указанием на повышенную опасность для участников дорожного движения. Время реагирования может составить несколько месяцев — но не во всех случаях установку одобряют специалисты.
Таким образом, самым надежным способом установить искусственную неровность будет указание на уже произошедшие аварии. А вот если тяжелых ДТП на этом переходе еще не было (и рядом нет школ, вокзалов и жилых зон), может потребоваться содействие депутатов муниципального совета или даже Мосгордумы. Такие случаи тоже известны.
Движение за светофор
Сделать «зебру» регулируемой — еще сложнее, хотя общий алгоритм такой же, рассказали «МК» в Госавтоинспекции. Адресаты обращений — те же: ЦОДД, ГИБДД, префектуры округов. Но помимо сложности дорожного движения здесь нужно будет доказать оживленность дороги. Норматив таков: не менее 600 автомобилей в час (а если есть разделительная полоса — то не меньше 1000 автомобилей в час). Пешеходов в ту же единицу времени по «зебре» должно проходить не менее 150 человек. Но есть традиционная оговорка: если на данном переходе за последний год произошло не менее 3 ДТП, светофор могут поставить и невзирая на оживленность движения.
Ответ ведомств на обращения граждан традиционный, в соответствии с федеральным законом — 30 суток. За это время и ГИБДД, и ЦОДД, и префектуры должны дать заявителю соответствующий ответ. Утвердительный или отрицательный. Практика показывает, что установка светофора даже у целеустремленной инициативной группы занимает подчас несколько лет. Но при должной настойчивости успех почти стопроцентный.